Маргарита Суханкина: Помню всех, кто в меня верил
Сюжет:
Эксклюзивы ВММаргарита Суханкина удостоена звания «Заслуженный артист России». С бывшей солисткой легендарного «Миража» «Вечерняя Москва» беседует в преддверии юбилея, который она вскоре отметит.
Поклонники творчества певицы, особенно те из них, кто состоит в фан-клубе группы «Мираж», без сомнения, знают, что когда-то их любимая певица, звезда 90-х Маргарита Суханкина, выступала под другим именем: она носила хорватскую фамилию мужа. Об этом я и напомнил ей в начале нашей беседы.
— Маргарита, а есть у вас записи, на обложках которых вы значитесь как Рита Маруна?
— Есть. Например, под этим именем я записывала диск на студии «Декка» с великим Владимиром Ашкенази (до 1962 года советский и с 1969-го — исландский пианист, семикратный лауреат премии «Грэмми», руководивший в разные годы Лондонским и Королевским филармоническими оркестрами. — «ВМ»), мы пели «Свадебку» Стравинского, из разных стран мира были собраны исполнители: тенор, бас, сопрано, меццо-сопрано... Я — как меццо-сопрано… Да, я долго имя не меняла, до тех пор, пока мы не поехали с «Миражом» в Америку. Нам вдруг позвонили и сказали: «Слушайте, вы нам какую-то Маруну подсовываете, а мы Суханкину ждем!» — «Так это и есть Суханкина, просто у нее по мужу фамилия такая — Маруна». — «Не, не, вы нас там обманываете!» И мне продюсер Лавров говорит: «Слушай, давай уже, когда вернемся, ты фамилию поменяй, ну зачем нужна эта путаница…»
— Про «обман» понятно откуда подозрения. Вы же в 1988 году записали альбом «Снова вместе» и с записью вашего вокала гастролировали другие певицы из «Миража»...
— Девушки, которые открывали рот под мою фонограмму, договорились до того, что они пели в Большом детском хоре, а в каком-то интервью одна ляпнула, что она в Большом театре тоже работала. Я тогда ее локтем толкала и говорила: «Слушай, побойся Бога! Остановись уже!» Ну, это же моя жизнь, я прошла через это, я потратила на это энное количество здоровья и жизни, и для меня это очень важно.
И когда я этакие вещи слышу, думаю: ребята, ну зачем? У вас, наверное, и своя биография есть. А человеку, оказывается, больше просто нечего сказать.
— Рассуждая о причинах успеха «Миража», многие говорят: все дело в том, что у Суханкиной вокал уникальный...
— Тембр, да…
— А объясните мне как профессионал, в чем тогда секрет «Ласкового мая»? У покойного Юры Шатунова вокала не было от слова «совсем».
— Ну и что же? Почему от него фанатели? Да потому, что он был такой же мальчишка, как все, не тот, который звезды с неба хватал, а свой, скажем так, дворовый парень.
И ребята клянчили у родителей деньги, покупали билеты и фанатели от этого невыдающегося вокала. И девочки, понятное дело, рыдали, потому что Юра был очень симпатичный мальчик. А мальчишки — потому что рассуждали так: парень, который вырос без родителей, и вот так — р-р-аз! — и на сцене. «Ну я тоже так смогу, почему нет?»
Да и сегодня очень многие тоже считают, что «шоубиз — это так классно!» Ко мне не один человек подходил с вопросом: «Рита, а как попасть в шоу-бизнес? Вы ж там чуть ли не на ровном месте кучу бабла рубите. А вот как бы на сцену выйти? Слушай, научи!» У меня есть подруга, у нее — поющий сын. Действительно прекрасный голос у парня, я с ним занималась. У меня педагогическое образование, я реально могу и на учить, и помочь раскрыться. Но когда у человека, кроме голоса, нет ничего…
Должны быть обаяние, харизма плюс к этому умение и общаться, и подать себя, и одеваться... Одним словом, это комплекс совершенно необходимых качеств, про которые в свое время говорила наша оперная певица Елена Образцова: «Ты должен выйти на сцену и запеть так, чтобы это звучало: «Иди сюда! Я здесь! Смотри на меня!» И если этого нет, если ты выходишь и просто демонстрируешь свои вокальные данные или свои, так сказать, выдающиеся формы, этого недостаточно! Должно быть все вместе. А это большая редкость. А еще хорошо бы добавить ко всему прочему интеллект и желательно образование.
— А кого из преуспевших на нашей эстраде людей с музыкальным образованием вы можете назвать?
— Ну как, Ирина Аллегрова, Лариса Долина…
— Кстати, в прошлом году отмечался юбилей Юрия Шатунова, и был концерт, и та же Лариса Долина, которая принимала в нем участие, по его окончании сказала, обращаясь к фанатам, что не понимает, что есть у «Ласкового мая» такого, за что его так любят поклонники.
