Строим мегаполис будущего: столица успешно справляется с вызовами времени и действует на перспективу
Сюжет:
Городская средаВ столице прошел X Московский урбанистический форум. Его тема в нынешнем году звучала как «Города-суперзвезды. Уроки успешной трансформации». Конечно, речь шла о пандемии. Но не только. Активно обсуждались и вопросы экологии. В этом вопросе у Москвы есть чему поучиться. Город сумел сохранить уникальные парки, развивает альтернативные виды транспорта и, что не менее важно, модернизирует свою промышленность, делая ее более современной и чистой.
В одной из дискуссий «Хаб для миллионов. Транспортная инфраструктура городов-суперзвезд» речь шла о том, как создать в городе максимально чистый общественный транспорт.
Альтернативный транспорт в дополнение к традиционному
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики, рассказал, что сегодня основная международная тенденция развития мегаполиса — это усиление роли альтернативных видов транспорта. Так называемая интеграция рельсов. И прояснил, в чем смысл этой интеграции:
— В больших городах есть метро, трамваи, а также пригородные электрички. Задача властей — удобно объединить эти три вида транспорта. Так, чтобы горожанин смог комфортно пересесть с одного на другой. Именно метро, трамвай и электрички создают транспортный каркас мегаполиса. При этом они передвигаются без пробок и — очень важно — не дают выбросов в атмосферу, как автомобили.
Еще один тренд — появление электробусов.
— Одно из их преимуществ по сравнению с автобусами тоже заключается в отсутствии выхлопных газов. А преимущество перед троллейбусом состоит в следующем: у троллейбуса, в целом замечательного транспортного средства, есть серьезный недостаток — верхний токосъем, то есть над всем центром города необходимо вешать контактную сеть, еще с хитрыми спецчастями, которые позволят троллейбусу поворачивать. Все эти приспособления не украшают город и не являются особенно «полезным участником дорожного движения». Зато электробус абсолютно автономный транспорт, не привязанный ни к каким проводам, с точки зрения экологии абсолютно чистый. И для экономики это очень хорошо, — резюмирует Михаил Блинкин.
По данным экспертов, экологически чистый транспорт может окупиться за десять лет. Электробус обходится на 20 процентов дешевле традиционного транспорта на дизельном топливе. За последние три года в Москве появился парк из 600 электробусов. Это больше, чем в любом крупном европейском городе. Так, например, в Лондоне их около 400, в Париже — свыше 230, в Берлине более 100, в Амстердаме и пригороде — 246. Только за 2020 год количество электробусов в Москве увеличилось вдвое. Машины работают на 42 маршрутах почти во всех частях города. По данным столичного Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, в ближайшие два года в Москву придут еще 820 электробусов. А к 2024 году их количество превысит 2,2 тысячи — это треть наземного транспорта столицы.
А еще в Москве наконец-то начинают появляться электромобили. Город освободил их владельцев от уплаты транспортного налога, разрешил бесплатно парковаться и расширяет сеть электрозаправок. Сейчас в Москве их около 120.
— Еще несколько лет назад электромобили стоили 5–6 миллионов рублей и купить их могли немногие, — рассказывает автоэксперт Игорь Моржаретто. — Сейчас же появилось много приличных бюджетных вариантов, ценой менее миллиона. Поэтому, я уверен, число электромобилей в Москве будет расти.
Ну а пока электрокары не вытеснили привычный личный автопарк, особенно важно поддерживать высокие стандарты топлива. Например, Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ), обеспечивающий более трети столичного рынка топлива, одним из первых в стране около 10 лет назад перешел на выпуск экологически чистого бензина класса «Евро-5». За счет более низкого содержания серы «Евро-5» не только заботится о двигателе автомобиля, но и используется экономнее, что ведет к сокращению выбросов в атмосферу.
Это отметили среди главных экологических проектов Москвы на Урбанфоруме.
Жилье, отдых и рабочие места
На форуме активно обсуждалась и реорганизация промзон. Владимир Ефимов, заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, принял участие в дискуссии «Инвестиции в будущее. Экономика глобального города».
Как пояснил Владимир Ефимов, столица, как и ведущие мегаполисы мира, активно избавляется от так называемого ржавого пояса — старых полузаброшенных предприятий. С инвесторами заключаются договоры о комплексном развитии территории.
