Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Отпечаток времени: что такое цианотопия и как делать фотографии без фотоаппарата

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Технологии
Фотограф и любитель цианотипии Ольга Хабарова
Фотограф и любитель цианотипии Ольга Хабарова / Фото: Из личного архива Ольги Хабаровой

В моду входит экзотический по нынешним временам способ получения фотоснимков, при котором не требуется камера. «Вечерка» пообщалась с фотомастером, работающим по этой технологии.

Москвичка Ольга Хабарова, в прошлом — успешный профессиональный фотограф, несколько лет назад увлеклась фотографией… без фотоаппарата. Технология называется цианотипия.

— Этот способ был изобретен еще в 1842 году. В отличие от традиционной, знакомой большинству фотографии, где используются соли серебра, здесь для получения изображений применяются легкодоступные и недорогие химикаты, а сам процесс очень простой, — рассказывает Ольга Хабарова.

При цианотипии получается негатив «сфотографированного» предмета. В доцифровую эпоху, когда все снимки делались на пленочную камеру, в детских фотокружках новичкам первым делом показывали процесс получения негатива: в лаборатории при свете красной лампы юные фотографы выкладывали предметы на фотобумагу, затем на секунду включали обычный свет и бумагу опускали в проявитель и фиксаж — получалось черно-белое изображение, где контуры отснятых предметов становились белыми, а фон, наоборот, черным. Это называлось фотограмма. Цианотипия аналогична фотограмме — с той лишь разницей, что для фотограммы требуется специальная фотобумага, а для цианотипии — нет.

Прежде всего, по словам мастерицы, нужно подготовить материал, на который и переносится изображение. Ольга использует ткань и бумагу. На самом деле годится любой материал, обладающий гигроскопичностью, то есть хорошо впитывающий влагу. На бумагу (ткань, картон) наносится жидкий состав — смешанные в равной пропорции 30-процентный раствор аммиачного лимоннокислого железа и 12-процентный раствор железосинеродистого калия. Работать лучше при неярком, приглушенном свете. Затем обработанные листы следует на несколько часов оставить на просушку в темном помещении. После полного высыхания материал становится чувствительным к ультрафиолетовому излучению. На готовый к печати лист выкладывают предметы, изображение которых и будет затем проецироваться на светочувствительный слой. Ольга любит использовать листья растений, старые игрушки, фрагменты затейливых механизмов.

Фотограммы, где использованы листья папоротника и стрекоза Фотограммы, где использованы листья папоротника и стрекоза / Фото: Сергей Шахиджанян / Вечерняя Москва

— Тут уже все зависит от фантазии и случая! Часто некоторые обычные вещи, которые я кладу на поверхность, принимают совершенно изумительные контуры, — говорит мастерица.

На обрезке тонкой доски с ровной гладкой поверхностью Ольга расстилает обработанную ткань и раскладывает на ней маленькие фигурки лошадей, листья папоротника и лопуха, несколько травинок... Полученную композицию накрывает стеклом, выносит во двор и выставляет на солнце. При ясной солнечной погоде, объясняет Ольга, хватает и нескольких минут для того, чтобы на ткани получилось изображение. Ждем положенное время. Ольга убирает стекло и игрушки, стряхивает листья с травой, а потом опускает ткань в теплую воду и — о чудо! — через несколько секунд проявляется фотоотпечаток! Там, где лежали листья и фигурки, ткань осталась белой с голубоватым отливом, а остальное пространство приобрело сочный цвет летнего неба. Контуры лошадок с легка размыты и размазаны — объемные фигурки прилегали к ткани неплотно, вот и результат. Зато создается ощущение движения, будто наши коняшки куда-то скачут.

Ольга высушивает готовую фотограмму феном и нашивает ее на сумку. Когда она начинала свои занятия цианотипией, то так увлеклась, что скоро дома для большого количество «цианок» уже не хватало места.

— И я решила, как говорят, «монетизировать» свое увлечение. Попробовала украшать своими изображениями футболки, сумки. Сперва я их покупала, но потом поняла, что то, что предлагают к продаже, мне не нравится. И решила шить сумки сама. По случаю мне подвернулась профессиональная швейная машинка, хоть и старенькая, но рабочая — и дело пошло!

Ткани Ольга использует натуральные, шьет женские сумки и рюкзачки, украшая их своими фотограммами. Говорит, людям нравится. Готовые фотограммы Ольга погружает в красящий раствор («вираж»), придающий новые оттенки. Рецептов «виража» у мастерицы множество. Тут, по словам Ольги, многое зависит и от времени выдержки, и от состава ткани, и от набора красителей.

— Этот способ получения изображений довольно прост, дешев и доступен всем, кто хотел бы рисовать, но не умеет, — улыбается Ольга. — Освоить технологию может любой человек.

Украшенная фотограммой с растительным орнаментом сумка, сделанная мастерицей Украшенная фотограммой с растительным орнаментом сумка, сделанная мастерицей / Фото: Сергей Шахиджанян / Вечерняя Москва
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.