Афиша выходного дня
Мартин МакДонах – драматург номер один нынешнего московского сезона. Константин Райкин выпускает сразу две – с разницей в неделю – премьеры по МакДонаху из его линнэнской трилогии. Действие обеих пьес происходит в соседних домах, поэтому декорации будут почти идентичны. Первой будет «Королева красоты из Линнена» – пьесу, которую 27-летний безработный писатель написал всего за 8 дней и проснулся знаменитым после ее премьеры. Это история 40-летней старой девы, которая живет со своей матерью и платит страшную цену за последнюю возможность вскочить в уходящий поезд женского счастья.Кстати, 70-летнюю старуху, которая терроризирует собственную дочь и отстаивает свою правду, играет Денис Суханов, добавляя в роль гротеска и чертовщинки.«В этих двух камерных историях на четырех персонажей отражена модель человеческого мира с его главными проблемами, – говорит Константин Райкин. – Решать эти проблемы неимоверно трудно. Решить их до конца невозможно. Человеческая природа причудлива, капризна и мстительна, люди чаще всего глухи и жестоки друг к другу, они склонны к насилию… и все же… не безнадежны.Пьесы МакДонаха глубоко духовны, они написаны с любовью к человеку и с болью за него. Он пишет беспощадно правдиво, горько и очень смешно. Эти мрачные истории полны юмора и какого-то странного обаяния. Вот такое сочетание».[i]5 и 6 мая в 13.00 на Малой сцене «Сатирикона»[/i][b]Кто такой Некто?[i]В «Табакерке» сочувствуют «Бедным людям»[/b][/i]«Бедные люди» Федора Достоевского превратились в пьесу «Ловелас» Валерия Семеновского, а роман в письмах – в антологию театральных жанров. Кукольный театр и Театр теней, романсы, танцы старинные и дискотечные, интерактивный диалог с публикой, которой приходится и Пушкина цитировать, и кукушкой куковать – в общем, отрабатывать удовольствие.Пьеса разошлась на пятерых актеров – Макар Девушкин (Денис Никифоров), Варя Доброселова (Ольга Красько), а всех остальных персонажей разобрали Он, Она и Некто (Аркадий Киселев, Маргарита Горюнова и Сергей Угрюмов соответственно). Больше всего превращений достается на долю Сергея Угрюмова – он и служанка Марфа, и бродячий кукольник, и студент, и бездарный сочинитель и обманщик Быков – соблазнитель душ и совратитель умов, который однажды подтолкнет Вареньку и Девушкина к трагическому финалу.[i]6 мая в 19.00[/i][b]ПОЭЗИЯЮрский «в рифму»[i]Поэтический вечер в Театре песни Елены Камбуровой[/b][/i]Юрский – чтец, создающий без режиссуры, партнеров, декораций, а только с помощью звучащего слова целые миры на сцене, – уникальное явление. Авторских литературных программ у него – не счесть. А между тем, попасть на его авторский концерт в Москве почти невозможно. Скорее, его можно услышать в Европе – в любом ее месте, где есть русская диаспора. Или в Сибири, где приучены отделять зерна от плевел, а антрепризный чес от настоящего искусства. Так что концерт «Все в рифму» в Театре Елены Камбуровой – скорее, исключение из московского правила. В программе вечера – Пушкин, Есенин, Маяковский, Василь Быков, Олег Чухонцев, Евгений Рейн, Иосиф Бродский и сам Сергей Юрский – поэт, писатель, актер, режиссер, чтец и сам себе вселенная.[i]6 мая в 19.00[/i][b]КОНЦЕРТЫМежду жизнью и смертью[i]10 мая концерт памяти Евгения Светланова[/b][/i]Оркестр Государственной академической симфонической капеллы России и его худрук и главный дирижер Валерий Полянский подготовили концерт памяти легендарного дирижера из русской музыки, мастером которой был Евгений Федорович Светланов.В программе прозвучат фрагменты «Всенощного бдения» Рахманинова, кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева и 60-я Патетическая симфония Чайковского. Рахманинов, Танеев, Чайковский – этих богатырей русской музыки объединяет не только имя дирижера Светланова. Каждый из них являлся учеником и учителем другого. Рахманинов в Московской консерватории изучал контрапункт у Танеева. Тот, в свою очередь, учился у Чайковского и был его близким другом. Прослеживается в концерте и некая тембровая идея: хор a capella, хор с инструментальным сопровождением и, наконец, «соло» оркестра – простор для выявления всех возможностей уникальной по составу капеллы Полянского.