Четыреста Пречистых Дев
[b]Близ деревни Пятница, прославившейся на всю страну боями за снос коттеджей на берегу Истринского водохранилища, приткнулась еще одна деревенька – Исаково. Впрочем, неприметной точкой на подмосковной карте, где из всех достопримечательностей – одна молочная ферма, Исаково было в советское время. Сейчас это селение – ухоженный коттеджный поселок, куда посторонним вход заказан. В одном из новеньких домов, радующих глаз яркой черепицей, содержится уникальная коллекция, равных которой нет и не было на свете.[/b]Большие и внимательные, добрые и грустные глаза Богородицы встречают вас сразу, как только вы переступаете порог. За образами не видно стен прихожей, и от взглядов Марии с Младенцем некуда укрыться. Но это только малая часть собрания: в гостиной и на лестнице, в спальне и в детской со стен на вас взирает Богоматерь. Обилие разнообразных сюжетов поражает. Тут не только известные каждому русскому человеку чудотворные Казанский, Владимирский, Федоровский, Влахернский образы Небесной Царицы. Многие ли, к примеру, слышали о Самонаписавшейся, Солнечной, Порт-Артурской, Любецкой, Касперовской иконах? А вот один из древнейших памятников коллекции – образ с необычным названием «Яблоневый цвет», датированный 1831 годом. Есть тут Богоматери «Благоуханный цвет» и «Благодатное небо», «Взыграние Младенца» и «Вододательница», «Воспитание» и «Ключ Разумения»… Имеется даже икона, у которой неизвестен церковный день празднования: случай редчайший в масштабах всего православного мира. Она именуется вовсе уж непривычно: «Жена, облеченная в Солнце, и Луна под ногами Ее».Но кто же обладатель этого удивительного собрания? Дом, где хранится крупнейшая в мире коллекция богородичных икон, принадлежит столичному предпринимателю [b]Сергею ВЕРЕМЕЕНКО[/b], возглавляющему сейчас один из общественно-политических фондов. А все иконы, которые здесь можно увидеть, собрал за два десятка лет известный московский коллекционер, ценитель древнерусской живописи Владимир Строковский.– Всего в мире известно 364 явления Девы Марии, так или иначе зафиксированных в иконографии, – рассказывает Сергей Веремеенко. – До сих порсамым систематичным и максимально подробным исследованием богородичной иконографии считается работа позапрошлого века, в которой описано 298 икон. В коллекции же Владимира Николаевича уже свыше четырех сотен работ. Некоторые из них не могут стопроцентно идентифицировать ни священники, ни искусствоведы Третьяковки. Увидев однажды это сокровище, я предложил собирателю не прятать его от народа, а выставить в музее – единственном в мире музее Богоматери, где каждый посетитель смог бы посмотреть разные Ее образы, помолиться им и, наверное, даже поставить свечку и заказать молебен… С тех пор я считаю Строковского своим компаньоном, и музей по благословению Святейшего Патриарха мы строим вместе. Его торжественное открытие должно состояться в следующем году на Пасху, но прежде пройдет крупная выставка основной экспозиции в храме Христа Спасителя. Пока же решили разместить иконы в моем загородном доме…[b]– Не страшно жить среди такого количества образов, среди которых, наверное, есть и мироточивые?[/b]– Есть… Вообще-то я здесь не живу, – смущается бизнесмен. – Недалеко с женой построили еще один домик, чуть скромнее. Выходные там проводим.[b]– Сергей Алексеевич, в столь необычном собрании наверняка присутствуют раритеты…[/b]– Это слово тут не очень подходит. Старая, хорошо намоленная икона может не представлять художественной ценности, и наоборот. Из самых древних реликвий назову два датированных образа: Богоматерь с Младенцем 1724 года и Знамение 1740 года. Есть иконы очень редкие в силу их крайне малой распространенности в православном мире. Например, Киккская икона из одноименного монастыря на Кипре.[b]– Вроде бы ничем не приметный образ…[/b]– Да, если не считать того, что Христос сидит на правой руке Марии (гораздо чаще его изображают на левой руке). Но дело не в этом. В монастырском храме подлинник этой иконы закрыт плотным покрывалом, и открывали его за многие столетия считанное число раз после совершенной особым чином службы. Тамошние монахи утверждают, что образ сияет неземным светом, и один брат, самочинно открывший его из любопытства, навсегда ослеп. Думаю, ничуть не менее редка вот эта – Августовская – икона Богородицы.[b]– А что это за воины, удивленные и пораженные сиянием Владычицы, пали ниц на переднем плане?[/b]– Это русское войско, которому близ села Августова явилась Богоматерь в 1914 году. То событие засвидетельствовали тысячи солдат и офицеров нашей армии. Большого распространения этот сюжет не получил, видимо, из-за вскорости последовавших трагических событий и для Церкви, и для всей страны…[b]– Понимаю двусмысленность вопроса, и все же: какой «изумруд» в этом драгоценном «ожерелье» самый весомый?[/b]– Если вы о рублевом эквиваленте, я не в курсе. Наверное, только сам собиратель помнит, за сколько приобрел ту или иную икону. Могу сказать, что самый древний памятник у нас – Рождество Богородицы первой половины XVII века. Мне же больше нравится стоять возле Богоматери Иверской.[i]Мы подходим к огромной, высотой больше метра, иконе, висящей в столовой. Красные капли стекают с Богородичного лика, и лучистые очи Небесной Заступницы заглядывают куда-то внутрь твоей души. Сверху – непонятная надпись по-гречески.[/i]– Это Иверская икона второй половины XVII века, – говорит Веремеенко. – Искусствоведы предполагают, что ее создавали мастера Оружейной палаты под руководством знаменитого иконописца Симона Ушакова.[b]– А Державный образ Богоматери вы специально разместили рядом с портретом последнего русского императора?[/b]– Даже не знаю, как ответить на ваш вопрос… Все иконы здесь развешивал человек по имени Анатолий, который присматривает за этим домом. Я вхожу и вижу: Богородица «Державная», явившаяся в селе Коломенском после революции, в начале 1918 года, – прямо под Николаем II. Я к Толе: «Матвеич, ты как догадался?» А он только глазами хлопает, ничего не понимает: «Да случайно попалась, я ее и обустроил»… Мы выходим на улицу, под яркий летний полдень. Вдали, за исаковской околицей, белеет возведенное под конек будущее музейное здание. А на колокольне Алексиевского храма, который тоже возрождается здесь из небытия, начинает звонить звонарь…