Москва - Родина российского стрит-арта
Неожиданно, но среди тех, кто занимался оформлением учреждения, есть и настоящий «вандал от искусства»: Миша Мост больше известен москвичам по надписям «Зачем?» вдоль железнодорожных путей и на заброшенных зданиях. Но это в прошлом.
Сегодня Миша – именитый художник. Действует исключительно в рамках закона: расписывает детские стульчики и санкционированные властями поверхности. Интересен Миша тем, что взрослел вместе со столичным стрит-артом. О развитии этой субкультуры в столице мы с ними и решили поговорить.
- Можно ли назвать Москву Родиной российского стрит-арта?
- Безусловно. В столице всегда проводили фестивали, на которые приглашали граффитчиков. Думаю, многие помнят «Лучший город Земли» и «Мост». На них власти выделяли конкретные стены, которые можно расписать, потом искали художников и предлагали поучаствовать. Поначалу все рисунки приходилось отправлять на согласование. Сначала все было жестко, потом к нам привыкли, стали доверять, и требования к работам смягчили.
Сейчас на место городским фестивалям пришли локальные истории, и предложения часто поступают от управ. Конечно, есть и различные организации, и застройщики, которые хотят оформить фасады, чтобы микрорайон выглядел красиво, и рекламодатели. Но городские инициативы художникам чаще даже более интересны чем коммерческие заказы, так как они «больше про творчество» и меньше «про деньги».
Кстати, сейчас любой художник имеет возможность пойти и попросить у районной администрации пространство для работы. Но вместо того, чтобы приложить малейшие усилия, многие по привычке ноют, что им «не дают стенок».
- То есть за развитие и популяризацию российского граффити мы можем благодарить столичные власти?
- Именно так. В Америке эта субкультура зарождалась в гетто, а у нас ее поддерживали и развивали «сверху». В бедных районах США в 80-е годы парни воровали краску и пытались себя как-то проявить, разрисовывая шрифтами платформы и поезда. В Европе граффитчиками становились образованные парни из богатых семей, которые ездили с родителями за границу и пытались повторить дома то, что видели в Штатах. Распространилось там это в «девяностые».
У нас же в конце 80-х на некоторых молодежных фестивалях уже были и граффити, и брэйкданс, но никто до конца не понимал, ни как рисовать, ни как танцевать. Катастрофически не хватало информации. Все собиралось по крупицам: журналы, отрывки видеоклипов, фотографии. Зато когда в 90-х в стране появились видеокассеты, стали распространяться специализированные журналы и магазины - зародилась серьезная субкультура. Все это продолжала поддерживать городская администрация: рисовали на фестивалях печатной прессы и в Олимпийской деревне. Короче, для графферов очень много было сделано через городскую администрацию. Это такой местный - московский и российский парадокс: сначала парни создавали работы на городских фестивалях, потом шли и нелегально рисовали на каких-нибудь будках, а тот же город приходил с этим бороться – закрашивать. И так по кругу.
- Сегодня граффитчики вышли на большие фасады. Новых шрифтовых надписей, выведенных баллончиком, на гаражах и ограждениях все меньше. Стареете?
- Взрослеем. В начале «нулевых» уличный художник Бэнкси очень сильно продвинул стрит-арт. Есть граффити, есть искусство, а это – нечто среднее. Не просто шрифтовые композиции, а посланиия для большого числа людей. Кстати, фасады, которые разрешает «делать» город, еще и платит за это деньги, перетянули множество граффитчиков на легальную сторону. Но то, что украшает стены многоэтажек – уже не граффити, а мурализм (от англ. Mural – настенная живопись, фреска).
- То есть вы разграничиваете граффити и стрит-арт?
- «Граффити» сегодня называют все подряд. Всю живопись тоже можно называть одним словом - «картины. Но есть «Черный квадрат», и есть маринисты. Когда Вы начинаете вникать, понимаете - чтобы описать картину нужно применить правильное слово. Так и здесь. В стрит-арте, конечно, применяется стилистика граффити, а каждый художник, оформляющий фасады, в прошлом - граффер. Но «чистым» граффити - всегда было и остается нелегальное искусство.
- В чем «прелесть» этого нелегального искусства? Есть какой-то особый адреналин, когда работаешь в старом депо или «бомбишь» стенку?
- Если честно, я никогда не понимал, что за адреналин может быть у художника, когда руки трясутся. Наоборот, рисовать тяжелее и сосредоточиться невозможно. Но граффити - это командный спорт с творческой составляющей. Соревнование рисунков, если хотите: кто быстрее, красивее и интереснее.
- Существует ли со стороны художников пренебрежение к рекламным фасадам или деньги могут победить всё?
- Для рекламных фасадов художника нанимают просто как «руки». Как маляра, которому заказывают выполнить рисунок уже готового дизайна .Чаще всего, там нет даже фамилии и подписи. Кстати, сейчас в Москве собираются очистить фасады, хотя, в том же Нью-Йорке есть компании, которые занимаются именно такой рекламой. И, несмотря на то, что это дорого стоит, к ним активно обращаются. Ведь человек, который смотрит на такую рекламу, оценивает ее как художественное произведение и как обращение к истории, ведь каких-то сто лет назад реклама была не на растяжках и баннерах, а именно нарисованная.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Сергей Собянин внес на рассмотрение законопроект о правилах росписи фасадов