В программе есть и особая смысловая линия: все три произведения – великие творения о духе человеческом на рубеже между жизнью и смертью, о том, что прозревается за концом физического существования, что составляет веру и надежду человеческого сердца. Ее идеальное воплощение – просветленная и возвышенная рахманиновская «Всенощная» (1915). Драматичная кантата Танеева «Иоанн Дамаскин» (1884), в которой звучат «судные» трубы и православный погребальный напев «Со святыми упокой», – о трепете и смятении человека в смертную годину. Третий «акт» этой удивительно цельной программы – Шестая симфония Чайковского. В ней тот же погребальный хорал появляется уже в первой части, не оставляя сомнения в конечном трагическом итоге.[b]Гергиев даст «Свадебку»[i]9 мая закроется Шестой Московский Пасхальный фестиваль[/b][/i]Прежде чем сыграть концерт в Доме музыки, оркестр Мариинского театра Валерия Гергиева почтит уважаемых ветеранов Великой Отечественной войны, а также всех, кто придет на Поклонную гору – встречать праздник Победы. В 13 часов состоится открытый праздничный концерт для всех желающих. А в восемь вечера прославленный коллектив и маэстро отыграют финальный концерт фестиваля. В программе – только Стравинский. Это один из главных композиторов нынешнего фестиваля – в этом году Игорю Федоровичу – 125 лет. В программе балет «Свадебка» – «русские хореографические сцены с пением и музыкой». Текст сочинения утверждает, что язычество не окончательно выветрилось из православного русского народа. «Свадебка» – одно из самых ритмических произведений Стравинского. В оркестре отсутствуют струнные и духовые инструменты. Зато увеличенное количество ударных и четыре фортепиано, которые также выполняют функцию ударных. Во втором отделении прозвучит «Весна Священная».[b]Cыграй мне на венике[i]C 8 по 13 в Театре оперетты – знаменитое Шоу Stomp[/b][/i]Про шоу Stomp можно сказать – «это когда простая уборка мусора превращается в «Поэму экстаза». Или, как шутят музыканты: «Поем я из таза». Ибо участники этого головокружительного представления играют на тазах, ведрах, мусорных баках с помощью швабр, веников, совков, щеток и спичек.Один – на сильную долю, другой – на слабую, тот – триолями, а этот – синкопами. Так что общий ритмический узор зрителю ни разгадать, ни повторить решительно невозможно. Stomp впервые заставили говорить о себе в 1991 году на знаменитом театральном фестивале в Эдинбурге – тогда состоялось их первое большое выступление. Но первый номер в жанре ритм-шум-шоу – комбинация игры на ударных, пантомимы, степа и брейк-данса, основатели группы – британский перкуссионист и телеведущий Люк Кресвелл и музыкант, драматург Стив Макниколас создали еще в 1983 году. Уже шестнадцать лет Stomp поражает и оглушает весь мир – на всех континентах планеты, за исключением Антарктиды. Stomp открывают и закрывают театральные сезоны на Бродвее, выступают на церемониях «Оскар» и «Grammy»; представления коллектива с неизменным аншлагом проходят в театрах по всему свету. В Московский Театр оперетты «стомпы» «притащат 30 швабр, 8 ведер, 4 тяжелых металлических блока, 12 пар барабанных палочек, 12 коробков спичек, 8 бананов, 7 килограммов песка и 200 литров воды. А еще три огромных трейлера с оборудованием, декорациями, светом.В униформе подсобных рабочих – мусорщиков, дворников, сторожей – артисты будут сильно отличаться от звезд оперетты с их кринолинами, перьями и пышными юбками.