Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Туман печали

Развлечения

[i]Балагур. Щеголь. Эмигрант. Художник, имя которого на родине широко известно только в очень «узких кругах». Почти профессиональный Учитель — трудно сказать, в чем он был талантливее: в живописи или в «сотворении» новых живописцев. Деспот — естественно, а как же иначе? Он требовал от учеников беспрекословного подчинения. Во всем. Взрывного темперамента Ситникова побаивались мужчины.Женщины его обожали. Боготворили. В нем и его работах были ироничность, сила и красота. Именно сила и ироничность помогли ему выжить — хотя и мешали жить тоже они. [/i][b]Дом [/b]У Ситникова был талант портить отношения с власть предержащими. Со всеми, кто пытался им командовать. Это ОН был Личностью и Лидером. Семья его была провинциальная, набожная, крестьянская. Отец Яков Данилыч своих двух сыновей воспитывал «добрыми христианами».Лет до пятнадцати братья под надзором отца посещали все церковные богослужения, были крещеными, регулярно причащались и исповедывались.Не было в Москве монастыря, в который по праздникам не водил бы семью отец. Само собой, Яков воспринял утрату сыновьями трепетного отношения к вере как личную трагедию (дети стали зачитываться Толстым, Омаром Хайямом, аббатом Жаном Мелье...).Впрочем, отец был «разным». Почти анекдотический случай произошел в голодные двадцатые. Однажды, когда младшего Николеньку ограбили в начале месяца, — естественно, вытащили хлебные карточки — он еле отважился «приползти» домой: прибивали их с братом и за меньшие провинности. Яков Данилыч выслушал сына и только сказал: «Ладно, обойдемся». Обошлись.Нелюбовь прощать и умение прощать Василий унаследовал от отца.Поиронизировать Ситников-младший тоже был мастер. Прежде всего над самим собой. И это он, тихоня, которого в детстве можно было оставить у раскрытого окна, не боясь, что ребенок выпадет. Он, которого младший брат (разница между ними была четыре года) защищал в школьных потасовках. Наверное, просто в детстве в нем накапливалась сила. Накопил — и щеголял ею как мог. Не соблюдая правил игры.Его первой любовью стало море.Парусники. В его комнате трудно было ходить — под потолком висели байдарки. В Москве Ситников познакомился с Дмитрием Лухмановым — моряком, писателем, капитаном легендарного барка «Товарищ», который обошел вокруг света под советским флагом еще в двадцатые годы.Ситников и Лухманов «спелись».Когда Василия слишком уж допек отец, который мучился оттого, что дети уродились «неправильные», с дурью в голове (один мечтал быть художником или мореходом, второй — артистом), Василий вспылил и...ушел чернорабочим. Он стал откатчиком вагонеток в подземке и приложил руку к строительству первой очереди московского метрополитена. Где-то там, под землей, он находил куски голубой глины и лепил маленькие статуэтки.[b]Узник [/b]Его тюремно-психиатрическая одиссея началась на Лубянке в сорок первом, а продолжилась в Казани. Причина была более чем простая — в начале войны Василий был со студентами на рытье окопов под Вязьмой, откуда привез несколько пропагандистских немецких листовок, которые показывал своим многочисленным друзьям и приятелям.Для него фашистские прокламации были просто очередной возможностью посмеяться. А среди друзей, конечно же, оказался «стукач», доложивший о листовках в НКВД: мол, Ситников занимается фашистской пропагандой...Арестован он был по страшной расстрельной статье 58-10 часть вторая УК. Показания о подрывной деятельности у него выбивали долго и упорно. Он в конце концов все подписал. И тут случилось чудо — нашелся следователь, который Василия спас, отправив на судмедэкспертизу. «Шизофрения», написали эксперты.Год он провел в Казанской психотюрьме.Если кто не знает: «психотюрьма» — это такое место, откуда возвращаются. Но только очень редко. Потому что пережить такой голод и такую боль невозможно. «Неблагонадежные» очень быстро становятся там «больными»: когда вокруг буйные и убийцы (и с одной стороны решетчатой двери, и с другой), чеховская палата номер шесть покажется раем.Василий писал брату Николаю: [i]«Один доктор мне рассказывал, как происходит истощение от недоедания: сперва организмом используется подкожный жир, потом высыхают мышцы, прилипают к костям, после высасывается жир из костного мозга и головного мозга. Наконец человек глупеет, смерть приходит как избавление и переносится легко... Может быть, за прошлый год я поглупел? Твое письмо навело на меня туман печали. Я после тюрьмы и больницы говорю, что здоровье самое главное. Значение этого слова поднялось над остальными суетами жизни. Я постараюсь внушить вам все это».