Удар молнии и расположение шасси: авиаэксперты оценили доводы пилота сгоревшего в Шереметьеве SSJ-100
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАСпустя год после трагедии в Шереметьеве с участием самолета Sukhoi Superjet 100 пилот лайнера Денис Евдокимов впервые обозначил свою версию причин произошедшего. По его мнению, борт, в частности конструкция шасси, не соответствовали «нормам летной годности». Евдокимов отметил, что подобные случаи, когда шасси SSJ-100 повреждают стенку топливного бака, уже происходили в 2008 и 2018 годах. Если бы компания-производитель доработала самолет, то подобных инцидентов не случалось, уверен командир воздушного судна (КВС).
Опрошенные «Вечерней Москвой» авиаэксперты оценили тезисы Евдокимова о том, что причины авиакатастрофы во многом лежат в технической плоскости.
Ключевой вопрос — почему молния повлияла на работу джойстика
Бывший заместитель министра Гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов обратил внимание на то, что до сих пор не дан ответ на ключевой вопрос о влиянии молнии на систему управления.
— Мы — все профессионалы — ожидали от комиссии ответа на главный вопрос: как разряд молнии повлиял на электронную систему управления самолетом? Этот вопрос остается открытым. Мы разделяем мнение командира корабля, что это дело недорасследовано. Расследование должно опираться на выводы профессионалов, — сказал он.
После расшифровки «черных ящиков» Смирнов и его коллеги указали на «странные действия» пилота. Из следствия известно, что Евдокимов «судорожно двигал джойстиком».
— Командир, отлетавший не один десяток тысяч часов в воздухе, не позволил бы себе так размашисто работать джойстиком, — добавил эксперт.
Пилот, очевидно, пытался изменить угол атаки, но джойстик не отвечал на его команды или реагировал слишком медленно. И тогда Евдокимову приходилось до упора двигать прибор вперед, считает Смирнов.
На этот технический изъян указал и заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук, заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор Владимир Попов.
— Электрический разряд в атмосфере повлек отказ системы управления. Удар молнии повлек отказ обычной системы управления, аварийной, оставил только ручную. А ручная работала не совсем адекватно по отношению к управляющим командам. Отклик на органах управления (руль высоты) происходил с опозданием. А почему это произошло, никто не хочет разбираться, — говорит Попов.
Расположение стоек шасси
Что касается стоек шасси, то оба эксперта уверены, что их расположение по отношению к топливным бакам повышало риск аварии.
— Шасси не должны прикрепляться к деталям, которые примыкают к топливным бакам. Это мировые правила проектирования самолетов. А здесь грубая посадка, шасси воткнулись в бак, пробили бак, топливо рекой, пожар, и 40 человек погибли, — отметил Смирнов.
Согласен с ним и второй собеседник «Вечерней Москвы»:
— Конструктивно подтверждено, что такого не должно быть. Даже если стойки шасси повреждают силовой элемент крыла, то в зоне поражения этого участка не должно находиться ни электропроводки, ни трубопровода, ни топливных баков — всего того, что могло бы создать критическую ситуацию.
Само расположение двигателей (в 40 см от бетона), в один из которых в момент возгорания попал посторонний предмет, тоже повышало риск катастрофы.
Расследование
И Попов, и Смирнов обратили внимание на то, что перечисленные выше моменты, включая влияние удара молнии на работу электроприборов и расположение шасси, не учтены в расследовании.
— Когда выявляется много рассогласований, нужно провести несколько независимых экспертиз, — говорит Попов.
В расследовании могло бы поучаствовать Общество расследований авиационных происшествий, Научно-исследовательский испытательный центр авиационной, космической медицины и военной эргономики Министерства обороны РФ и другие «великолепные эксперты».
— Авиакатастрофу должна расследовать профессиональная государственная комиссия в соответствии с правилами ИКАО, а не СК. Заявление командира вполне адекватное. Он всего лишь просит, чтобы комиссия вернулась к расследованию. СК нужно не торопиться, а опираться только на решения комиссии. А решения комиссии я до сих пор не видел, — сказал Смирнов.
Ошибка пилота
Смирнов также допустил, что трагедия могла произойти в том числе из-за проблем в подготовке пилотов экипажа. Эксперт уверен, что этот момент также должен быть включен в расследование.
— Комиссия ИКАО должна расследовать, как готовился экипаж. С первых дней. Какое училище заканчивал пилот. Как он готовился к конкретному полету. Как он тренировался на тренажере. Были ли подобные случаи в таких тренажерах. Насколько мне известно, в подготовке данного экипажа и в самом деле обнаружили недостатки, — подчеркнул пилот.
СПРАВКА «ВМ»
15 апреля Следственный комитет России завершил расследование обстоятельств авиакатастрофы с самолетом «Суперджет» в Шереметьеве. Расследование проводилось в рамках уголовного дела в отношении Евдокимова, который проходил по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть двух и более лиц, крупного ущерба».
По версии следствия, 5 мая 2019 года пилот воздушного судна RRJ-95B, следовавшего по маршруту Москва — Мурманск, произвел жесткую посадку на ВПП столичной авиагавани, куда он вернулся. Далее лайнер частично разрушился, на борту произошел пожар.
В результате погибли 40 пассажиров и один член экипажа. Еще десять человек получили повреждения. Всего на момент ЧП в самолете было 78 человек, в том числе трое несовершеннолетних и пятеро членов экипажа.
В Следкоме также опровергли версию о том, что причина катастрофы связана с неисправностью воздушного судна.
Ранее по теме:
Трагедия в Шереметьеве: истории жизни тех, кого не стало
Трагедия в Шереметьеве: вопросы, которые пока остаются без ответов
МАК реконструировал полет разбившегося в Шереметьеве самолета