Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Опасный мистер X: может ли новый вирус привести к пандемии

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
В мире
Опасный мистер X: может ли новый вирус привести к пандемии
Фото: Анатолий Цымбалюк / Вечерняя Москва

В Давосе прошел Всемирный экономический форум. В рамках сессии по обеспечению устойчивости системы здравоохранения обсудили «болезнь Х», которая, по оценкам участников конференции, «может быть в 20 раз смертоноснее, чем COVID-19». «Вечерняя Москва» выяснила, чего опасаются ученые и как наработанный опыт в период пандемии коронавируса поможет избежать ошибок и глобальных последствий.

Неизбежно, но предсказуемо

По словам вирусолога и главного научного сотрудника НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Анатолия Альтштейна, оснований полагать, что нам угрожает конкретный опасный вирус, — нет.

— В Давосе выступали вполне компетентные специалисты, которые не занимаются дезинформацией. Но необходимо понимать, что никакой «болезни Х» в действительности не существует, — объяснил Альтштейн. — «Х» означает «неизвестный», как в математике. Это не конкретный патоген, а абстрактная угроза. Зная природу и многообразие вирусов, эпидемиологи обсуждают: когда и от каких паразитов может вспыхнуть новая пандемия или тяжелая эпидемия.

Поэтому ученые рассматривают возможные варианты инфекционных угроз человечеству, добавил Альтштейн. Например, молекулярные биологи, вирусологи и медики вполне могут предсказать, что именно может угрожать человечеству новой пандемией. Для подобных допущений у них есть необходимые знания, уверен ученый. И человечество, по его словам, еще не раз столкнется с той или иной пандемией.

— Угроза есть всегда, это не вызывает сомнения. История знает случаи массового заражения человечества вирусами натуральной оспы, бактериями чумы, холеры, — рассказал ученый. — Были страшные гриппозные пандемии и даже, по-видимому, коронавирусные.

У страха гены велики

Большинство специалистов считают, что не так много возбудителей заболеваний могут стать той самой «болезнью Х». По словам Анатолия Альтштейна, в «списке кандидатов» только две группы.

— Первая — коронавирусы. К ней относится SARS-CoV-2 (СOVID-19. — «Вечерняя Москва»). Но именно он нам угрожать не будет. Иммунитет уже выработан, — рассказал Альтштейн. — Кроме него есть и другие коронавирусы. Например, в 2003 году произошла крупная вспышка SARS в Китае, когда заболели больше 8 тысяч человек и более 800 умерли. Распространение вируса тогда прекратили эпидемиологическими методами, например введением карантина. И сейчас его уже невозможно найти. А спустя несколько лет, в 2012 году, в Саудовской Аравии была вспышка «ближневосточного респираторного синдрома» (МЕRS). Тогда заболели 2,5 тысячи человек, из них погибли более 800. Это очень высокий уровень летальности. Вирус еще существует, его находят, выявляют, но он, по-видимому, уже безопасен.

Важно помнить об этих случаях, поскольку новые вирусы в этой группе еще могут мутировать и дать очень опасные варианты, объяснил эксперт.

— В основном эти вирусы обитают только в животных. Например, у летучих мышей. В результате генетических изменений всегда могут возникнуть варианты, которые окажутся патогенными для человека. Как это и произошло с SARS-CoV-2, возбудителем ковида. Следующую пандемию может дать как раз новая версия, которую мы еще не знаем, — сказал Альтштейн.

Переход вируса от животных к человеку — непростой процесс. И когда вирус учится распространяться среди людей, а они, в свою очередь, привыкают к нему, в тот период повышается уровень летальности.

По словам Анатолия Альтштейна, вторая группа — вирусы гриппа птиц.

— В пандемию 1918–1919 годов гриппом заболели около 1 миллиарда человек — на тот момент это больше половины населения Земли. Умерли более 20 миллионов (по некоторым данным, до 100 миллионов). До этого страшнее были только возбудители натуральной оспы или чумы. Птицы — главный резервуар гриппозных вирусов, — отметил эксперт. — Например, в начале ХХ века было обнаружено заболевание у пернатых, которое вызывало смерть в 90–100 процентах случаев. Эту болезнь назвали чумой птиц. В 1950-x годах выяснилось, что это вирус гриппа птиц, близкий родственник вируса гриппа человека.

Этот возбудитель заболевания пока не может передаваться от человека к человеку, успокоил Анатолий Альтштейн.

— Однако предполагается, что с помощью всего двух последовательных мутаций в определенном участке генома он сможет распространяться от человека к человеку, воздушно-капельным путем, что, конечно, может привести к пандемии. Это один из самых реальных вариантов «болезни Х», — объяснил Альтштейн. — За свойствами птичьего гриппа и его распространением мы пристально наблюдаем.