[/i]Ситников выжил: он снова начал рисовать. Делал маленькие карандашные наброски — несколько из них сохранилось у брата.Николай Яковлевич Ситников: — Вот смотрите, это его сокамерник, молоденький грузин, который умер в тюрьме [b](Худ. Страшен. Глаза бессмысленно нежные, влажные. — Д. А.). [/b]Вот второй Васильев «коллега» — они все там такие были, а он при всей своей желчности видел в них что-то красивое...Пищи физической не было. У него очень скоро началась дистрофия. Он умирал. Спас его двоюродный брат Павел, эвакуированный в Казань вместе с женой. Павел носил в тюрьму передачи. Когда Василий вышел на свободу, брюки на нем не держались.[b]Стиль [/b]Зато какие у него бывали брюки! Он шил их сам — когда-то отец отдал его в подмастерья лучшему в Москве портному Юрасову, который обшивал всех солистов Большого и ходил в бобровом воротнике и щеголял золотым портсигаром. Как гадко казалось тогда Василию называться подмастерьем! Впрочем, вскорости ученичество неблагополучно кончилось: Юрасова подстерегли налетчики, польстившиеся на портсигар и толстый бумажник. Портному проломили голову, и в больнице он умер.Так и не стал Ситников «белошвейкой». Зато потом... Ах, как потом вся молодая послевоенная поросль завидовала его умению одеваться! У него были шикарные костюмы в то время, когда большинство молодых людей и не мечтало о таком чуде. Василий не делал из одежды культа — он делал из нее искусство. Уж как у него получалось всегда, при любых обстоятельствах оставаться почти что денди — загадка.Наверное, Ситников был первым независимым модельером в СССР. Он придумывал фасоны пиджаков, а из галстучных узлов делал изящнейшие головоломки.У него была, правда, одна слишком уж стильная по тем временам вещь, которая стала его «визитной карточкой» — дырявая красная майка. Конечно, любая сегодняшняя девица не отказалась бы от такой — нацепила поверх топика эдакую сеточку и шагай куда угодно. Тогда ситниковская майка стала вызовом, брошенной перчаткой, и — очередным свидетельством его ненадежности, сумасшествия и прочих ужасов. Он упрямо писал маечку почти на всех автопортретах, в том числе и на том, что висит сейчас в галерее «Дом Нащокина».[b]Коллекционер [/b]Стилист, дизайнер, модельер, график, художник. Что еще? «Коварный соблазнитель», коллекционировавший своих женщин? Нет, коварным он не был точно — просто умел красиво ухаживать и красиво влюбляться. А поскольку был красавцем, поклонницы не переводились.Соответственно, у последних не переводились огромные букеты цветов и шикарные подарки.Что Ситников точно коллекционировал — так это иконы (благо, деньги у него водились неплохие). Музей Древнерусского искусства в 1977-м послал ему благодарственное письмо: [i]«Уважаемый Василий Яковлевич! Большим событием и украшением коллекции нашего музея оказался ваш дар...». [/i]Среди подаренных икон был Спас Вседержитель тринадцатого века, с которым связана почти детективная история. Однажды к Ситникову пришли некие люди (явно уголовники) и тактично осведомились: «Не желаете ли приобрести иконы?». Василий желал. Ему завязали глаза и долго везли куда-то по проселочным зимним дорогам. Как потом решил Ситников, привезли его куда-то под Павловский Посад, в темную избу. Иконы лежали повернутыми к стене, но Василий сразу увидел ЕЕ — по клиньям в доске. Короче говоря, он заплатил за икону в два раза больше, чем планировал. Когда уезжал — оставил в дар музею...[b]Гуру [/b]В семьдесят пятом году не выдержал — понял, что так и умрет: в стране соцреализма, с клеймом сумасшедшего. Каждый год на Первомай ему приходилось уезжать на дачу к родственникам — всех «неблагонадежных» выставляли за сто первый километр, а его отправляли в психушку на пару дней: дескать, пусть полечится и не мешает людям веселиться.Особенно рьяно стали справлять такими «депортациями» праздники весны и труда в шестидесятых, после очередной «выходки безумца».История случилась следующая. В 1955—1960 годах министром культуры был Николай Александрович Михайлов, который считал себя большим спецом не только в области издательского дела (в 37-м работал ответственным редактором в одной из столичных газет), но и в художественном искусстве. Прогуливаясь как-то раз по Манежу, он позволил себе ткнуть перстом в некое полотно и обронить что-то вроде: «Плохо ты нарисовал лошадь!».