Соль

Кухня

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Библиотеки

Ученые нашли новый способ улучшения памяти

Ученые нашли новый способ улучшения памяти
Снять стресс и не стать сектантом / Фото: sozidaj.ru
Использование магнитной стимуляции мозга приводит к улучшению функции памяти.

В проведенном американскими учеными эксперименте приняли участие 16 добровольцев в возрасте от 21 до 40 лет. Исследователи предложили им на протяжении 5 дней проходить 20-минутные сеансы транскраниальной магнитной стимуляции. В начале испытаний участникам показали 20 фотографий человеческих лиц. В то время, когда они смотрели на них, вслух читали слова. После проведения стимуляции добровольцам вновь показывали фото и просили вспомнить произнесенные во время их показа слова. По сравнению с теми участниками эксперимента, которые не подверглись стимуляции, их результаты оказались лучше.

Нейробиологов в первую очередь интересовало влияние стимуляции на гиппокамп, который является одним из главных центров памяти, и его связи с корой головного мозга. Известно, что при выполнении тестов на память гиппокамп и кора активно обмениваются импульсами, а нарушение связей между ними приводит к характерным дефектам, когда человек, например, оказывается не в состоянии связать между собой имя и внешность.

Опубликованное в журнале Science исследование показало, что благодаря транскраниальной магнитной стимуляции, которая помогла синхронизировать работу различных областей головного мозга, процесс запоминания у добровольцев улучшился на 20-25%.

Ученые считают, что несмотря на то, что сейчас эффект от магнитной стимуляции длится всего 24 часа, в будущем это открытие поможет найти новые методы лечения потери памяти, вызванной инсультами, черепно-мозговыми травмами или болезнью Альцгеймера.

- Дело в том, что магнитная стимуляция гиппокампа используется в настоящее время только для исследовательских целей. Ее воздействие можно описать скорее как эффект плацебо, нежели чем как что-то реальное. Тем не менее, этот метод на данный момент уже запатентован. Как бы там ни было, а пациентам он нисколько не вредит, - объяснил "ВМ" Андрей Цибиров, врач-нейрохирург высшей категории. - Самый действенный способ развить свою память - это игра в шахматы, заучивание стихов наизусть и прочие, требующие усилий, но реальные методы, известные нам со школы. Наука до сих толком не знает, какая из зон мозга отвечает за память, скорее всего, весь мозг. Так что говорить о  конкретных механических методах ее улучшения пока преждевременно.

- Есть такой старый анекдот о научных исследованиях. Ловим таракана, хлопаем в ладоши — таракан убегает. Ловим второго, отрываем ему ноги, хлопаем — таракан не убегает. Вывод: таракан без ног не слышит. В нейробиологии такое нередко бывает. Исследования очень чато начинаются с разрушения. Разобрать, чтобы понять, как работает, - рассказывает Наталья Ермаченко, кандидат наук с кафедры Высшей нервной деятельности, МГУ. - До недавнего времени транскраниальная магнитная стимуляция с успехом использовалась для нарушения запоминания. С её помощью удавалось нарушить циркуляцию импульсов между мозговыми структурами, участвующими в запоминании. В результате, человек не запоминал получаемую информацию. Поэтому описанная в статье работа обращает на себя особое внимание: она демонстрирует принципиальную возможность продуктивного использования этой технологии. Будем надеяться, что приближается очередной прорыв в лечении нейродегенеративных заболеваний и продлении активной жизни человека.