«Что русскому хорошо, американцу — смерть»: эксперт назвал плюсы продления сделки ОПЕК+ для РФ
Сюжет:
Рынок нефти6 июня страны ОПЕК+ согласовали продление нынешнего уровня сокращения добычи нефти еще на месяц. До конца июля снижение добычи все еще будет составлять 10 млн баррелей в сутки. Те страны, которые не выполнили свои квоты на 100 процентов, обязались выполнить их в июле-сентябре.
Насколько продление сокращения добычи нефти на прежних условиях выгодно России, «Вечерняя Москва» спросила замгендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова.
Неоднозначные последствия
По мнению Фролова, ситуация для России неопределенная. С одной стороны, неприятно дополнительно сокращать добычу и терять на экспорте. С другой стороны, очевидно, что спрос сильно упал.
— Если бы мы не сократили добычу в апреле, то было бы плохо всем, включая нас. Переизбыток предложения никуда не делся. Наступила бы острая фаза кризиса, начались бы банкротства, и ситуация сказалась бы и на России. Наши компании не обанкротились бы, но пострадал бы бюджет, — сказал эксперт.
В то же время, если учесть, что установленные в апреле квоты ОПЕК+ взвинтили цены от 20 до 40 долларов за баррель, то для России есть и немало плюсов.
— Цены выше 40 долларов — уровень, предусмотренный бюджетом. Нынешние цены в два раза выше тех стресс-сценариев, разработанных нашими компаниями в 2014–2015 годах. Они комфортны для инвестирования. Некоторые инвестиции могут быть пересмотрены. Это неприятно, но не смертельно, как для США и Канады, — подметил Фролов.
Здесь же стоит учесть, что падение рубля снизило себестоимость экспорта топлива. На некотором этапе кризиса российская марка Urals торговалась дороже североморской Brent.
У других ситуация хуже
Выгоды России можно разглядеть и в сравнении с другими крупными нефтеэкспортерами. Так, в Саудовской Аравии пришлось повысить налоги и урезать льготы и субсидии. Эр-Рияду пришлось даже перевыполнить квоты ОПЕК+ на миллион баррелей в сутки, потому что нет спроса на накопленные саудовцами запасы нефти.
— При равных неблагоприятных условиях для нас соглашение менее болезненно, чем для большинства нефтедобывающих стран, — отметил эксперт.
Сланцы не вернутся раньше 2023 года
В случае роста цен на нефть есть вероятность того, что США снова запустят сланцевое производство. Фролов уверен, что американцы не смогут этого сделать по ряду причин. Во-первых, рост добычи сланцевой нефти снова ударит по ценам и сделает ее нерентабельной. Во-вторых, для наращивания в 100 тысяч баррелей в сутки нужны цены в 50–60 долларов за баррель, а их пока нет. И, в-третьих, для перезапуска компаний потребуется время. Им нужно еще собрать разбежавшихся рабочих, получить кредиты и страховки, которые сейчас дороже, чем до кризиса.
— Если динамика спроса будет сопоставима с 2019 годом, то они до 2023 года еще будут наверстывать утраченные позиции, — подчеркнул Фролов. Для России же текущие цены приемлемы: «Что русскому хорошо, то американцу — смерть».
Договоренности ОПЕК+
После провала сделки ОПЕК+ в начале марта нефтяные котировки серьезно обвалились, что привело к пикированию цен на бензин во многих странах мира. В России этого не случилось, так как в стране действует механизм сглаживания цен, защищающий стоимость топлива от колебаний (демпфер).
12 апреля ОПЕК+ утвердила новое сокращение добычи нефти от уровня октября 2018 года: на 23 процента — в мае — июне, на 18 процентов — до конца 2020 года, на 14 процентов — до конца апреля 2022 года.
Отметим, что на первом этапе альянс снизит объемы добычи черного золота на 9,7 миллиона баррелей, далее — на восемь и шесть миллионов. Для России и Саудовской Аравии точкой отсчета будут 11 миллионов баррелей в сутки.
Отдельные условия выдвинула и настояла на них Мексика, выразившая готовность сократить добычу сырья лишь на 100 тысяч баррелей в сутки в мае — июне. При этом остальное обязуются компенсировать США.
Читайте также: «Даже доллар начнет слабеть»: аналитик спрогнозировал обострение экономического кризиса