Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Строим мегаполис будущего: столица успешно справляется с вызовами времени и действует на перспективу

Сюжет: 

Городская среда
Город
Строим мегаполис будущего: столица успешно справляется с вызовами времени и действует на перспективу
Москвичка Виктория Говоркова в парке «Тюфелева роща», открывшемся на территории промзоны ЗИЛ / Фото: Якель Екатерина / Вечерняя Москва

В столице прошел X Московский урбанистический форум. Его тема в нынешнем году звучала как «Города-суперзвезды. Уроки успешной трансформации». Конечно, речь шла о пандемии. Но не только. Активно обсуждались и вопросы экологии. В этом вопросе у Москвы есть чему поучиться. Город сумел сохранить уникальные парки, развивает альтернативные виды транспорта и, что не менее важно, модернизирует свою промышленность, делая ее более современной и чистой.

В одной из дискуссий «Хаб для миллионов. Транспортная инфраструктура городов-суперзвезд» речь шла о том, как создать в городе максимально чистый общественный транспорт.

Альтернативный транспорт в дополнение к традиционному

Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики, рассказал, что сегодня основная международная тенденция развития мегаполиса — это усиление роли альтернативных видов транспорта. Так называемая интеграция рельсов. И прояснил, в чем смысл этой интеграции:

— В больших городах есть метро, трамваи, а также пригородные электрички. Задача властей — удобно объединить эти три вида транспорта. Так, чтобы горожанин смог комфортно пересесть с одного на другой. Именно метро, трамвай и электрички создают транспортный каркас мегаполиса. При этом они передвигаются без пробок и — очень важно — не дают выбросов в атмосферу, как автомобили.

Еще один тренд — появление электробусов.

— Одно из их преимуществ по сравнению с автобусами тоже заключается в отсутствии выхлопных газов. А преимущество перед троллейбусом состоит в следующем: у троллейбуса, в целом замечательного транспортного средства, есть серьезный недостаток — верхний токосъем, то есть над всем центром города необходимо вешать контактную сеть, еще с хитрыми спецчастями, которые позволят троллейбусу поворачивать. Все эти приспособления не украшают город и не являются особенно «полезным участником дорожного движения». Зато электробус абсолютно автономный транспорт, не привязанный ни к каким проводам, с точки зрения экологии абсолютно чистый. И для экономики это очень хорошо, — резюмирует Михаил Блинкин.

По данным экспертов, экологически чистый транспорт может окупиться за десять лет. Электробус обходится на 20 процентов дешевле традиционного транспорта на дизельном топливе. За последние три года в Москве появился парк из 600 электробусов. Это больше, чем в любом крупном европейском городе. Так, например, в Лондоне их около 400, в Париже — свыше 230, в Берлине более 100, в Амстердаме и пригороде — 246. Только за 2020 год количество электробусов в Москве увеличилось вдвое. Машины работают на 42 маршрутах почти во всех частях города. По данным столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, в ближайшие два года в Москву придут еще 820 электробусов. А к 2024 году их количество превысит 2,2 тысячи — это треть наземного транспорта столицы.

А еще в Москве наконец-то начинают появляться электромобили. Город освободил их владельцев от уплаты транспортного налога, разрешил бесплатно парковаться и расширяет сеть электрозаправок. Сейчас в Москве их около 120.

— Еще несколько лет назад электромобили стоили 5–6 миллионов рублей и купить их могли немногие, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Сейчас же появилось много приличных бюджетных вариантов, ценой менее миллиона. Поэтому, я уверен, число электромобилей в Москве будет расти.

Ну а пока электрокары не вытеснили привычный личный автопарк, особенно важно поддерживать высокие стандарты топлива. Например, Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ), обеспечивающий более трети столичного рынка топлива, одним из первых в стране около 10 лет назад перешел на выпуск экологически чистого бензина класса «Евро-5». За счет более низкого содержания серы «Евро-5» не только заботится о двигателе автомобиля, но и используется экономнее, что ведет к сокращению выбросов в атмосферу.

Это отметили среди главных экологических проектов Москвы на Урбанфоруме.

Строим мегаполис будущего: столица успешно справляется с вызовами времени и действует на перспективу Мила Левченко и Георгий Вельгельм на велопрогулке в лесопарке / Фото: Виктор Хабаров / Вечерняя Москва

Жилье, отдых и рабочие места

На форуме активно обсуждалась и реорганизация промзон. Владимир Ефимов, заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, принял участие в дискуссии «Инвестиции в будущее. Экономика глобального города».

