Танго, которое перевернуло мир
Первое, что хочется про нее сказать: «Елена Александровна — человек увлеченный». Но этих слов катастрофически недостаточно, чтобы описать ту энергию и, если хотите, страсть, с которой эта строгая, прямолинейная и талантливая женщина руководит ансамблем. Да и «руководит» — какое-то неподходящее применительно к ней слово, безэмоциональное, куцее. Елена Щербакова живет ансамблем имени Моисеева, дышит им, болеет.
— Елена Александровна, в каждом своем интервью вы рассказываете об уникальности коллектива, которым руководите. Гордитесь тем, что судьба связала вас с балетом Моисеева?
Балет Моисеева — первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, и уже в силу этого он уникальный. Кто-то скажет: что особенного в народном танце, люди испокон веку выражали себя в танце. Но в том-то и дело, что не все — одинаково. Где трава сочнее, солнце, виноград и вино, там танцы темпераментнее, в Сибири же — иначе, в Поморье — не так, как на юге и на востоке. Нет похожих танцев, как нет одинаковых народов. Игорь Моисеев это понимал как никто другой, тщательно изучал фольклор и на основе изученного создал новый жанр народно-сценической хореографии.
А вместе с ним и ансамбль, репертуар которого благодаря Моисееву похож на собрание сочинений танцев народов мира.
Дата рождения ансамбля — 1937 год, а спустя шесть лет — в военном, 1943 году Игорь Александрович убеждает советское правительство в том, что нужна еще и школа, где будут готовить артистов для нового коллектива. И школу, несмотря на тяжелое для страны время, открывают! Ей в нынешнем году исполняется 75 лет. Нашу школу можно назвать хранилищем методики великого хореографа-первооткрывателя.
Вот и скажите, разве такой историей, тем, что довелось работать с таким Мастером, можно не гордиться? Я пришла в ансамбль сразу по окончании училища Большого театра, мне было 16 лет, и как артистку меня воспитал Игорь Александрович Моисеев. Вся жизнь прошла в ансамбле, в 1994 году стала директором, на эту должность меня выбрал сам Моисеев. Мы не фольклорный коллектив, а театр танца. Не случайно во всем мире нас называют «Балет Игоря Моисеева». То, что делаем мы, не делает никто.
— Судя по всему, ансамбль ревностно хранит наследие Моисеева?
Ревность здесь — не то слово. Лучше сказать — сознательно. Игорь Моисеев — ровесник века. Его выдворили из Большого театра, где он начал ставить балеты в 24 года (случай беспрецедентный), боялись, что в цитадели академического классического балета он устроит настоящую революцию. Так, как он чувствовал время и реагировал в творчестве на его перемены, не умел никто. Он прожил 101,5 года, непрерывно работая. Конечно, Моисеев — гений.
Ни на кого не похож. Он никуда не уехал, материальное его не волновало. Только творчество, которое всегда стояло особняком, как в классике, так и в народном танце.
Моисеевцы — это отдельный народ, народ, увлеченный делом Мастера. Мы бережно и скрупулезно относимся к наследию Игоря Александровича. Ничего не меняем в его постановках, передаем их из поколения в поколение. Но сохраняя хореографический текст, допускаем новое в исполнительских трактовках, ведь Моисеев ценил актерские индивидуальности, считал артиста сотворцом хореографа. Поэтому его наследие — живое, а не музей.
— Расскажите подробнее о школе при ансамбле.
Наша школа небольшая. Она и не может быть большой — совсем не нужно, чтобы весь мир танцевал, как ансамбль Игоря Моисеева. Наша школа государственная, поэтому бесплатная.
Мы набираем 25 мальчиков и 25 девочек в возрасте 12–13 лет, один класс. Хотя это, честно сказать, много. Потому что больше десяти человек одновременно учить балету недопустимо.
Дети обучаются пять лет, лучшие попадают в ансамбль, остальных с удовольствием берут в другие коллективы. Образование — разностороннее: классический и народный танец, исторический танец и акробатика, литература, игра на разных музыкальных инструментах, история балета, история музыки, история ансамбля (предмет, который ввел сам Игорь Моисеев, чтобы подрастающее поколение знало своих предшественников). Учим молодежь жить в современном обществе, не забывая своих корней. И обязательно актерское мастерство, так как выпускаем танцовщиков-актеров.
