7 знаменитых спектаклей Театра кукол имени Образцова
Театр был создан при Центральном Доме художественного воспитания детей в 1931 году. Первоначально в нем работало 12 человек, возглавил его выдающийся деятель русского искусства, актёр, режиссёр, художник и литератор Сергей Владимирович Образцов (1901-1992).
Ни скудность материальных средств, ни отсутствие собственной сценической площадки не помешали экспериментам небольшого коллектива. Зрители ежегодно знакомились с двумя, а то и тремя новыми постановками молодого театра. Машина с надписью "ГЦТК" развозила актёров и кукол по московским дворам, школам, паркам, домам культуры...
В 1937 произошло долгожданное событие – "Государственный центральный театр кукол" наконец-то обзавёлся собственным зданием на площади Маяковского (ныне эта площадь называется Триумфальной). В знаменитое здание на Садовом кольце коллектив перебрался только в 1970 году. Главной отличительной особенностью современного здания театра стало сооружение, на фасаде которого красуются уникальные кукольные часы - одна из ярких достопримечательностей нашей столицы. В расположенных вокруг циферблата небольших ящичках своего часа дожидаются самые разнообразные куклы. Когда коробочки открываются, проходящие мимо люди непременно останавливаются, чтобы посмотреть небольшое представление.
За десятки лет Театр Образцова превратился в самый крупный в мире кукольный центр с двумя зданиями, двумя сценами, зимним садом, а также самой полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах и крупнейшим в мире Музеем театральных кукол, где нет ни одной копии. В разное время в спектаклях театра принимали участие такие знаменитые актёры и кукловоды, как Зиновий Гердт, Леонид Хаит, Семен Самодур и многие другие.
"Вечерняя Москва" предлагает подборку из семи наиболее ярких спектаклей легендарного театра.
"Джим и Доллар" (режиссёр - Сергей Образцов, 1932)
Первым по-настоящему успешным спектаклем театра стал агитационный "Джим и Доллар", речь в котором шла о дискриминации чёрного населения Америки, о колониальном режиме в Африке и о панской Польше. Заканчивался спектакль переездом главного героя через границу и его прибытием прямо на Красную площадь в Москве.
"По Щучьему веленью" (режиссёр - Сергей Образцов, 1936)
Образцов называл этот спектакль "Чайкой" своего театра: "Мы очень любим "Щуку" за точность адреса…, за ясность и лаконичность формы", - признавался режиссёр. Пронизанное карнавально-сказочной атмосферой действо, в котором использовалась уникальная конструкция круглой ширмы, многие критики назвали "главным кукольным спектаклем ХХ века".
"Необыкновенный концерт" (режиссёры: Сергей Образцов и Семён Самодур, 1946)
Комическое кукольное ревю, в котором пародируются артисты самых разнообразных жанров: тут певцы и певицы, танцоры и музыканты, цирковые дрессировщики и фокусники. Спектакль по праву занесён в книгу рекордов Гиннеса - его посмотрело самое большое число зрителей в мире. Вплоть до сегодняшнего дня концерт ведёт харизматичный кукольный конферансье Эдуард Апломбов, обладающий даром мгновенно вызывать улыбку зрителей.
"Божественная комедия" (режиссёры: Сергей Образцов и Семён Самодур, 1961)
Сразу отметим, к поэме Данте спектакль не имеет никакого отношения. В его основе - пьеса Исидора Штока по мотивам серии рисунков французского художника Жана Эффеля "Сотворение мира", в которой остроумно была пересказана библейская история человеческого грехопадения.
"Ноев ковчег" (режиссёры: Сергей Образцов и Леонид Хаит, 1968)
Тонкая пародия на людские характеры была задумана как продолжение "Божественной комедии". "Доисторическая документальная драма в двух актах," - так определили жанр авторы постановки. Несмотря на всю "доисторичность" происходящего на сцене, спектакль был запрещён и восстановлен его лишь в 2005 году.
"Дон Жуан - 76" (режиссёр - Сергей Образцов, 1976)
Ещё одна знаменитая пародия театра - на этот раз на иностранные мюзиклы. Состоящая из нескольких эпизодов пьеса разделена по жанрам и направлениям: в ней есть исторический мюзикл, мюзикл кошмаров и даже детективно-мордобойный мюзикл.
"Странная миссис Сэвидж" (режиссёр - Андрей Денников, 2006)
Наполовину кукольный, наполовину музыкальный спектакль про немолодую леди, оказавшуюся по воле своих детей в сумасшедшем доме. На сцене вместо занавеса — ряд гигантских смирительных рубашек с завязанными узлом рукавами, куклы, кукловоды и артистка Театра сатиры Вера Васильева. Один из самых успешных спектаклей из современного репертуара театра.