[b]ДЕТСКИЙ УГОЛОКВ поисках принца[i]«Сказку, которая не была написана», дописывают зрители[/b][/i]Этот спектакль придумали Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов – ученики Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума, создавших знаменитый, уникальный семейный театр «Тень», до потолка увешанный «Золотыми масками». Впрочем, эта пара уже поучаствовала и в солидном взрослом проекте – «Шинели» Валерия Фокина в «Современнике» с Мариной Нееловой (кто видел – помнит, что тени швейных машинок и «медных всадников» играли не менее важную роль, чем Акакий Акакиевич).Но в гиперактуальном театре «Практика» Мария и Вячеслав, вышедшие из «Тени» и «Шинели», сделали детский спектакль про принцессу, которая ищет свою сказку (сиречь принца) и попадает в волшебный мир, населенный героями старых и новых сказок. Причем повороты сюжета во многом зависят от зрителей, которые дают принцессе советы. А после спектакля имеют возможность дописать и нарисовать свое продолжение сказки. А интернет-сайт «Живой журнал» эти продолжения собирает в кладовую сказок.Так что сказка, которая не была написана, пишется в данную минуту.[i]29 апреля в 12.00[/i][b]БАЛЕТБлеск бриллиантов[i]Гастроли Мариинского балета в Москве[/b][/i]Продолжаются гастроли Мариинки на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В пятницу дают «Драгоценности» Баланчина – во всех смыслах блестящий балет на музыку Форе, Стравинского и Чайковского. В «Изумрудах», «Рубинах» и «Бриллиантах» блещут не только звезды прославленного театра, но и настоящие драгоценности.В субботу – еще один классик ХХ века в программе «Форсайт с Мариинском». Три одноактных балета «Steptext», «Два балета в манере позднего XX века» и «Посередине, слегка на возвышении» представят страстную и совершенно особенную хореографию Уильяма Форсайта, без которого не обходится сегодня ни один крупнейший театр мира.В воскресенье баланчинскую тему продолжает «The best of Баланчин», бессюжетная «Серенада», «Блудный сын» на библейскую тематику и «Ballet Imperial» – балет-мираж, ностальгия по имперскому Санкт-Петербургу.[b]ВЫСТАВКАПавильон нашей надежды[i]Русские художники хотят покорить Венецию[/b][/i]Об этом они рассказали в Риа-новости на пресс-конференции, посвященной 52-й Венецианской биеннале современного искусства (она откроется в июне). О своих планах журналистам поведали также комиссар российского павильона Василий Церетели и куратор Ольга Свиблова.Для начала собравшимся объяснили, что отечественный павильон на биеннале – один из лучших. Сейчас он, правда, переживает стадию ремонта. Строил-то его архитектор Алексей Щусев еще в 1914 году.В ту пору в только что отстроенном здании показывали картины Репина и Врубеля, Бакста и Маковского. В нынешней экспозиции примут участие художники Андрей Бартенев, Арсений Мещеряков, Юлия Мильнер, Александр Пономарев, группа AEC+F. Дизайнером российского павильона станет Сергей Мироненко.Общая концепция выставки отражена в ее названии – «Click I hope». Фраза «Я надеюсь» на 50 языках мира будет проплывать на светодиодном экране, расположенном на фасаде павильона. Его подключение к интернет-сайту [i]www.clickihope[/i].ru обеспечивает интерактивность проекта. В нем могут поучаствовать все зрители биеннале – достаточно зайти на сайт и «кликнуть» заветную фразу на своем языке.На фасаде павильона надписи на разных языках будут то расти, то уменьшаться в зависимости от числа пользователей, «кликающих» на одном языке в любой части земного шара. Этот проект принадлежит самой юной участнице российской экспозиции 25-летней Юлии Мильнер.Александр Пономарев и Арсений Мещеряков представят инсталляцию «Душ». Стены, потолок и пол в огромной душевой вместо кафеля облицуют мониторами, на которые транслируются более 1000 международных телевизионных каналов. Причем прервать этот поток информации будет невозможно.Пономарев – автор еще двух инсталляций для грядущей биеннале: «Дворники» и «Волна». Обе они связаны с великолепнейшим видом на лагуну, открывающимся с балкона второго этажа. Посетителей павильона к этому прекрасному месту приведет 8-метровый стеклянный тоннель, заполненный водой. Пульсация волны в нем будет порождаться дыханием художника, чье изображение проецируется на экран.