— У школы, как вы сказали, скоро юбилей...
Да, 5 декабря — 75-летие. К этой дате мы готовим совместный концерт воспитанников школы и артистов ансамбля, обучавшихся в alma mater в разные годы. Обещаю, что, как всегда, удивим зрителей. Показать, уверяю вас, есть что: Школе-студии при Ансамбле Игоря Моисеева в нашем виде искусства нет равных.
— Заканчивается год. Каким он был для вашего коллектива?
Очень насыщенным. В этом году мы дали два спектакля на сцене Мариинского театра (Мариинский-2). Спасибо Газпромбанку, нашему партнеру, который поддержал нас в проведении этих выступлений. Я четверть века директор ансамбля, и все это время слышу отовсюду: «Денег нет». Чтобы выступить, например, в Мариинском, нужно оплатить аренду, стоимость которой значительно превышает стоимость всего концерта, и без сторонней помощи мы бы не смогли организовать гастроли. Возили в Санкт-Петербург наш новый спектакль «Танго Del Plata». Волновались, поскольку публика Северной столицы — особая, взыскательная и сдержанная. Но нас приняли на ура! После ухода Игоря Александровича из жизни мы стараемся пополнять репертуар. Это непросто. Хореографов, подобных Моисееву, сегодня нет, но дело даже не в этом. Главное — найти таких, чье видение танца совпало бы с моисеевским, с открытой им эстетикой, чтобы они в чем-то продолжили его искания. В этом отношении «Танго Del Plata» — нечто особенное.
— В чем уникальность этого спектакля?
Это первое большое полотно, поставленное через 10 лет после ухода из жизни Мастера, премьера которого состоялась в мае 2018 года. Постановка абсолютно непохожа на моисеевскую, но при этом мы сохранили его почерк.
Специально пригласили хореографа из Аргентины, Лауру Роатта, что потребовало немалых финансовых средств. И тут случилось чудо: помогли наши партнеры, Газпромбанк, и Лаура смогла приехать в Москву, чтобы поставить спектакль. Я считаю, что дар балетмейстера — от Бога. Основы хореографии выучить можно, а сочинять — это то, что дается свыше. Когда начались репетиции, сразу стало понятно: Лаура понимает методику танца, разработанную Моисеевым, чувствует его стиль.
— А разве Игорь Александрович сам не ставил танго?
Ставил. В репертуаре ансамбля идет его одноактный балет «Вечер в таверне». Постановка 1983 года. Это яркий театральный спектакль на музыку аргентинских композиторов. Танго Лауры Роатта совсем другое. Новая постановка состоит из семи частей, семь разных танго. Разных по эмоциям.
— Как публика приняла новую постановку?
В этом году мы показывали «Танго Del Plata» в Краснодаре, Майкопе, Ставрополе, Санкт-Петербурге. Везде — успех! Я, честно говоря, поначалу сомневалась, что ребята так быстро освоят незнакомую для них хореографию.
Но все получилось, получилось по-моисеевски. Труппа показала себя совершенно с другого ракурса, мы как бы шагнули на ступеньку выше.
— Куда еще кроме Краснодара, Майкопа и Ставрополя вы ездили в этом году?
Сегодня гастролировать такому большому коллективу, как наш, очень непросто. Состав ансамбля — 160 человек. К тому же в отличие от других коллективов у нас есть собственный симфонический оркестр. Так что гастроли для нас — дорогое удовольствие. Но тем не менее в этом году мы «открывали» культурные связи с Катаром. Это для нас новая страна (добавилась к тем 70, где мы были). В марте ездили в Уфу, Челябинск, Екатеринбург, Пермь. Затем были концерты в Италии (на Туринском фестивале). Тоже при поддержке Газпромбанка.
Кстати, в первый раз коллектив выступал на фестивале в Турине лет 20 назад. Кроме того, съездили в Оренбург, выступили в Узбекистане после 36-летнего перерыва. Были в Монголии (последние гастроли ансамбля в этой стране проходили в 1972 году). Давали концерты в Белгороде, Воронеже.
