Станция с секретом из Помпеев. Как обнаружить следы античности в метро
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Станция с секретом из Помпеев. Как обнаружить следы античности в метро

Транспорт

В этот день, 23 июля 1997 года, открылся совершенно непримечательный на первый взгляд переход между станциями «Пролетарская» и «Крестьянская Застава». Однако он, как и эти платформы, таит в себе много интересных архитектурных решений, о чем и рассказывает «Вечерка».

До создания «Крестьянской Заставы» здесь было два вестибюля. С открытием новой станции Люблинской линии Московского метрополитена добавился третий, объединенный вестибюль.

Она относительно молодая — открылась 28 декабря 1995 года. «Крестьянская Застава» стала первой станцией колонно-стенового типа в московском метро, то есть без подплатформенных помещений, с колоннами, которые опираются на монолитную плиту.

— Для украшения здесь использовалась та же технология, по которой, раскалывая гальку на мелкие тессеры (кубики древнеримской мозаики. — «ВМ»), мозаисты Помпеев и Равенны набирали образы Александра Маке-донского и царицы Феодоры. Так были укрыты торцы пилонов пересадочного узла, — рассказала искусствовед Евгения Гершкович.

По ее словам, нехитрые атрибуты крестьянского труда — грабли, косы, серпы, колеса веялки, снопы, колосья удалось свести в упрощенные, точно лоскутное одеяло, абстрактные схемы.

— Грубая фактура, скудный, как холстина деревенской рубахи, колорит, сепия, едва позолоченная охра — вся эта звенящая грусть северной деревни, конечно, не идет ни в какое сравнение с льющимся через край колхозным изобилием в декоре станций Сокольнической линии, но именно так прославленный мастер «сурового стиля» художник Николай Андронов и его коллега Юрий Шишков посчитали нужным декоративно отобразить название станции «Крестьянская Застава», — пояснила Евгения Гершкович.

Центральный зал и перрон станции хорошо освещены, а простенки, выложенные римскими мозаиками, намеренно затемнены и контрастируют с мраморной облицовкой. Пол на платформе выложен серым и краснокоричневым гранитом.

Кстати, Николай Андронов, оформлявший станцию «Крестьянская Застава», получил Государственную премию СССР за мозаику «Человек и печать» в интерьере здания газеты «Известия».

«Крестьянская Застава» получила название от одноименного района, ныне уже не существующего. В 1991 году был проект переименования ее в станцию «Крутицкое подворье».

Читайте также: Эпоха карт после эры жетонов: как менялись плата за проезд и вид билетов московского метро

Google newsYandex newsYandex dzen