«Телевидение – это микроб»
[i]В одном из номеров «Вечерка» писала о девятом выпуске Института подготовки телеведущих. Сейчас выпускницы уже бороздят эфирные просторы, проходя всевозможные кастинги и пробы. Во время учебы они тоже могли прийти на съемки любой из программ в «Останкино». Но педагоги советовали юным ведущим «не засвечиваться» до защиты диплома. «Тогда мы были еще сырым товаром, мало что умели», – признаются девушки. В течение года корреспондент «ВМ» бывал на занятиях института, чтобы увидеть, как из «сырого товара» создаются телезвезды.[/i][b]Любимая скороговорка Ксении Собчак[/b]– Полчетверти четверика чечевицы без червоточины, – руководитель Института Светлана Корнелиевна Макарова произносит зверскую поговорку без единой запинки.Одиннадцать симпатичных девушек с трудом повторяют за ней. Идет занятие по технике речи. Перед студентками листы с множеством упражнений и заковыристых фразочек. Группа хором выговаривает речевое упражнение: «На-на-ну-нэ-нэ-ни. Пы-па-пы-па-пу».– Диафрагма работает и выплескивает воздух! А у тебя он откуда выплескивается?! – строго вопрошает преподаватель у миниатюрной брюнетки.«А теперь возьмем 75-ю и 66-ю скороговорки!» – призывает Светлана Корнелиевна. Девушки послушно шуршат страницами. Следующее задание звучит совсем страшно: «Расчувствовавшийся бомбардир с разнервничавшимся конституционалистом, ювелир Валерий с талантливейшим страсбуржцем, и вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей бомбардировали Бранденбург из-под бронетранспортера».Светлана Корнелиевна раскрывает хитрости чтения: – Главный секрет произношения скороговорки: ее нельзя талдычить, нужно придать ей определенный смысл. Вы либо что-то предлагаете, либо угощаете, либо показываете. Вот, например, сделайте акцент на страсбуржца – сразу станет легче.Напоследок любимая скороговорка Ксении Собчак: «Высококвалифицированный бесперспективняк из-под Санкт-Петербурга жлобствиничествует».– Соберись, как можно что-то предлагать, когда тело такое?! – отчитывает Макарова загорелую блондинку, вполне способную разделить лавры Ксении Анатольевны на нашем ТВ.Еще одно правило техники речи: «Первое не может быть важнее, чем второе». То есть телеведущий должен интонационно выделять каждый смысловой отрезок фразы. И всегда заканчивать предложение.– Вот, например, мой ученик Дима Борисов в своей программе по радио сказал на днях: «Добрый день, с вами Дмитрий Борисов, и к этому часу…» – и сделал паузу. А что к этому часу?! – сетует Светлана Корнелиевна.Девушки старательно выделяют «бомбардиров» и «бесперспективняк», следят за интонацией и помнят про страсбуржца, но все равно сбиваются.– Не давите на чувства и нервы! Когда смотришь на вас, жить не хочется! – констатирует эмоциональная преподавательница.[b]Парфенова тоже ругали[/b]Светлана Макарова, известный педагог по мастерству речи, считает, что на телевидении важна не только и не столько внешность.– Речь ведущих на нашем ТВ меня часто раздражает: сплошное «бу-бу-бу», сразу хочется выключить телевизор. А ведь это вопрос исполнительского мастерства. Бывает, к нам приходит девушка – как будто в коконе. Она закончила один институт, второй, но не может выйти из этого состояния. Вот с помощью мастерства мы и помогаем ей немного раскрепоститься.[b]– Неужели любой человек может стать телеведущим?[/b]– Нет, конечно. Телевидение – это зараза, микроб. Если он попал в организм, все получится. А нет, то даже деньги и знакомства не помогут. Я всегда говорю: можно научить ремеслу. А вот искусство, творчество – это надо чувствовать, это уже «над». Ремесленник может работать каждый день одинаково, а творческий ведущий всегда разный.Меня постоянно спрашивают про Леню Парфенова, которого я учила: как он стал ведущим? Да, у него есть дефекты, но он талантливый человек, хотя и его я когдато ругала. Про Тину Канделаки спрашивают, как она всего добилась. Но это люди, которые упорно работали! В них было заложено дарование, но сколько они прикладывали усилий для его реализации! В ведущем важна раскрепощенность и умение быть хозяином. Ведущий – неважно, в какой программе – должен поднимать аудиторию до себя. Ну работаешь ты на молодежном канале, ну несешь черт-те что, говоришь на сленге, но подними немножко до себя зрителя! Вкус должен быть, культура.