Вообще за свою 80-летнюю историю ансамбль установил практически все культурные связи нашей страны за рубежом. Но про это почти никто не вспоминает. Как будто забыли.
Наш зрительный зал — это весь мир. От президентов и чиновников до простых людей — наших ценителей по всему миру. Согласитесь, больше, чем танец, ничто не сближает народы. Танец понятен всем.
— Вы полагаете, что в современном мире отношение к народному танцу не изменилось?
Прошу прощения за резкость, но не в лучшую сторону изменился сам мир. Думаю, ему все больше грозит деградация. Похоже, скоро мы окончательно уйдем в свои телефоны, станем бескультурными, плохо воспитанными. Это же катастрофа! Мне за внуков страшно. Мы боремся с этим, как можем. Пытаемся танцем вернуть человека к красоте, настоящим чувствам и эмоциям, дать ощущение настоящей жизни, а не ее отражения в гаджетах.
— О чем вы мечтаете?
Моя мечта, чтобы в Ансамбле Игоря Моисеева появился хороший, смелый хореограф, каких сейчас, к сожалению, очень мало, и поставил «Петрушку» на музыку Игоря Стравинского.
Это хотел сделать Игорь Александрович, но не успел. Еще мечтаю, чтобы кто-нибудь смог поставить по сказкам Павла Бажова «Огневушку-поскакушку». Этого тоже Моисеев сделать не успел. Не успел потому, что мы из 12 месяцев 10 проводили на гастролях за рубежом.
А остальные два — в поездках по России. Времени просто не оставалось. Но даже при таком графике есть места, где мы еще не бывали.
Было бы неплохо в следующем году поехать в Китай, на празднование 70-летия Китайской Народной Республики, ведь Ансамбль Игоря Моисеева был первым, кто в 1954 году выступил на праздновании пятилетия КНР. Моисеев на площади Тянь-ань-мэнь поставил грандиозное действо, в котором участвовали 150 моисеевцев и 150 студентов китайского спортивного института. Кстати, туда Игорь Александрович привез китайский танец с лентами, который поставил еще не будучи в Китае, чем очень всех удивил. Он и сейчас идет в репертуаре ансамбля и имеет огромный успех во всем мире.
СПРАВКА
Елена Щербакова — народная артистка России, народная артистка Республики Северная Осетия — Алания, народная артистка Кабардино-Балкарской Республики, заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, кавалер ордена Дружбы, кавалер ордена Почета, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, лауреат Премии Правительства РФ, художественный руководитель — директор, педагог-репетитор Государственного академического ансамбля народного танца. Родилась 19 октября 1952 года в Москве. Окончила Московское академическое хореографическое училище при Большом театре (ныне Московская государственная академия хореографии). В 1969 году была принята в Государственный академический ансамбль народного танца СССР на должность артистки балета. С 1969 по 1992 годы — солистка ансамбля. В 1992 году Игорь Моисеев пригласил Елену Щербакову в Школу-студию при ансамбле, где она начала свою педагогическую деятельность. С 1994 года по приглашению Игоря Моисеева— директор ГААНТ имени Игоря Моисеева. С 2011 года — художественный руководитель-директор ансамбля.
КСТАТИ
Первый концерт Ансамбля имени Моисеева состоялся 29 августа 1937 года, в московском театре «Эрмитаж». С 1938 года и по сей день балет беспрерывно гастролирует по России и за рубежом. За рекордное количество гастролей он занесен в российскую Книгу рекордов Гиннесса. С первых зарубежных гастролей (Финляндия, 1945 года) Ансамбль Игоря Моисеева считается негласным Российским послом мира. В 1958 году моисеевцы первыми из советских коллективов выехали на гастроли в США, что положило начало культурных связей между СССР и Америкой. В1989 году, сразу после гастролей ансамбля в Израиль, между Россией и Израилем были установлены дипломатические отношения. В 1967 году первым из профессиональных ансамблей народного танца коллектив удостоен звания академического. К 50-летию со дня образования, в 1987 году, награжден Орденом дружбы народов.