— Так, например, в промзоны Коровино и Кунцево вложат 105 миллиардов рублей инвестиций. А бюджет Москвы, как ожидается, получит от проектов более 1 миллиарда рублей в год. Новые «индустриальные кварталы» дадут городу около 3000 рабочих мест. В Коровине появится производственная и общественно-деловая застройка, в Кунцеве — жилье и офисы, — рассказал Владимир Ефимов.
Там также будут строить новые высокотехнологичные и экологически чистые производства. Город заключил с инвесторами уже четыре договора о комплексном развитии территории. По словам заммэра, реализация проекта хорошо скажется и на экологии.
— В проектах комплексного развития территорий, помимо строительства недвижимости, обязательно предусматривается озеленение. Причем в больших масштабах, — пояснил Владимир Ефимов. — Парковые группы, аллеи займут не менее 320 гектаров бывших промзон, где сейчас, к примеру, располагаются заброшенные склады и разрушенные объекты.
Президент Российского союза архитекторов Николай Шумаков пояснил:
— Реновация бывших промзон происходит во всех развитых мегаполисах, и Москва тут не исключение. Где-то старые промышленные корпуса довольно удачно переделывают в лофты и арт-пространства, как, например, на Золотом острове в центре Москвы, рядом с храмом Христа Спасителя.
По мнению эксперта, город будущего — это гармоничное сочетание жилья, офисов, зеленых зон и, конечно, чистых производств, дающих рабочие места и, следовательно, налоги.
Больше зеленых зон
Москва — один из самых зеленых мегаполисов мира. Более трети площади столицы занимают парки, скверы, бульвары, природные заказники и другие зеленые территории. Практически каждый год появляются новые парки.
— Последние примеры — это зеленые зоны в Братееве и Капотне, вдоль Москвы-реки, — рассказывает урбанист Григорий Мельник. — Еще несколько лет назад это были заброшенные территории, куда местные жители в лучшем случае выбирались на шашлыки или, надев резиновые сапоги, выгуливали собак.
Сейчас там есть спортивные и детские городки, пешеходные дорожки, туалеты, благоустроенные пикниковые зоны, лежаки для принятия солнечных ванн. Там стало просто приятно находиться!
Важность модернизации промышленности и внедрения наилучших доступных технологий отметил и сооснователь бюро Wowhaus Олег Шапиро. Архитектурное бюро Wowhaus участвовало в реновации района Капотня, в котором расположен Московский НПЗ. Эксперт подчеркнул, что взаимодействие предприятия и города помогло преобразить район.
— Модернизация Московского НПЗ и благоустройство по городской программе «Мой район» — основные составляющие устойчивого развития Капотни на протяжении последних лет. Итогом этого стало настоящее преображение района, которое мы видим сегодня: здесь появились комфортные скверы и дворы, собственный парк с уникальной экосистемой. Район стал успешным примером единения современного промышленного сектора и жилого пространства. А экологические проекты позволили создать новые комфортные места для отдыха. Этот опыт можно считать исключительным для мировых мегаполисов, — отметил Олег Шапиро в ходе дискуссии «Город меняет лицо. Как реновация влияет на среду городских районов».
Григорий Мельник согласен:
— Одна из главных проблем жителей мегаполисов — недостаток природных территорий. Почему москвичи каждую пятницу массово, миллионами человек едут из города на дачу? Почему они готовы часами стоять в пробках, лишь бы туда выбраться? — рассуждает Мельник. — Главная причина — усталость от города: шум, смог, высотная застройка. Природные территории, которые обустраивают в Москве, — это один из способов сделать город более комфортным, чтобы москвичи меньше от него уставали и могли тут полноценно отдыхать.
Редактор Красной книги Москвы Борис Самойлов рассказал, что Москва в плане природных зон — уникальный город.
— Лесопарков, например, нет ни в одной европейской столице. Да, существует, например, Венский лес. Но почти весь он за территорией города. А у нас внутри МКАД и «Лосиный Остров», и Битцевский лес, и Кузьминский лесопарк, — пояснил эксперт.
Что делать с мусором
Тема обращения с отходами — одна из самых болезненных для современных городов.