В другой инсталляции обыгрываются темы медианашествия и возвращения к природе.Огромные дворники будут «смывать» ТВ-сюжеты с экранов. На их месте появится вид лагуны, фиксируемый камерой с балкона.Группа АЕС + F на биеннале по-новому обыграет свою серию «Последнее восстание» с безжалостными тинейджерами-убийцами. На этот раз ее представят в виде 3D анимации. Действие в ней будет происходить под музыку Вагнера – это должно усилить ощущение грядущего апокалипсиса от созерцания бессмысленной бойни себе подобных.А вот Андрей Бартенев больше занят размышлениями о дне сегодняшнем. Всем одиноким сердцам он посвятит инсталляцию в виде зеркального тоннеля, наполненного 50 разноцветными светодиодными шарами. На их орбите расположится бегущая строка Connection Lost.Все проекты павильона – высокотехнологичные. И это принципиально: ведь во всем мире современное искусство имеет дело с дорогостоящим производством. В планы организаторов российской экспозиции входило осуществить любую задумку художника, в какую бы копеечку она ни вылилась. И потому они заручились поддержкой не только Министерства культуры РФ и Федерального агентства по культуре и кинематографии, но и спонсоров. В итоге, около 80 тысяч евро ушло только на изготовление работ.Среди меценатов оказался и ЦУМ, в последнее время упорно создающий себе репутацию любителя contemporary art. Месяц назад он предоставил одно из помещений для проведения II Московской биеннале современного искусства. А осенью, возможно, в нем будет демонстрироваться экспозиция из отечественного павильона в Венеции. Во всяком случае, уже точно известно, что в ноябре она приезжает в столицу.[b]Красиво и грустно[i]«Русалка Одервиля» Сары Мун в Фонде культуры «Екатерина»[/b][/i]Нынешняя выставка – завершающая часть трилогии знаменитого фотографа-француженки. Первые две были посвящены сказкам «Девочка со спичками» и «Черная борода».Сейчас Мун обратилась к известной сказке Андерсена. Она откорректировала ее, сделав чуть ближе к грустной реальности. Так что вместо принца здесь – водолаз в тяжелом скафандре. А действие разворачивается в северном порту, среди мрачноватого пейзажа. Но и в этом есть своя романтика, так же как и определенная прелесть в тихой печали. Все это есть в черно-белых снимках Мун, которые больше всего напоминают кинокадры.[i]Выставка продлится до 12 мая[/i][b]СПОРТ[i]ХОККЕЙ[/b][/i]Чемпионат мира. Квалификационный раунд. Сборная России – Сборная Швейцарии.[i]Воскресенье, 16.15, Ледовый дворец на Ходынском поле[/i][i][b]ФУТБОЛ[/b][/i]Чемпионат России. «Динамо» (Москва) – «Спартак» (Нальчик).[i]Суббота, 19.00, стадион «Динамо», вход 100–1500 р.[/i]«Сатурн» (Московская область) – «Локомотив»(Москва).[i]Суббота 16.00, Раменское, стадион «Сатурн»[/i]«Москва» (Москва) – «Химки» (Московская область).[i]Суббота 18.00, Стадион «Торпедо» им. Эдуарда Стрельцова[/i]«Спартак» (Москва)– «Рубин» (Казань).[i]Воскресенье, 14.00, БСА «Лужники», вход от 180–600 р.[/i][b]КИНОПаук опять спасает мир и нас[i]На экраны выходит главный хит года – «Человек-паук: враг в отражении-3»[/b][/i]Новые компьютерные технологии, а также супербюджет в 258 миллионов долларов – все это третий «Человек-паук» с тем же меланхоличным Тоби Магуайром в роли Спасателя человечества Питера Паркера. В широкий российский прокат фильм выйдет 3 мая.Мэри-Джейн играет сама Кирстен Данст. Для полноты картинки в ход идет и однокашница Паркера, по совместительству дочь начальника нью-йоркской полиции Гвен Стейси (Брайс Даллас Хауард). Она, похоже, готова оценить Питера по заслугам, не подозревая о втором «я».У нее, правда, уже есть кавалер – амбициозный фотограф Эдди Брок (Тофер Грэйс), претендующий на место Паркера в газете «Ежедневный горн». Крутится под ногами и Гарри Осборн (Джеймс Франко), давний друг и одновременно противник Паркера, весьма неравнодушный к Мэри-Джейн...