Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Красивая эпоха: 5 самых известных картин Борисова-Мусатова

Развлечения

Художник создал свой неповторимый волнительный мир, в котором тесно переплелись реальность и фантазия. Его называли певцом "уходящих усадеб" и живописцем "зыбкого мира старых теней". Основными героями его картин стали молодые женщины, одетые в нарочно сшитые по старинной моде середины XIX века платья, на фоне пустынных барских усадеб, печально и одиноко смотрящие вдаль. Пронизывающие картины элегические мотивы, неопределённость изображаемого времени, зыбкие полунамёки и оставляемая зрителю возможность догадки, создают то прекрасное и романтическое состояние безвременья, в котором творили символисты Серебряного века. Сам Борисов-Мусатов не раз отвечал на вопросы любопытствующих, что же за эпоха изображена у него: "Да никакая это эпоха! Это, знаете ли, просто красивая эпоха".

Помимо прекрасной мечты об идеальном мире, движимом гармонией и красотой, в работах Борисова-Мусатова можно прочитать и предзнаменования грядущего. Полные тонкого лиризма и неясной тревоги, эти холодные, выполненные в зелёно-синей гамме, "текучие" работы, отлично отражают свой век, обнажая тоску по близящемуся концу целой эпохи, смятение и неуверенность в будущем. За видимой тишиной и смирением прячется целая буря чувств, романтики и ностальгии.
Изысканные пастели и акварели Борисова-Мусатова - такие, как "Майские цветы" (1894), "Агава" (1897), "Гобелен" (темпера, 1901), "Водоём" (1902), "Изумрудное ожерелье" (темпера, 1903-04), "Куст орешника" (пастель, 1905), "Осенняя песнь" (1905), "Балкон осенью" (1905) и многие другие – заслуженно входят в сокровищницу русского искусства.

Жизнь Борисова-Мусатова была, к сожалению, недолгой: он умер всего лишь в 35 лет. После несчастного случая (в трёхлетнем возрасте мальчик, упав со скамейки, получил тяжёлую травму позвоночника, после чего у него стал расти горб) проблемы со здоровьем преследовали его всю жизнь.

Родился Виктор Эльпидифорович в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье бывших крепостных Мусатовых, впоследствии вошедших в мещанское сословие. Фамилию Борисов он присоединил к своей родовой в память о своём любимом деде Борисе Мусатове, оказавшим на него большое влияние. В школьные годы Борисов-Мусатов, который впервые начал рисовать с шести лет, изучал изобразительное искусство в студии Саратовского общества изящных искусств. Одна из ранних работ тех лет - "Окно" - сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее. Затем молодой человек поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургскую Академию художеств, где его учителем был знаменитый художник, мастер исторической живописи Павел Петрович Чистяков. В годы обучения в Москве Борисов-Мусатов встретил свою будущую спутницу жизни, художницу Елену Владимировну Александрову-Сковороду. С осени 1895 года он обучался в студии Ф. Кормона в Париже, среди учеников последнего - Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент ван Гог, Эжен Бош. В начале 1900-х художник сблизился с творческим объединением "Мир искусства", члены которого – такие, как художник А. Н. Бенуа, Н. К. Рерих, театральный деятель С. П. Дягилев - считали приоритетным эстетическое начало и выражение личности автора в искусстве и стремились к модерну и символизму. Те же искания живо затрагивали и Мусатова.

Большую часть ранних произведений художника составляли пейзажные этюды, но с середины 1890-х годов художника всё больше привлекает изображение человека, особенно женщины. Его героини - совсем не красавицы, неизменно задумчивые, печальные и одинокие, отвлечённо изображённые на фоне затаённых уголков парков и усадеб, словно заблудшие призраки в потустороннем царстве сна. У Борисова-Мусатова было несколько вдохновлявших его моделей: его сестра Елена, его жена Елена Александрова-Сковорода, друг семьи Надежда Станюкович. Эти реальные женщины в творчестве живописца приобретают некий идеальный неземной облик, становятся воплощением неуловимой "Вечной Женственности".

Особое место в творчестве Борисова-Мусатова занимает знаменитое имение Зубриловка Саратовской губернии, которое художник неоднократно посещал в 1898-1903 годах, результатом чего стали работы "Гобелен" (1901), "Водоём" (1902), "Прогулка при закате" (1903), "Призраки" (1903), "Сон божества" (1904-1905). Эта усадьба князей Голицыных-Прозоровских известна тем, что с ней связаны биографии многих русских талантов: И. А. Крылова, Г. С. Голицына, Г.Р. Державина, гостивших и проживавших там. К сожалению, Зубриловка стала одной из первых жертв обозлённых крестьян в ходе волнений 1905 года, и сейчас имение практически погибло.

В 1903 году художник женился на своей подруге и музе Елене Александровой-Сковороде, а в декабре 1904 года в семье родилась дочь Марианна. Вместе с семьёй Мусатов перебрался в Подольск, тесно сойдясь с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала "Весы". Многие молодые художники видели Борисова-Мусатова своим идейным предводителем. Его работы отправились на выставки в несколько городов Германии, затем в Париж, вызвав множество благоприятных откликов критиков. В 1905 году семья Мусатовых переехала на дачу Цветаевых в Тарусе, где талантливый мастер много гулял по лесам, зарисовывал осеннюю природу, но в октябре неожиданно и скоропостижно скончался. Он был похоронен на окраине Тарусы, на берегу Оки. Его последней картиной символично стала картина "Реквием".