Как пояснил Владимир Ефимов, столица, как и ведущие мегаполисы мира, активно избавляется от так называемого ржавого пояса — старых полузаброшенных предприятий. С инвесторами заключаются договоры о комплексном развитии территории.

— Так, например, в промзоны Коровино и Кунцево вложат 105 миллиардов рублей инвестиций. А бюджет Москвы, как ожидается, получит от проектов более 1 миллиарда рублей в год. Новые «индустриальные кварталы» дадут городу около 3000 рабочих мест. В Коровине появится производственная и общественно-деловая застройка, в Кунцеве — жилье и офисы, — рассказал Владимир Ефимов.

Там также будут строить новые высокотехнологичные и экологически чистые производства. Город заключил с инвесторами уже четыре договора о комплексном развитии территории. По словам заммэра, реализация проекта хорошо скажется и на экологии.

— В проектах комплексного развития территорий, помимо строительства недвижимости, обязательно предусматривается озеленение. Причем в больших масштабах, — пояснил Владимир Ефимов. — Парковые группы, аллеи займут не менее 320 гектаров бывших промзон, где сейчас, к примеру, располагаются заброшенные склады и разрушенные объекты.

Президент Российского союза архитекторов Николай Шумаков пояснил:

— Реновация бывших промзон происходит во всех развитых мегаполисах, и Москва тут не исключение. Где-то старые промышленные корпуса довольно удачно переделывают в лофты и арт-пространства, как, например, на Золотом острове в центре Москвы, рядом с храмом Христа Спасителя.

По мнению эксперта, город будущего — это гармоничное сочетание жилья, офисов, зеленых зон и, конечно, чистых производств, дающих рабочие места и, следовательно, налоги.

Больше зеленых зон

Москва — один из самых зеленых мегаполисов мира. Более трети площади столицы занимают парки, скверы, бульвары, природные заказники и другие зеленые территории. Практически каждый год появляются новые парки.

— Последние примеры — это зеленые зоны в Братееве и Капотне, вдоль Москвы-реки, — рассказывает урбанист Григорий Мельник. — Еще несколько лет назад это были заброшенные территории, куда местные жители в лучшем случае выбирались на шашлыки или, надев резиновые сапоги, выгуливали собак.

Сейчас там есть спортивные и детские городки, пешеходные дорожки, туалеты, благоустроенные пикниковые зоны, лежаки для принятия солнечных ванн. Там стало просто приятно находиться!

Важность модернизации промышленности и внедрения наилучших доступных технологий отметил и сооснователь бюро Wowhaus Олег Шапиро. Архитектурное бюро Wowhaus участвовало в реновации района Капотня, в котором расположен Московский НПЗ. Эксперт подчеркнул, что взаимодействие предприятия и города помогло преобразить район.

— Модернизация Московского НПЗ и благоустройство по городской программе «Мой район» — основные составляющие устойчивого развития Капотни на протяжении последних лет. Итогом этого стало настоящее преображение района, которое мы видим сегодня: здесь появились комфортные скверы и дворы, собственный парк с уникальной экосистемой. Район стал успешным примером единения современного промышленного сектора и жилого пространства. А экологические проекты позволили создать новые комфортные места для отдыха. Этот опыт можно считать исключительным для мировых мегаполисов, — отметил Олег Шапиро в ходе дискуссии «Город меняет лицо. Как реновация влияет на среду городских районов».

Григорий Мельник согласен:

— Одна из главных проблем жителей мегаполисов — недостаток природных территорий. Почему москвичи каждую пятницу массово, миллионами человек едут из города на дачу? Почему они готовы часами стоять в пробках, лишь бы туда выбраться? — рассуждает Мельник. — Главная причина — усталость от города: шум, смог, высотная застройка. Природные территории, которые обустраивают в Москве, — это один из способов сделать город более комфортным, чтобы москвичи меньше от него уставали и могли тут полноценно отдыхать.

Редактор Красной книги Москвы Борис Самойлов рассказал, что Москва в плане природных зон — уникальный город.

— Лесопарков, например, нет ни в одной европейской столице. Да, существует, например, Венский лес. Но почти весь он за территорией города. А у нас внутри МКАД и «Лосиный Остров», и Битцевский лес, и Кузьминский лесопарк, — пояснил эксперт.