В общем, все влюблены друг в друга. Но злодеи все же имеются. Вот Песочный Человек, в которого волею злого рока превратился некто Флинт Марко (Томас Хэйден Черч), сбежавший из тюрьмы преступник. Бедняга, подвергнувшись облучению на секретном полигоне, превратился в агрессивную живую песочницу, способную менять размеры и конфигурацию в зависимости от недобрых замыслов. Вот Веном, зубастый персонаж, точнее – прошедший злодейский апгрейд Эдди Брок. И, наконец, самый серьезный противник – сам Человек-Паук в своей темной ипостаси. Тот, кого Паркер видит в зеркале.Сюжетных линий в фильме много, что неудивительно – длится он без малого два с половиной часа. И ведь не скучно – грандиозные спецэффекты, полеты над городом, симпатичные девушки… Только вот неясно, зачем весь этот джаз…[i][b]Посмотрите![/i]ФЕМИНИСТКА С ДОБРОЙ УЛЫБКОЙ[/b][i]Первый канал, 5 мая, 22.50, фильм «Эрин Брокович»[/i]Это потрясающая, волнующая и захватывающая история об Эрин Брокович, одинокой женщине с тремя детьми, которую жизнь нечасто баловала светлыми днями. Для таких, как она, нет карьерных перспектив, есть только скромная работа в маленькой юридической фирме. Но для уверенной в себе красотки, не стесняющейся в выражениях, достаточно одного ничтожного шанса, чтобы кардинально изменить свою судьбу. Красота и обаяние помогли ей добиться невиданного успеха, но теперь Эрин потребуется невероятная решительность, чтобы довести дело века до суда...Эрин Брокович играет обладательница самой красивой улыбки и самой роскошной гривы волос прекрасная Джулия Робертс.[b]КАЧАЛАСЬ ЛОДОЧКА ПО ЯУЗЕ-РЕКЕ[/b][i]Первый канал, 5 мая, 16.00, комедия «Верные друзья»[/i]Старый всенародно любимый советский фильм Михаила Калатозова «Верные друзья» не может надоесть никогда. Это фильм о настоящей дружбе и верной любви. Поучительный, веселый, увлекательный.С потрясающими актерскими работами Василия Меркурьева, Бориса Чиркова, Александра Борисова, Алексея Грибова и прекрасной музыкой Тихона Николаевича Хренникова. Сюжет его таков. Когда-то давно на одной из московских окраин жили три товарища: Сашка«кошачий барин», Борька – «чижик» и Васька – «индюк».Прошли годы. Чижик стал известным московским хирургом Чижовым, Сашка – профессором-животноводом Лапиным, Васька – академиком архитектуры Нестратовым, работающим на строительстве первых высоток столицы. Вспомнив данное когда-то друг другу обещание, верные друзья отправляются в плавание по реке на бревенчатом плоту. Для Лапина путешествие оказывается особенно счастливым: он встречает давно любимую и любящую его женщину.[b]ДЛИННЫЙ, КУРНОСЫЙ, НЕИНТЕРЕСНЫЙ[/b][i]НТВ, 6 мая, 2.45, комедия «Укротительница тигров»[/i]Фееричный дуэт Кадочников–Касаткина. Многие фразы из фильма ушли в народ: «Длинный, курносый, неинтересный», «У него трое детей: двое в Пензе и один на Камчатке»… Юная работница цирка мечтает о том, чтобы войти в клетку с тиграми, а приходится ей пока убирать и подметать. В цирк с опасным новым трюком поступает знаменитый мотогонщик, и она становится его ассистенткой. Зрители замирают, глядя на мотоцикл под куполом, а она в ярком костюмчике кланяется и улыбается.Страсти накаляются, когда основной дрессировщик полосатых хищников Алмазов (потрясающая роль Филиппова) шантажирует директора, срывая представление, и Касаткина вдруг становится звездой...[b]ТРАХ-ТИБИДОХ-ТИБИДОХ![/b][i]«Россия», 6 мая, 22.40, фильм «Иллюзионист»[/i]Одним взмахом руки он завораживал венскую публику начала ХХ века, но сердце великого мага и чародея было отдано одной-единственной женщине. Чтобы завоевать возлюбленную, властитель умов и иллюзий решается на свой самый главный фокус… Вена, начало XX века. Молодой фокусник (Эдвард Нортон) влюбляется в девушку, которой суждено вскоре стать невестой принца. Он решает использовать свою «магию», чтобы вернуть возлюбленную и подорвать стабильность Венского королевского двора.[b]Режиссер[/b] Нил Бургер.[b]В ролях[/b]: Эдвард Нортон, Пол Джиаматти, Джессика Бил, Руфус Сьюэлл.