А что касается внешности… Поначалу к нам приходят девушки, уверенные в своем очаровании, внешних данных. Но сколько бывает слез, когда они начинают учиться и видят себя со стороны! А иногда смотришь на девушку и думаешь: перед ней все двери откроются – а у нее ничего не получается на телевидении. Так тоже бывает.[b]– Но внешность все же важна...[/b]– Иногда даже красивые лица несут в себе отрицательное обаяние. Например, ведущий Андрей Курпатов на Первом канале: я как только вижу его лицо, сразу выключаю телевизор. Я не верю ему. И таких много. Я консультировала и светских львиц. Вот Ксения Собчак – девушка разговорчивая. А другая не может переступить свой зажим. Третья только себя демонстрирует. Во внешности должна быть жизнь. Нужны не хорошенькие, не смазливые, не красавцы или красавицы, а интересные люди.[b]О пользе достоинств[/b]Оттараторив поговорки, будущие телезвезды отправляются на занятие по технике эфирного выступления. Бэла Дмитриевна Гаймакова учит девушек правильно произносить свой текст перед камерой и работать в разных тележанрах: новостные сообщения, зарисовки, репортажи.Сегодня студентки зачитывают на камеру «импровизацию про каблук» и обзор прессы. Садятся за «столик ведущего» и произносят текст, стараясь не подглядывать в листок. Пока, правда, чаще смотрят в стол. Бэла Дмитриевна оценивает каждый текст и делает замечания.– В истории, которую вы рассказываете, главное – не сам рассказ, не подробности, а ассоциации. Вот, допустим, случился аврал: в эфире появилась «дырка», надо ее заполнить небольшой подводкой. И что, вы сразу пуститесь в личные воспоминания? Но зрителю запомнится не это, а вывод истории. Да, картинка, как у тебя сломался каблук и ты оказалась по колено в луже, эффектная, – преподавательница корректирует одну из девушек. – Но слишком много деталей. Ты говоришь: «Естественно, я была на каблуках». Почему «естественно»?– Я всегда хожу на каблуках, – кокетливо улыбается студентка.– Но ведь не это главное в истории, не это запомнится! Ты служишь зрителю, твоя обязанность – вызывать у него интерес, а не говорить о том, что интересно тебе.По словам Бэлы Дмитриевны, телеведущий должен уметь образно представлять любой предмет. А в обзорах газет, как и в любом новостном жанре, важно делать плавные переходы между информационными фрагментами – они психологически готовят зрителя к следующей новости.– Не делая переходов, вы как будто пытаетесь ворваться к зрителю домой без предупреждения. Вот представьте: пришел человек с мороза, переоделся, сел с чашкой чая к телевизору, расслабился, и тут вы: «Новый договор Белоруссии с Россией…» Зритель просто переключит канал. Нужны плавные заходы. Понятно?Вроде бы понятно. Во всяком случае следует кивок.– Я учу девушек основам элементарного поведения на экране, – рассказала нам Бэла Гаймакова. – Телеведущий должен быть очень диалогичным. Он не имеет права работать на внутреннем монологе: говорить что-то про себя и восторгаться своим интеллектом. Тот, кто работает на аудиторию, правильно понимает свою задачу. А иначе ведущий проигрывает. В основном все ведущие на нашем телевидении монологичны. Но, допустим, Владимир Соловьев диалогичен, хотя он для меня фигура не очень интересная. Соловьев – ведущий оперативный. Мгновенная реакция, «наступательность» – вот его достоинства. Еще один важный момент – работа над композицией в устном выступлении. Важно так выстраивать свое будущее выступление, чтобы оно было интересно зрителю. Пусть у него будет возможность периодически отвлекаться, чтобы потом с новыми силами воспринимать новую информацию. «Лекционный» принцип для телевидения не подходит, в речи должны быть неожиданное начало и «открытая» концовка. А еще я заставляю учениц пускать в ход все свои достоинства, которые каждый человек примерно знает, тем более молодые девушки. У кого-то это обаяние, у кого-то красота, пластика или интересная лексика. Кстати, для ведущего хорошо иметь первую профессию: это повышает степень доверия к нему. Экономист, врач, актриса, математик – пуская в ход свои прежние знания, они завоевывают аудиторию.