«3D-маска и распухшая щека»: как будет работать система оплаты «лицом» в метро
Фото: twitter.com / Официальный аккаунт Сергея Собянина

«3D-маска и распухшая щека»: как будет работать система оплаты «лицом» в метро

Технологии

Внедрение систем распознавания лиц в общественном транспорте и развитие на их основе сервисов для пассажиров говорит о технологическом прогрессе России. Такое мнение высказали эксперты, прокомментировавшие «Вечерней Москве» новость Дептранса о скором появлении возможности оплаты проезда в столичной подземке с помощью лица.

Как заявил директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), председатель Совета ТПП РФ по развитию цифровой экономики Николай Комлев, по сути, речь идет о конверсии.

— В 90-е годы заводы, производившие автоматы Калашникова, пытались выживать, найдя гражданское применение своим готовым технологиям. И нашли! Например, стали делать охотничий карабин «Сайга». Технологию распознавания лиц в метро внедрили с целью антитеррора. И теперь ищут способ ее эксплуатации в гражданской сфере. Ну и молодцы! Это развитие передовых технологий в России на мировом уровне, — отметил эксперт.

И удобства, и бонусы безопасности

Как сообщается в Телеграм-канале столичного департамента транспорта, интеллектуальная система видеонаблюдения с 1 сентября заработала на всех станциях метро. Уже сформирован регламент взаимодействия между правоохранительными органами и службой безопасности подземки. Сейчас идут испытания различных сервисов для пассажиров, в том числе возможности бесконтактной оплаты с помощью биометрических данных. Это позволит человеку попадать на платформу без использования бумажных карт. Один из этапов тестов должен завершиться к 1 октября.

По словам научного сотрудника факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Андрея Паринова, система позволит в перспективе выявлять перемещение преступников.

— Как правило, злоумышленники пользуются общественным транспортом, а, находясь в состоянии аффекта, плохо принимают решения, и часты случаи, когда они спускаются в то же самое метро. Это некий большой бонус в поиске преступников. Но все зависит от того, насколько будут качественно работать алгоритмы, — спрогнозировал специалист.

Мир с прозрачными стенами

«3D-маска и распухшая щека»: как будет работать система оплаты «лицом» в метроФото: Сергей Киселев / АГН «Москва»

Разумеется, при использовании банковских карт или электронных кошельков, тем более, когда их рядом нет, всегда есть риски. Риски того, что ими воспользуется кто-то другой. Происходит это в том числе из-за утечек в базах данных. От этого никто никогда не застрахован. Но нужно ли по этой причине запрещать технологию?

— Нет, не нужно, — считает Николай Комлев. — Мы должны привыкать жить в доме с прозрачными стенами, где все наши действия можно проследить. Поэтому мы должны учиться не совершать опасных операций и быть готовыми к тому, что освоение нового иногда может давать сбои. Но цена за такие сбои — повышение уровня комфорта, новые рабочие места для нас и наших детей, наша технологическая независимость.

Бессмысленная экономия

Надо сказать, в случае с биометрией риск заключается в создании 3D-маски для лица и прохода с ее помощью в подземку, чтобы камера приняла вас за другого человека. Но исключительно для оплаты проезда создавать столь дорогой инструмент обмана смысла нет, потому как сэкономить не получится.

— Система в любом случае не может на 100 процентов подтверждать, что лицо, которое видит камера, — это ваше лицо. Например, у вас флюс, распухла щека. Что делать системе — пропускать с флюсом или нет? Если да, то человек из телепередачи «Один в один» сможет пройти в метро вместо вас. Но цена потери для метро будет минимальной. Экономия на скорости пассажиропотока гораздо выше, — объяснил директор АПКИТ.

По его словам, мошенничество с использованием 3D-масок больше актуально для банков, а не для общественного транспорта.

Для чего еще использовать системы распознавания лиц?

Как сообщили в Дептрансе, помимо оплаты проезда, видеонаблюдение поможет отслеживать загруженность поездов. Наблюдать за этим пассажиры смогут с помощью городских мобильных приложений, выбирая наиболее свободные вагоны, где они смогут расположиться с комфортом, чтобы не создавать скученность. Особенно такая возможность актуальна после пандемии, приучившей соблюдать социальную дистанцию.

Разумеется, Россия не единственная страна, развивающая подобные технологии. Системы распознавания лиц функционируют в разных транспортных системах городов мира. Например, в лондонском метро систему используют для получения информации о загруженности участков и обнаружения посторонних предметов. В пекинском метро камеры с искусственным интеллектом определяют нуждающихся в медицинской помощи. В столице нашей страны в дальнейшем появится такое же оборудование.

Читайте также: Проект «Музыка в метро» возобновили в Москве с 1 сентября

Google newsGoogle newsGoogle news