«Снежок» на рельсах
[b]Пока покрывает землю снег, каждую ночь из ворот трамвайных депо выходят вагоны спецназначения. Автор этих строк прокатился на одном из них – снегоочистителе под названием «Снежок». Впечатление от знакомства осталось двойственное. С одной стороны, интересно, а с другой…[/b]…Пол под ногами грохотал и скрежетал. Естественно, не сам по себе: там, под полом, находился двигатель и цепной привод щетки-валика. Говорить было просто невозможно.– А что вы хотите? – перехватив мой взгляд, сказала начальник отдела эксплуатации трамвайного депо имени Баумана Татьяна Жильцова. – Это не обычный вагон, никакой «резины» тут нет.Действительно, обстановка спартанская: слева – ходовой рубильник, справа – лаконичная приборная панель с несколькими переключателями.Под ногами позвякивает ломик для ручного перевода стрелок. Такое впечатление, что этому вагону не один десяток лет. Хотя на самом деле он произведен на Воронежском заводе в начале 90-х годов прошлого века. Есть и пара старичков» – 1979 и 1986 годов выпуска. Все снегоочистители – даже те, что были выпущены еще до войны (не так давно в депо был один такой), – очень похожи. Угловатые примитивные формы, желто-красная окраска… Похож на маневровый тепловозик, только маленький.Сидя в таком снегоочистителе, все стыки между рельсами ощущаешь телом. И в таком вот жестком контакте с путями вагоновожатые снегоочистителей «Снежок» проводят всю ночь. За несколько часов каждому Снежку» по несколько раз предстоит пройти по маршрутам, обслуживаемым депо. А это от 11 до 17 километров на каждый маршрут.Один час снегоочистителю необходимо «отдохнуть» – и снова «на работу».– Когда первые пассажирские вагоны выходят на линию – а это четыре часа утра, – рассказала Татьяна Ивановна, – рельсы уже должны быть очищены от снега. Но еще до этого очистителям надо пройтись по территории самого депо – а это десятки путей протяженностью в несколько километров.«Снежок» выходит на маршрут вне зависимости от того, был ли снег или нет. Зима: осадки могло нанести ветром или колесами машин. Кроме того, есть и другие объекты – стрелки. Они, бывает, намертво замерзают на морозе, приходится их заливать специальными реагентами и чистить метлами вручную.Поэтому бригада вагона-снегоочистителя состоит из двух человек. Хотя, бывает, работа на неопределенное время может замереть, едва начавшись.– Очень много проблем нам доставляют автомобилисты, бросающие свои машины рядом с трамвайными путями, – вздохнула Жильцова. – А снегоочиститель – у него же другие габариты, чем у обычного трамвая!Действительно, края кожуха щетки увеличивают ширину вагона как минимум на полметра с каждой стороны. Случается, что во время снегопадов «Снежки» застревают перед каким-нибудь небрежно поставленным авто, и сдвигать машину приходится пассажирам трамваев, выстроившихся следом за очистителем.– Еще одна проблема – «крутые» авто,– продолжила Татьяна Ивановна. – От работы «Снежка», особенно когда снега много, образуется снежный вихрь высотой до трех метров! Бывало, что владельцы машин бежали за вагоном: мол, ты чего мою «тачку» испачкал… С тех пор там, где наши вагоновожатые видят на обочинах новенькие иномарки, – щетки выключают. От греха подальше.Кстати, о щетках. Они по своему устройству точно такие же, как на обычных подметальных машинах. Синтетическая резина быстро стачивается о плитки и асфальт, приходится их менять. Причем тем чаще, чем сильнее снегопады. Нынешней зимой менять щетину приходится очень часто. Зато практически не бывает аварий из-за снежных заносов.– Бывает, конечно, такое… Если, например, вожатый стрелку до конца не перевел. Или скорость не сбросил перед входом в поворот. Но это – целиком вина вожатого, – сказала Татьяна Жильцова.Конечно, следить за тем, что находится между самим рельсом и его закраиной – ребордой, – приходится не только зимой.– Трамвай может сойти с рельсов из-за обычного болта, – пояснила Татьяна Ивановна. – Есть и другие детали, которые автомобили «теряют» на трамвайных рельсах. Но в любом случае, как только снег начнет таять и не будет больше снегопадов, «Снежки» поставят «на прикол» до следующей осени.А с 1 апреля на линию выйдет еще один специальный вагон, поливомоечный, сделанный на базе обычной чешской «Татры». Трамвайные пути в Москве всегда должны быть чистыми, невзирая на погоду.