На этот раз все серьезно? Что вошло в 19-й пакет санкций Евросоюза против России
Сюжет:
Эксклюзивы ВМЕвросоюз утвердил 19-й пакет антироссийских санкций. Они коснулись, в частности, более 100 танкеров под иностранными флагами, которые перевозят российскую нефть. Помимо прочего, рестрикции также включают в себя запрет на закупку российского сжиженного природного газа и ограничивают перемещения российских дипломатов по ЕС. Глава Минфина США Скотт Бессент ранее анонсировал, что предстоящие американские санкции против России станут одними из самых масштабных мер в отношении Москвы. Что вошло в 19-й пакет рестрикций и так ли они страшны, какими их представляют на Западе — в материале «Вечерней Москвы».
Что вошло в 19-й пакет санкций
В перечень новых санкций против России вошли:
- меры против криптовалютных бирж, организаций, помогавших РФ обходить рестрикции;
- ограничение передвижения российских дипломатов по территории Евросоюза;
- запрет на покупку, импорт или передачу внутри ЕС российского сжиженного природного газа (отказ будет реализовываться поэтапно вплоть до 1 января 2027 года);
- запрет на предоставление европейскими компаниями туристических услуг в России;
- запрет на проведение транзакций на территории ЕС для пяти российских банков;
- запрет на участие в совместных предприятиях и их создание, финансирование или заключение контрактов с компаниями, работающими в особых экономических и инновационных зонах РФ;
- меры в отношении судов российского «теневого флота» (в перечень вошли 117 танкеров, которые, по мнению Брюсселя, ранее позволяли РФ обходить ограничения): запрет на их вход в порты стран ЕС и получение услуг в нем;
- рестрикции в отношении 21 физического лица и 42 юридических лиц.
Кроме того, введены ограничения в отношении российского промышленного предприятия «Опытно-конструкторское бюро моторостроения», компаний «Соллерс», «Соллерс Карго» и «Соллерс Алабуга». Также Евросоюз расширил список запрещенных к экспорту в Россию товаров, которые якобы способствуют укреплению промышленного потенциала страны. Дополнительные рестрикции вводятся в отношении товаров и технологий, которые, по мнению ЕС, используются в военном секторе РФ.
Накануне принятия 19-го пакета санкций Евросоюза Министерство финансов США сообщило, что новые американские санкции против России затронут нефтедобывающие компании «Роснефть» и «Лукойл». Ведомство призвало «союзников присоединиться» и «соблюдать данные санкции». Позднее рестрикции были введены в отношении не только «Роснефти» и «Лукойла», но и их дочерних компаний. Издание The Guardian отмечает, что эти санкции со стороны США стали первыми с тех пор, как Дональд Трамп вновь стал президентом страны.
Остальные пакеты не возымели эффекта
По словам финансового аналитика Михаила Беляева, раз этот пакет санкций идет уже под номером 19, можно составить представление, насколько «страшными» для России были предыдущие 18 пакетов.
— Если бы они действительно были такими, какими их представляет Запад, то необходимость в 19-м пакете уже бы отпала. Эти санкции скорее нужны для некоего успокоения европейцев — что они что-то там делают и предпринимают какие-то усилия в политической сфере против России, — объяснил Беляев.
Принимаемые Западом санкции не оказывают сильного влияния на российские компании — они находят обходные пути или новые рынки. Россия смогла переориентировать свои внешние торговые потоки с запада на восток и в других направлениях.
— Все эти усилия Запада ограничиваются только той сферой, до которой могут дотянуться его руки, а там мы уже практически и не работаем. Еще один аргумент в пользу неэффективности 19-го пакета санкций — были сообщения, что Запад, еще не выпустив 19-й пакет, уже начал подготовку 20-го, — рассказал собеседник «ВМ».
По мнению Беляева, если бы США и Евросоюз были уверены, что 19-й пакет будет действенным, то выдумывать 20-й и не пришлось бы.
Политолог Юрий Светов сообщил, что в рамках подготовки к принятию очередного пакета санкций против России в Евросоюзе рассматривают изменение системы голосования. По его словам, цель корректировок — исключение возможности вето со стороны отдельных стран-членов, включая Венгрию и Словакию, традиционно выступающих против жестких мер в отношении Москвы.