Я тоже долгое время не понимала. Больше того, я и к «Миражу» относилась так же. Я училась в консерватории, когда Литягин (Андрей Литягин — музыкальный продюсер, основатель поп-группы «Мираж». — «ВМ») сказал: «Приезжай, будем записывать!» Причем разговоры-то шли, что он это якобы «в стол» пишет и никаких далеко идущих планов у него нет. Но он прокрутил три записанные мной песни на дискотеках, люди, видимо, «сделали стойку», потому что он начал звонить мне с криками: «Рита, это то что надо!» А он же меня изначально просил петь совершенно не в моей манере, с какими-то хрипами, чтобы «секси» было. Я говорю: «Андрюша, все эти придыхания — вообще не мое! Это будет пошло звучать, поэтому я спою так, как пою».
А к «Ласковому маю» у меня такое отношение было: какой-то мальчик на сцене, не музыкант, поет себе дворовые песни. Ну, поет как поет… Вот у нас у подъезда ребята сидят с гитарой, ну и он такой же... А выяснилось, что именно это близко тем, кто приходит на его концерты.
— А группа «Кино»? В чем гениальность Виктора Цоя?
— Он пел на злобу дня. Так же, как и Игорь Тальков в свое время, правдоруб такой. Я знаете, какой жанр никак не могу понять? Который рэпом называется. Абсолютно.
— Мне покойный Александр Градский говорил, что рэп изобрели русские, потому что это частушки.
— Ну, может быть. Но я не понимаю вообще, что это. Там же музыки нет, там ничего нет! Просто читка текстов под ритм. И есть ведь поклонники! Мне тут ребенок сообщил, что у них в школе «один мальчик решил, что будет рэпером». Я смеюсь и говорю: «Привет передай этому мальчику и скажи, что он денег никогда не заработает, что ему вообще ничего не светит».
— А Шамана вы слышали? Как вам?
— Я думаю, что его «Встанем!» — песня потрясающая. Сильная. Мощная. Помню, я приехала к своему звукорежиссеру записывать очередную песню к 9 Мая, к Дню Победы. И он мне вдруг поставил «Встанем!» Шамана. Я послушала и говорю: «Слушай, это круто!» Там хороший диапазон… Молодец! И, опять-таки, у него есть и внешность, и харизма, от него энергетика очень мощная идет. На мой взгляд, Шаман — это такой современный Газманов.
Сегодня, когда в нашей стране патриотизм — слово, которое играет колоссальное значение, Шаман нам нужен, потому что за ним пойдет молодежь. А нам нужно в ребятах воспитывать патриотизм и делать так, чтобы люди с детства понимали, что вот это — твоя Родина, ее нужно любить любой, без условий, потому что ты здесь родился, тебя здесь обучили, воспитали… И это твоя Родина, другой у тебя, дружочек, нет. Я и сама так живу, и детям своим это объясняю. Для меня это вообще невозможно — жить где-то в другом месте.
— Вы верите в то, что истинный талант все равно себе дорогу проложит?
— Да. И человек, который выходит на сцену, должен иметь бойцовские качества, характер. Вот называйте меня как хотите, но я человек с характером. Ты обязательно должен быть готов к ударам судьбы. Во время учебы в консерватории я поехала на международный конкурс «Бельведер». И на нервной почве потеряла голос. А на меня там делали ставку, пророчили успех. Ну, прокукарекала я что-то на сцене — трахеит сильнейший был. Вернулась, умываясь слезами и соплями… Причем ведь у меня были спонсоры, которые оплачивали мне дорогу, проживание, а я, получается, не оправдала доверие этих людей. И подошел, помню, ко мне человек из «Госконцерта»: «Ну ты что, с ума сошла? У тебя только начинается все. Ты должна уметь держать удар! Пойми, это всего лишь небольшой эпизод из твоей жизни. У тебя впереди еще знаешь сколько будет таких падений и взлетов… Готовься, учись падать, вставать с колен и идти дальше, вперед и только вперед!»
В моей жизни были хорошие учителя, потрясающие люди, которые не раз в сложные моменты давали мне установку: «Встань и иди! Иди, у тебя все для этого есть!» И низкий поклон всем, кто в меня верил, просто верил при любых обстоятельствах.
ДОСЬЕ
Маргарита Суханкина родилась 10 апреля 1964 года в Москве. В 1991 году окончила с красным дипломом консерваторию. С 1986 по 1990 год и с 2007 по 2016-й — солистка музыкальной группы «Мираж». С 1992 по 2002 год была солисткой Большого театра. Уйдя из Большого, Суханкина вернулась в поп-музыку. Сегодня она — единственная вокалистка возрожденного «Миража».