Танцы на асфальте
[b]После рабочего дня за конторским столом, садясь в автобус или троллейбус, невольно подумаешь, как, наверное, тяжело с утра до вечера с такой громадиной управляться. Но не боги горшки обжигают – и на таких машинах возможны пируэты. Тем более что в Москве соревнования водителей общественного транспорта устраиваются с 1967 года, а в 1998-м они упрочили свой статус, войдя в систему конкурсов «Московские мастера».[/b]Если уж показывать высший пилотаж на автобусах, так на тяжелых. Лучше всего – с «гармошкой». Так было и на этот раз. В этом году в Филевском автобусно-троллейбусном парке собрались водители на «ЛиАЗ-6212»: это огромные, вместительные машины с широкими серебристыми «гармошками» и двойными скатами прицепов. Конкурсантов было 36: по два от каждого автобусного парка столицы, а также шесть внеконкурсных участников из Подмосковья, Петербурга и Киева.Глядя, как автобус извивается змейкой на извилистом пути, огороженном «колышками» с флажками-вымпелами, просто диву даешься. Только «гармошка» знай растягивается и сжимается. А эстафета! На ходу водитель должен снять рукой кольцо со столбика с перекладиной и через 20 метров повесить его на другой. Каждый изощряется как может: кто максимально снижает скорость, протягивая руку к кольцу, кто полагается на ловкость.Еще более сложными оказались упражнения, вроде бы имитирующие обычные водительские действия. Например, заезд в бокс передним и задним ходом: стену гаража имитируют те же столбики.– Та-ак. Пять сдвинул, – подсчитывали судьи.А вот остановка: на асфальте проведена белая черта, а за ней, через 20 сантиметров, уложены плашмя деревянные брусья. За белую черту нужно обязательно заехать всеми тремя правыми колесами – вроде как подогнать автобус к бордюру, чтобы пассажирам было удобно входить (вот бы и на деле так было!). На брусья наезжать нельзя.– Э-э! Всю красоту испортил.Красный флаг! Сразу после эстафеты – «колея»: уложены одна за другой две пары брусков, между которыми должны проехать все три правых колеса. Это сложно: то и дело раздавался деревянный хруст, и бруски летели из-под шин. А если даже и не летели, судья измерял расстояние между ними сантиметром.С учетом первого этапа соревнований (накануне водители состязались в знании Правил дорожного движения и отыскании неисправностей) первое место в личном зачете занял Вадим Коновалов из 18-го парка. Первое место по фигурному вождению вместе со вторым в личном зачете досталось Александру Паснову из 7-го. Седьмой парк оказался первым в командном зачете.Саша Паснов – интеллигентный 24-летний парень, юношеская внешность которого в обывательском представлении никак не вяжется с образом бывалого шоферюги. Кстати, опять же вопреки расхожему мнению, Саша – москвич, живет близ метро «Петровско-Разумовская», где и находится парк, и водит автобус 685-го маршрута – от метро «Алтуфьево» до поселка Северный.– Я после армии на автослесаря хотел, – рассказал он. – Но в учебно-производственном комбинате «Мосгортранса» сказали, что водители даже нужнее. Я решил попробовать, и у меня получилось.На третьем месте – Алексей Борисов из 13-го парка.Первая премия – 50 тысяч рублей, вторая – 40, третья – 30. Александру Паснову за фигурное вождение также вручили домашний киноцентр. А совсем молодой водитель Иван Василенко получил полный набор инструментов.– Если один ключ сломается, еще два дадим! – напутствовали юношу.