— В 2020 году в Москве удалось собрать 855 тысяч тонн вторичного сырья из отходов, что превысило все ожидания, — заявил заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. — В 2019 году, для сравнения, такого сырья было собрано в 1,5 раза меньше.
Исправляем климат
Одной из актуальных тем обсуждения на прошедшем Урбанфоруме стали климатические стратегии городов-суперзвезд.
— Москва, как и другие ведущие мегаполисы, пытается снизить потребление энергоресурсов, — рассказал руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский. — Город пытается снизить выбросы парниковых газов и сохранить естественную природу. Мы увеличили территорию Москвы в 2,5 раза, нарастили объемы недвижимости, при этом ежегодно сокращаем выбросы парниковых газов. Снижение от уровня 1990 года — 25 процентов. У нас есть заделы, чтобы двигаться в этом направлении дальше.
Новая индустрия
В Москве работает более 700 крупных и средних промышленных предприятий, на которых трудятся около 700 тысяч сотрудников. Современная московская промышленность уже не похожа на советскую с ее заводами-гигантами.
Тогда по всему городу были разбросаны огромные промзоны. Сегодня же столичные производства становятся более компактными и технологичными. В городе, например, действуют более 30 технопарков и пять площадок особой экономической зоны «Технополис «Москва», где развиваются инновационные производства. В итоге в столице делают практически все — от одежды и легковых автомобилей до космических двигателей и роботов. Да и традиционные производства меняются буквально на глазах. Самый масштабный подобный проект реализуется на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Он изменился вместе с Капотней. Модернизация идет с 2010 года, этим летом завершился второй этап, а до 2025-го обновление завода завершится. В июне 2020 года на предприятии заработал комплекс переработки нефти полного цикла «Евро+». Благодаря ему предприятие избавилось от пяти устаревших установок 1960-х годов. А еще здесь введена уникальная установка очистки промышленных отходов «Биосфера».
— Эффективность «Биосферы» соответствует лучшим мировым показателям и превосходит российские нормативные требования, — рассказывает доцент кафедры биотехнологии РХТУ им. Д. И. Менделеева Александр Кузнецов. — После нее сточные воды НПЗ очищены на 99,9 процента. Это очень высокий показатель даже для современных европейских нефтеперерабатывающих заводов. Причем 75 процентов воды после биологической очистки возвращается в производство. Замкнутый цикл позволил предприятию в 2,5 раза сократить забор воды из Москвы-реки.
С 2010 года нагрузка завода на окружающую среду снизилась в четыре раза. Модернизация Московского НПЗ — типичный пример того, как меняется сам город. Он становится более современным, технологичным и, что не менее важно, чистым.
СПРАВКА
Сегодня 34 процента территории столицы — это особо охраняемые природные территории (ООПТ). Москва — единственный мегаполис мира, в котором есть леса, имеющие к тому же заповедный статус. На ООПТ запрещено что-либо делать, здесь сохраняются естественные биотопы: луга, девственные леса и водно-болотные угодья. В прошлом году власти создали еще 26 таких территорий — увеличили площадь с 17 тысяч гектаров до 19 тысяч. В этом году планируется создать еще восемь. В планах мэрии — масштабное благоустройство лесопарков в Троицком и Новомосковском округах, которые наряду с «Лосиным Островом» должны стать легкими столицы. А еще — местом отдыха миллионов москвичей, где они могли бы наслаждаться дикой природой.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Собянин, мэр Москвы:
— Общественные пространства не могут развиваться полноценно без развития экологической составляющей города. В таких больших городах, как Москва, сложность заключается не в том, чтобы создать красивый парк, улицы и дворы. А чтобы создать десятки тысяч таких проектов в короткое время, такой космический масштаб. Ты начинаешь умножать эти цифры, можешь сделать для двух тысяч горожан первоклассную среду, но ты должен сделать это не для двух тысяч, а для 12 миллионов. Москва сейчас стремительно меняется. Один из приоритетов — развитие транспорта. Протяженность линий метро за последнее время выросла в два раза, горожанами оказались супервостребованы такие проекты, как МЦК, БКЛ, МЦД. Сейчас мы строим одновременно сразу десять линий метро.
ЦИФРА
30 квадратных километров — площадь парка «Лосиный Остров». Это самый большой городской парк в мире.