Мимо как раз проходил Ситников.«Вы у нас министр культуры? — вежливо осведомился дерзец. — То есть чиновник? Вы, наверное, политике где-то обучались... Знаете, а я нет! И как-то не стремлюсь критиковать то, в чем ничего не смыслю. Вы в живописи не понимаете — ну вот и не лезьте!».Естественно, после такого пассажа за ним окончательно утвердилось звание сумасшедшего.[i]«Меня передергивает всего, как спицей в позвоночник, когда окликают: «Больной такой-то». Я — сумасшедший. Я часто повторяю это про себя, но так и не могу усвоить. Заклеймить человека этой славой на всю жизнь! Неужели это правда?» [b](из писем к брату). [/b][/i]В общем, он бросил все и уехал — туда, где уже почти десять лет на ура проходили его выставки (Швейцария, Италия, Германия...).Василий Ситников поселился сначала в Австрии, а затем — в Нью-Йорке. Там были новые ученики, талантом отыскивать которых он обладал в полной мере. У Ситникова в разные годы учились Стерлигова, Харитонов, Ведерников... Как и следовало ожидать, с московской художественной жизнью он не порвал. Через письма — жаль, Интернета тогда не было, иначе Ситников бы весь мир обратил в своих последователей. Но он и без Интернета обошелся прекрасно.Своему брату помог стать художником именно он.В Америке, без соотечественников, без друзей, без музеев, без любимых библиотек Василий неожиданно увлекся... младшим братом. С 79-го года Николай фактически стал «учеником-заочником» Василия Ситникова.— Он начал забрасывать меня длиннющими, обстоятельными письмами и яростными требованиями, чтобы я занялся наконец живописью. Этот хитрец, уезжая из СССР, как бы мимоходом вручил мне этюдник с великолепными красками. В общем, когда я ушел на пенсию, то достал этот этюдник. Более того, я постоянно посылал брату в Нью-Йорк цветные слайды моих работ.Естественно, в семидесятые годы это было довольно сложно технически. Поэтому часто вместо цветных посылались черно-белые снимки. Василий жутко злился, грозил «ученику» страшными карами, но расстояние в пол-континента и Атлантический океан между ними сглаживали остроту реакции.— Его огромнейшие послания были написаны странным убористым почерком и заменяли мне целые тома художественных энциклопедий. Так из журналиста и переводчика я стал художником, только пишу под псевдонимом — предпочитаю оставаться в тени моего брата. Тем более что мой псевдоним он одобрил...Сегодня его письма стали книгой. Учебником — как ОН всю жизнь и хотел. Напоследок — цитата из случайного пресс-релиза: «Без Василия Ситникова немыслимо поколение творчески свободных людей России. Он продолжает тему Анатолия Зверева, но только в той части, где живут: миф, свобода обретения, выбор пути...». Добавить к этому нечего...[b]Р. S. [/b][i]Николай Яковлевич Ситников и автор этой статьи просят откликнуться всех тех, кто что-либо знает о работах Василия Ситникова, находящихся в России.[/i][b]НА ФОТО 2 :[/b][i]Автопортрет. В те времена дырявая майка была вызовом обществу, сегодня — норма жизни [/i][b]Досье «ВМ» [/b][i][b]Василий Яковлевич Ситников [/b]— художник, представитель «второго авангарда» пятидесятых-шестидесятых годов. В 1932—1934 годах учился в Московском судомеханическом техникуме, поступал во ВХУТЕМАС.Поступил — но весь курс «перебросили» на следующий год («из-за отсутствия места в общежитии» — официально, на деле из-за того, что в институт автоматически приняли всех выпускников Худучилища им.1905 года). Ситников не стерпел, пошел «заявлять», «доказывать» и, естественно, остался просто вольнослушателем. Работал ассистентом у профессора Алпатова — крутил видеофильмы, за что был прозван Васькой-фонарщиком. Весь институт сбегался посмотреть, как «фонарщик» спорил с педагогами о канонах классического искусства. Работал мультипликатором у кинорежиссера Птушко на «Мосфильме». Во время войны добровольно уехал на окопные работы под Вязьму. После возвращения арестован и отправлен в Казанскую психтюрьму. Вернувшись в Москву, продолжил заниматься живописью. В 1975-м эмигрировал из СССР. Обосновался в США, где снова стал воспитывать учеников и писать.Моментально был признан гением. Почти все его работы расходились по знатокам. Работы его приобрел и один из крупнейших музеев Нью-Йорка «Галерея Современного искусства». В России в малоизвестных частных коллекциях осталось всего несколько картин Ситникова. Умер в Америке в ноябре 1978 года.[/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.