Остается инкогнито

Существует, однако, и третий, менее реалистичный вариант «болезни Х». Это может быть возбудитель заболеваний, который или полностью неизвестен науке, или уже обнаружен, но малоизучен, который кажется неспособным вызвать пандемию.

— Дело в том, что все человеческие вирусы пришли из животного мира, — рассказал Анатолий Альтштейн. — В современном мире людей становится все больше, а контакт, связь человечества с природой — теснее. В такой ситуации природа может «подарить» то, о чем наука еще ничего не знает.

Чтобы подготовиться к будущей пандемии, нужно изучать коронавирусы, возбудители гриппа животных и другие. Необходимо усиливать как теоретические, так и прикладные исследования в этой области, подчеркнул эксперт.

— А это требует большого финансирования. Думаю, это и есть главная причина обсуждения «вируса Х» на форуме в Давосе. Ученые рассказали о перспективах человечества в этом отношении, обсудили, что это будет за «Х». И в этих дискуссиях участвовали давосские лидеры в области экономики, которые должны понимать, что им придется раскошелиться, чтобы предвидеть новые инфекционные угрозы и особенно пандемии, — отметил ученый.

Ощущаем невидимую угрозу

Поэтому эксперты в Давосе собрались, чтобы смоделировать возможные ситуации. А конкретного «вируса Х» все еще не существует, подтверждает доктор биологических наук Алексей Аграновский.

— Это гипотетический патоген. Некоторые люди понимают мало в терминах специалистов, но начинают пугаться заранее. Причин для этого нет. Во Всемирной организации здравоохранения, при всех недостатках структуры, работают вполне квалифицированные люди. Никто не пытается делать вид, что появилась некая новая опасная инфекция, — рассказал Алексей Аграновский. — В документах повестки форума четко сказано, что вирус «Х» — это планирование возможных мер противодействия. Пока специалисты обсуждают, как работать сообща, согласно необходимому порядку действий. И здесь будет полезен опыт, который люди во всем мире получили в период пандемии коронавируса.

Пандемия научила многому и россиян, добавляет вирусолог Анатолий Альтштейн.

— Тогда было очень важно вовремя организовать лечение заболевших и вакцинацию здоровых. Центр имени Гамалеи создал вполне реальную современную вакцину — «Спутник V» — в очень короткий срок на основе аденовируса (ранее изученного вируса. — «Вечерняя Москва»). После подробного изучения и проведения трех фаз испытаний прививка показала себя достаточно безопасной. Третья фаза клинических испытаний на десятках тысяч человек продемонстрировала способность этой вакцины снижать заболеваемость более чем на 90 процентов, — отметил Анатолий Альтштейн. — Но темпы вакцинации в России замедлялись из-за движения «антипрививочников». В результате доля тех, кто вакцинировался к лету 2021 года, когда появился штамм коронавируса «дельта», составляла 10–15 процентов взрослого населения, что очень мало.

По словам ученого, распространение коронавируса и эволюция пандемии заставила многих людей задуматься.

— И после появления штамма «дельта» вакцинироваться стали гораздо больше людей. К концу 2021 года было привито уже около 50 процентов населения нашей страны, — добавил он. Вот и возможное появление нового вируса не должно вызвать беспокойства у ученых, считает Альтштейн. Потому что технология приготовления основы вакцины при пандемии любого вируса принципиально не изменяется.

— В случае новой пандемии все существующие методы, которые ранее уже использовались, пойдут в дело, — пояснил вирусолог. — Чтобы создать новую вакцину, потребуется взять нужный участок генома вируса (его ДНК или РНК. — «Вечерняя Москва»), который вызывает эпидемию, и вставить его в геном аденовируса. И такой рекомбинант (искусственно модифицированный вирус. — «Вечерняя Москва») не способен размножаться в организме человека. Но зато сам организм вырабатывает иммунитет против вируса, образуя определенный защитный белок.

Технический прогресс против мутации

По словам вирусолога, кроме вакцинации, необходимой для профилактики инфекции, другие важные инструменты борьбы с пандемией тоже были усовершенствованы.

— Наука предложила также методы лечения коронавируса: использование лекарств, снижающих свертывание крови и подавляющих чрезмерную иммунную реакцию организма. Это спасло много жизней, — добавил Альтштейн.

Шагнула вперед и диагностика, добавил ученый. Например, с помощью метода ПЦР-теста. Принцип его действия заключается в том, что проба «увеличивает» концентрацию того или иного ДНК и «считывает» его наличие в биоматериале, например в слюне.