Строим мегаполис будущего: столица успешно справляется с вызовами времени и действует на перспективу Водитель электробуса Владимир Дерюгин работает на маршруте Т25 / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Что делать с мусором

Тема обращения с отходами — одна из самых болезненных для современных городов.

— В 2020 году в Москве удалось собрать 855 тысяч тонн вторичного сырья из отходов, что превысило все ожидания, — заявил заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. — В 2019 году, для сравнения, такого сырья было собрано в 1,5 раза меньше.

Исправляем климат

Одной из актуальных тем обсуждения на прошедшем Урбанфоруме стали климатические стратегии городов-суперзвезд.

— Москва, как и другие ведущие мегаполисы, пытается снизить потребление энергоресурсов, — рассказал руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. — Город пытается снизить выбросы парниковых газов и сохранить естественную природу. Мы увеличили территорию Москвы в 2,5 раза, нарастили объемы недвижимости, при этом ежегодно сокращаем выбросы парниковых газов. Снижение от уровня 1990 года — 25 процентов. У нас есть заделы, чтобы двигаться в этом направлении дальше.

Новая индустрия

В Москве работает более 700 крупных и средних промышленных предприятий, на которых трудятся около 700 тысяч сотрудников. Современная московская промышленность уже не похожа на советскую с ее заводами-гигантами.

Тогда по всему городу были разбросаны огромные промзоны. Сегодня же столичные производства становятся более компактными и технологичными. В городе, например, действуют более 30 технопарков и пять площадок особой экономической зоны «Технополис «Москва», где развиваются инновационные производства. В итоге в столице делают практически все — от одежды и легковых автомобилей до космических двигателей и роботов. Да и традиционные производства меняются буквально на глазах. Самый масштабный подобный проект реализуется на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Он изменился вместе с Капотней. Модернизация идет с 2010 года, этим летом завершился второй этап, а до 2025-го обновление завода завершится. В июне 2020 года на предприятии заработал комплекс переработки нефти полного цикла «Евро+». Благодаря ему предприятие избавилось от пяти устаревших установок 1960-х годов. А еще здесь введена уникальная установка очистки промышленных отходов «Биосфера».

— Эффективность «Биосферы» соответствует лучшим мировым показателям и превосходит российские нормативные требования, — рассказывает доцент кафедры биотехнологии РХТУ им. Д. И. Менделеева Александр Кузнецов. — После нее сточные воды НПЗ очищены на 99,9 процента. Это очень высокий показатель даже для современных европейских нефтеперерабатывающих заводов. Причем 75 процентов воды после биологической очистки возвращается в производство. Замкнутый цикл позволил предприятию в 2,5 раза сократить забор воды из Москвы-реки.

С 2010 года нагрузка завода на окружающую среду снизилась в четыре раза. Модернизация Московского НПЗ — типичный пример того, как меняется сам город. Он становится более современным, технологичным и, что не менее важно, чистым.

СПРАВКА

Сегодня 34 процента территории столицы — это особо охраняемые природные территории (ООПТ). Москва — единственный мегаполис мира, в котором есть леса, имеющие к тому же заповедный статус. На ООПТ запрещено что-либо делать, здесь сохраняются естественные биотопы: луга, девственные леса и водно-болотные угодья. В прошлом году власти создали еще 26 таких территорий — увеличили площадь с 17 тысяч гектаров до 19 тысяч. В этом году планируется создать еще восемь. В планах мэрии — масштабное благоустройство лесопарков в Троицком и Новомосковском округах, которые наряду с «Лосиным Островом» должны стать легкими столицы. А еще — местом отдыха миллионов москвичей, где они могли бы наслаждаться дикой природой.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Собянин, мэр Москвы:

— Общественные пространства не могут развиваться полноценно без развития экологической составляющей города. В таких больших городах, как Москва, сложность заключается не в том, чтобы создать красивый парк, улицы и дворы. А чтобы создать десятки тысяч таких проектов в короткое время, такой космический масштаб. Ты начинаешь умножать эти цифры, можешь сделать для двух тысяч горожан первоклассную среду, но ты должен сделать это не для двух тысяч, а для 12 миллионов. Москва сейчас стремительно меняется. Один из приоритетов — развитие транспорта. Протяженность линий метро за последнее время выросла в два раза, горожанами оказались супервостребованы такие проекты, как МЦК, БКЛ, МЦД. Сейчас мы строим одновременно сразу десять линий метро.

ЦИФРА

30 квадратных километров — площадь парка «Лосиный Остров». Это самый большой городской парк в мире.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.