[b]На телевидении надо спешить[/b]Еще одна составляющая образа телеперсоны – пластика. Выпускник ГИТИСа и телеведущий Олег Голуб начинает занятие с разминки: упражнения для рук, плечевого пояса, спины, расслабляющие игры с хлопанием в ладоши. По словам преподавателя, такие несложные задания помогают ведущему снять зажим перед эфиром. И многие известные телеперсоны пользуются этими приемами.– Если есть время до начала съемки, можно растрясти все тело, а если осталось секунд десять до прямого эфира, нужно, наоборот, быстро напрячь мышцы, а потом сбросить напряжение.Голуб проверил походку девушек (по словам преподавателя, у ведущей шаг должен быть стремительным и грациозным – «на телевидении всегда надо спешить») и усадил на стулья.– Надо облокотиться полностью на весь стул, копчик прижат к спинке стула, плечи расправлены, ноги сведены вместе. Закон существования в кадре такой же, как правила этикета, – уверяет Олег. – И здесь не важно, на MTV вы работаете или на «Культуре».По мнению Олега, ведущий не должен жестикулировать и вообще двигать руками. Идеальная поза для звезды экрана – руки на коленях или по швам, никаких всплескиваний, пантомимы и прочих артистических приемов. «Секрет прост: о руках не думаем вообще, – наставляет Олег. – Не теребим их, не сжимаем».Когда Голуб преподавал пластику ведущим «Вестей регионов», девушки до последнего спорили с ним, доказывая, что жестикуляция помогает зрителю воспринимать новость.– Ничего подобного! Она как раз отвлекает, раздражает. Мы даже ставили с ученицами эксперимент: снимали ведущую в движении, а потом со «спокойными» руками – и в итоге я их переубедил!В рейтинге ведущих у Голуба на первом месте Владимир Познер – он никогда не двигает руками без надобности, выходя в эфир «Времен», встает в позу «руки по швам». А если руки деть некуда, можно занять их микрофоном или папкой, как поступает Александр Гуревич в «Сто к одному».– А как же Екатерина Андреева, которая держит ручку? – взывают к святому студентки.– Это неправильно. Есть в этом какой-то фрейдистский комплекс, – невозмутимо парирует Олег.Еще одна ошибка начинающих телезвезд – обращение с микрофоном как с элементом декора. На самом деле то, как вы держите микрофон в кадре, зависит от решения звукооператора: как только он установит нужное положение, отставлять или подносить его слишком близко уже нельзя. Как и перекрывать микрофоном лицо.Голуб поручает девушкам изобразить корреспондента, берущего интервью. Все выстраиваются у стены, в роли интервьюера выступает бойкая блондинка.– Куда вы хотели бы поехать отдыхать? – задает героиня первый вопрос.– Я хотела бы в Лапландию, – отвечает ее подруга.– Очень интересно. А куда?Следует взрыв хохота, преподаватель сдержанно улыбается. На этом перлы будущей звезды не заканчиваются.– Вот вы встали в трех метрах от интервьюируемого. Вам удобно будет задавать вопрос? – спрашивает Голуб.– Я об этом еще не думала.Опять смех.– Пластика, – сказал нам Олег Голуб, – это отражение того, что творится у тебя внутри. Если ты скован, зажат и всего боишься – такими будут и твои движения. В ведущем не должно быть зажима – физического и психологического – он свободно существует в кадре. Еще в движениях ведущего всегда должна быть законченность. Договариваешь фразу на одну камеру – только после этого поворачиваешься. Но и линию рассказа важно не потерять. Переход с одной камеры на другую – это как точка с запятой в тексте. Когда я попал к Сергею Супоневу, он сказал: «Мне вообще не важно, как вы существуете, что вы говорите, главное – чтобы было настроение». Я участвовал в западных кастингах: там тоже смотрят в первую очередь на энергетику. Так что главное – кураж, настроение и обаяние, а все остальное приложится.