— Полимеразная цепная реакция (ПЦР) изобретена давно, но долгое время оставалась дорогим методом исследования. Она универсальна: для каждой инфекции можно разработать подходящий тест в короткие сроки. Теперь этот метод значительно подешевел и будет использоваться в дальнейшем, — добавил Альтштейн. Получила толчок к развитию и иммунохроматография — тест-полоски для самодиагностики, которые продаются в аптеках.

Экономика будет готова

Моделирование — задача государственного значения. И разработка универсального плана мероприятий на случай новой болезни может сократить смертность населения и экономические потери стран. Об этом рассказал директор по управлению проектами, специалист по национальной экономике Александр Хаюров.

— По той же причине, почему экономисты используют стресс-тестирование для оценки устойчивости и уязвимости национальной экономики или финансовых институтов, например банков, к возможным экстремальным и неблагоприятным ситуациям, — сказал Александр Хаюров. — Вполне логично, что на ВЭФ2024 вирус «Х» рассматривали на примере коронавируса. Если говорить о России, суммарный ущерб от COVID-19 составил в 2020 году почти 1 триллион рублей, в 2022-м — 1,6 триллиона рублей, что соизмеримо в 2024 году с годовым доходом Санкт-Петербурга (1,179 триллиона рублей).

Общий ущерб мировой экономике от коронавируса до 2025 года может достигнуть 35 триллионов долларов. До появления COVID-19 самое короткое время, которое потребовалось медицинскому сообществу на создание вакцины, — чуть менее 5 лет. Россия среди всех стран зарегистрировала вакцину первой, и это заняло меньше одного года, подчеркнул Хаюров. И определенные изменения помогут странам мира более успешно пережить новую гипотетическую пандемию.

— Во-первых, это здравоохранение. Развитие больничной сети: закупка современного медоборудования и создание резервов первой необходимости важны для своевременного реагирования на пандемию, — объяснил Хаюров. — Во-вторых, улучшение телекоммуникаций. Это позволит обеспечить удаленную работу и обучение. В-третьих, развитие онлайн-торговли и доставки. В-четвертых, это создание инфраструктуры удаленной работы. Наконец, это повышение самообеспеченности России. Развитие и разнообразие собственного производства снизит зависимость от импорта и обеспечит доступность их в периоды кризиса.

СПРАВКА

Всемирный экономический форум (ВЭФ) — швейцарская неправительственная организация, наиболее известная проведением ежегодных встреч в Давосе. Приглашаются ведущие руководители бизнеса, политические лидеры, мыслители и журналисты.

Предметом обсуждения являются наиболее острые мировые проблемы, включая здравоохранение и экологию. Форум создан в 1971 году. Членами ВЭФ являются около 1000 крупных организаций из разных стран мира, в том числе России. Штаб-квартира расположена в пригороде Женевы. Бюджет формируется за счет ежегодных членских взносов и средств, вносимых участниками форума. Состав участников ежегодно пересматривается. В форуме принимают участие до 500 представителей СМИ из печатных изданий и телевидения. Записи пленарных заседаний ежегодного собрания также доступны в интернете.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Москалев, футуролог:

— Эпидемиологи подготавливают сценарии для предотвращения и остановки неблагоприятных явлений.

При любой пандемии запускается механизм каскадного кризиса.

Это неизбежная, а иногда и непредвиденная цепочка событий, влияющая на глобальную систему. Например, в ближнем космосе крупный метеорит может попасть в орбитальную станцию и уничтожить ее, породив тысячи обломков. Те, в свою очередь, начнут разрушать другие мелкие спутники, превратив группу телекоммуникации в обломки. После такой катастрофы полеты за пределы Земли через зону космического мусора станут практически невозможными. В медицине, даже не говоря о глобальном кризисе, простая врачебная ошибка может привести к каскаду: боль, инвалидность, потеря работы, бедность, бездомность, ведущие к смерти. Эффективное использование мер строгого карантина при эпидемии COVID-19 позволило избежать разрушительного воздействия на российскую систему здравоохранения. Но есть кризисы многомерные, которые просчитать очень трудно. Так, возникновение пожаров во время недавней летней жары и засухи в России было предсказуемо.

Но снижение уровня грунтовых вод и пересыхание колодцев в некоторых местах сделало пожарные машины бесполезными, так как им неоткуда было брать воду, особенно в сельской местности. Центр кризиса может перемещаться. Например, из области медицинской в социальную или экономическую. К этому нужно быть готовым. Кстати, Первая мировая война была остановлена не политиками, а эпидемией «испанки». Тогда не осталось тех, кто мог управлять паровозами, и остановилась оборонная промышленность.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.