Россиянам предрекли очереди на кассах из-за предложения ЦБ
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАЦентральный банк России изучает возможность внедрения сервиса, с помощью которого покупатели смогут пополнять банковские карты через кассы магазинов. В регуляторе заявили, что данное нововведение позволит сделать финансовые услуги в отдаленных и малонаселенных регионах страны более доступными.
«Вечерняя Москва» связалась с экспертами, которые рассказали о плюсах и минусах инициативы ЦБ, а также порассуждали об угрозе возникновения новых мошеннических схем.
По мнению председателя комитета по информационной безопасности Ассоциации российских банков Александра Велигура, любая новая идея всегда влечет за собой новые риски, причем это касается не только банковской сферы и денег.
— Это такая общефилософская мысль. Риски нужно осознавать, что часто не делают те, кто предлагает что-то новое, — отметил специалист.
Он выразил уверенность в том что, что в Банке России подходят к нововведениям очень аккуратно, поскольку «там серьезные люди» работают в области обеспечения цифровой безопасности.
Тем не менее, продолжил Велигур, риски учитывать необходимо. В противном случае злоумышленники могут обернуть халатность в свою выгоду.
— Мошенники невероятно изобретательны, — предупредил эксперт, добавив, что аферисты чрезвычайно быстро осваивают новые технологии и используют их в своих личных, корыстных интересах.
Глава комитета по информационной безопасности подчеркнул, что избежать столкновений с мошенниками можно через объяснение пользователям (покупателям), как именно надо обращаться с технологической новинкой.
— Широкой публике нужно объяснять, когда можно класть наличные на карту, а когда этого лучше не делать. Любое такое нововведение — это всегда анализ рисков, — заключил Велигур.
Также в беседе с «ВМ» руководитель отдела разработки АО «Сбербанк Технологии», преподаватель Московского физико-технического института, лектор по защите информации Сергей Владимиров обратил внимание, что с внедрением сервиса в магазинах могут разрастись очереди.
— Услуга может увеличить очереди, в связи с чем нужно либо менять логистику работы кассиров, либо вводить услугу по расписанию, например, в незагруженные часы, — пояснил эксперт.
Само нововведение он оценил положительно, аргументировав это тем, что клиент магазина кладет средства на карту, а не снимает их. С последней операцией, как правило, возникает больше всего проблем, уточнил Владимиров.
Несмотря на полезность технологии, исключать недоразумения в контексте ее использования нельзя, полагает сотрудник кредитной организации. По его словам, ввиду неопытности человек может «намеренно или случайно ошибиться магазином» и выполнить операцию не на нужной точке. Кроме того, при взаимодействии с кассиром клиенту могут сказать неверный номер или другие данные, в результате чего деньги окажутся на карте афериста.
— Нужен некий инструмент, с помощью которого можно было предупреждать пользователей о «плохих номерах». Может потребоваться своеобразный реестр таких номеров для пенсионеров, которым будут объяснять, что, скорее всего, номер, на который они собираются зачислить средства, является мошенническим, — рассказал эксперт.
Он добавил, что внос средств по самой банковской карте, а не по номеру телефона в целом не должен вызвать никаких проблем.
Читайте также: Сбербанк опроверг сообщения о введении платы за уведомления о переводах