«Элиты паразитируют на мировой экономике»: что такое глобализм и почему он провалился
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ Давосе стартовал Всемирный экономический форум (ВЭФ). В этом году мероприятие проходит без участия бизнесменов из России и Китая. ВЭФ уже открыто называют «гимном глобалистской элите». Что такое глобализм, почему он провалился и готов вновь возродиться — в материале «Вечерней Москвы».
Что такое глобализм
Глобализм часто путают с глобализацией, хотя это совершенно разные понятия. Так, под глобализацией понимается все более усиливающаяся взаимосвязанность мира — в экономике, культуре, правовых и иных отношениях. Самый простой и понятный «продукт» экономической глобализации — банка кока-колы, которую можно купить почти в любой стране мира.
В ООН глобализацию называют «неизбежным явлением в истории человечества». Между тем глобализм является ее возможным (и чаще всего негативным) политическим последствием. Глобализм определяют как стремление сверхдержавы вмешиваться во внутренние дела других стран, навязывая им свою волю.
— Глобализм — это создание чего-то общего, то, ради чего можно поступиться национальными интересами, — объясняет «ВМ» научный руководитель Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев.
Иными словами, глобализм — желание подвести весь мир под общий знаменатель и навязать всем странам единую «правильную» систему жизни. Например, демократию по-американски.
— Очень долго страны-лидеры хотели превратить мир в себя или включить в себя весь мир, — говорит эксперт. — Растянуть пределы США до пределов мира. Но такая редакция глобализма, очевидно, не сработала.
Глобализм vs суверенитет
Глобализация как первопричина глобализма — явление неоднозначное. Например, ООН уже признала, что от экономической интеграции выиграли далеко не все страны, а Африка и вовсе не получила от нее никакой выгоды.
В то же время глобализм — почти всегда негативное явление. Его прямые последствия — лишение стран самобытности и суверенитета. На это, в частности, в ходе выступления на прошлогоднем Валдайском форуме обратил внимание президент России Владимир Путин.
Он подчеркнул, что взаимовыгодное сотрудничество стран никак не должно ущемлять их независимость и самобытность. Также президент провел четкую грань между глобализмом и полезной миру глобализацией.
— Если глобализм — это диктат, к этому все сводится в конечном итоге, то интеграция — это совместная выработка общих стратегий, выгодных всем, — сказал он.
Почему глобализм провалился
В последние годы страны начали стремиться к большей самодостаточности. Лидеры глобализации (и потенциальные проводники политики глобализма) сконцентрировались на своих внутренних проблемах. Пандемия COVID-19 показала, что в критический момент можно надеяться только на себя.
Так, две крупнейшие экономики мира создали протекционистские программы поддержки национальных производителей. В США — байденовские Buy American («Покупай американское») и программа инвестиций в инфраструктуру, а в Китае — стратегический проект Made in China 2025. Обе страны стремятся к технологической и производственной независимости друг от друга.
Курс на самодостаточность взяли и другие страны. Например, в Евросоюзе говорят о необходимости цифрового суверенитета. В Индии создали программу «Самостоятельная Индия», которая поощряет производство ключевых товаров внутри страны. В России обсуждается концепция «островизации».
Однако провал государственного глобализма (прежде всего американского) не означает его окончательного искоренения. На смену приходит глобализм элитарный — его проповедуют финансовые элиты. Именно их представители собрались на форуме в Давосе.
По словам Журавлева, мировой финансовый истеблишмент преследует только свои интересы, не считаясь с национальными, в том числе американскими.
— И вот эта олигархия проталкивает глобализм, у которого нет страны-победителя, ведь сами они могут жить где угодно, — поясняет политолог. — В итоге выигрывает только небольшая группа людей, которая просто паразитирует на всей мировой экономике.