После смерти мужа Елена Александрова при поддержке друзей семьи организовала посмертную выставку Борисова-Мусатова, не совсем оценённого при жизни. На ней Третьяковская галерея приобрела картины "Призраки", "Изумрудное ожерелье", этюд "Осенняя песнь", "Ветер" и несколько этюдов к "Реквиему". Сам "Реквием" Елена Владимировна отказалась продать, везде возила его с собой в специальном чемоданчике. Лишь через несколько лет, когда работа едва не погибла во время шторма при плавании по Черному морю, она, борясь за сохранность работы, передала "Реквием" в дар Третьяковской галерее.

При жизни этот маленький, чудаковатый, сгорбленный человек, которого друзья за глаза ласково называли "горбунчиком", одетый, тем не менее, всегда с французским шиком, радовал окружающих своим солнечным настроением, жизнелюбием, бодростью и энергией, светлым видением жизни. Он много и усердно работал, носил в себе множество замыслов и идей. Жаль, что многим из них так и не удалось воплотиться. Тем не менее, за свою недолгую жизнь Виктор Борисов-Мусатов создал 77 картин, которые хранятся в 20-ти музеях. Сегодня мы предлагаем вспомнить 5 самых известных из его полотен.

1. "Автопортрет с сестрой" (1898)

С этой работы начался новый этап в жизни художника, завершившего своё ученичество. Именно в ней впервые обнаружилось стремление художника представить реальный мир как напоминание о мире прошлого: специально для картины мать художника сшила сестре Елене белое платье по моде 40-х годов 19 века. Также здесь появляются любимая «холодная» зелёно-синяя колористика, отрешённость героев, размытость образов на заднем плане, необычная композиция: до Мусатова не было принято изображать «срезанную» краем холста часть фигуры. Возможно, на оригинальное видение композиции повлияло увлечение фотографией. Часто, в процессе написания картин, Борисов-Мусатов использовал свой фотоаппарат "Кодак". Но он не перерисовывал картины, а создавал параллельные творческие единицы.

Этот двойной портрет стал началом выражения общей концепции творчества Борисова-Мусатова, о которой он говорил: "Когда меня пугает жизнь, я ухожу в искусство и кажется мне, что я на необитаемом острове и никакой действительности не существует". Полотно хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Виктор Борисов-Мусатов "Автопортрет" (1904-1905) Виктор Борисов-Мусатов «Автопортрет» (1904-1905) / Фото: wikipedia.org

2. "Весна" (1898—1901)

Эта картина, так же одна из хорошо узнаваемых в творчестве художника, продолжает начатую им линию – изображение с полным отсутствием повествовательности. На картине изображена девушка, прогуливающаяся по саду. Отвернувшись от нас, она созерцает расцветающую природу. Небольшими мазками, изменяющими направление, передано общее лирическое настроение поэтической грусти и мечта художника об одухотворённой наполненности жизни. Полотно хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Красивая эпоха: 5 самых известных картин Борисова-Мусатова Фото: wikipedia.org

3. "Водоём" (1902)

В творчестве любого художника есть "краеугольные" работы, словно являющиеся центром притяжения всего художественного дискурса. Именно такой работой у Мусатова является "Водоём". Встреченная с восторгом публикой, не несущая никакого конкретного действия, но невероятно эмоциональная картина стала свежей струёй в художественной жизни. На картине изображен небольшой купальный бассейн в Зубриловке, чаша которого в те времена была устроена так, что с утра до вечера освещалась солнцем. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье), и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). Весь пейзаж – это небо и деревья, отражённые на глади воды. И эта тихая гладь, и мечтательные, неподвижные, не разговаривающие между собой женщины – всё словно заворожено смутной и безмолвной тайной бытия. "Водоём" стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Красивая эпоха: 5 самых известных картин Борисова-Мусатова Фото: wikipedia.org

4. "Призраки" (1903)

Одна из наиболее меланхоличных картин Борисова-Мусатова, пронизанная общим элегическим настроением его работ, но несколько в большей степени. На фоне южного фасада Зубриловской усадьбы изображена размытая фигура девушки в белом. Так же размыт пейзаж. В левом углу картины – часть чьего-то летящего светлого платья. В картине чувствуется некое прощальное настроение, взгляд на мир сквозь полупрозрачную дымку. Как вспоминала Елена Мусатова: "Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, всё гармонировало с тёемным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину - "Призраки"… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома - "всё уходило в прошлое", как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин". Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Красивая эпоха: 5 самых известных картин Борисова-Мусатова Фото: wikipedia.org

5. "Реквием" (1905)

В августе 1905 года скончалась Надежда Станюкович, друг семьи, одна из муз художника, часто изображаемых в его картинах, близкий по духу человек. Глубоко тронутый произошедшим, художник создал свой "Реквием". Среди женских фигур на фоне торжественно вознесённой архитектуры, в которой узнаются зубриловские постройки, трижды возникает облик Надежды. Фигуры несколько размыты и призрачны, светопись приглушена, словно показывается медленное перемещение в потусторонний мир. Также на картине изображены образы жены и сестры. Символично, но "Реквием" стал реквиемом не только по Н. Станюкевич и прекрасному прошлому, но и по самому художнику. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Красивая эпоха: 5 самых известных картин Борисова-Мусатова Фото: wikipedia.org

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.