Главное
Истории
Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет Успеха. Наталья Павлова. Блиц

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Территория женщин. «Женский мозг». Шортс

Тренд: режим пещерного человека

Тренд: режим пещерного человека

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Полицейский с Петровки. Какие сегодня обязанности у сотрудников конной полиции?

Естественный отбор

Общество

[b]Как только 13 лет назад Государственный Дарвиновский музей начал перебираться из тесных помещений на Малой Пироговской в только что построенное здание, перед сотрудниками встала проблема размещения фондов.[/b]Всем были хороши современные апартаменты на перекрестке улиц Вавилова и Дмитрия Ульянова, да вот только места под фондохранилище там катастрофически не хватало. В итоге 367 тыс. единиц хранения пришлось втискивать в 420 кв.метров тесных подвальных клетушек. На каждый квадратный метр пришлось в среднем 860 экспонатов! Необходимость еще одного здания была очевидной уже с самого торжественного открытия нового музейного комплекса. И стройка началась в 1997 году; вот только завершить ее удалось лишь 10 лет спустя…На пути у Дарвиновского музея оказался печально известный дефолт: работы пришлось на три года заморозить. Но теперь финансовые проблемы позади. В новеньком 4-этажном корпусе завершается отделка, и музейные работники уже начали перебазировать сюда фонды из старых запасников. Можно сказать, по двору музея сейчас едет сама Ее Величество Эволюция, ведь главная идея этого культурного учреждения – иллюстрация теории естественного отбора биологических видов, разработанной еще Чарльзом Дарвином.Первыми перемещаются коллекции, которые помешали строительству подземного перехода между старым и новым зданиями. Четыре тысячи экспонатов из коллекции птичьих гнезд и кладок (среди них – подаренное Юрием Лужковым крупнейшее в мире яйцо вымершей птицы эпиорниса) уже переехали на новое место жительства. А [b]ведущего научного сотрудника отдела фондов Игоря ФАДЕЕВА [/b]мы застали за разборкой огромного сундука с птичьими тушками.– Мебель антикварная. Дореволюционная! – улыбается Игорь Вячеславович, осторожно открывая дверцы только что поднятого на лифте ларя. – Здесь наши экспонаты пролежали ровно век. Сами коллекции, как правило, еще старше.Ведь прежде чем попасть в музей, они переходили от коллекционера к коллекционеру, пополнялись, продавались, выставлялись на аукционах…В ноздри бьет сильный запах нафталина. Но чтобы эффективно бороться с молью, здесь не придумали ничего лучше дедовского способа. По сходной причине проверенные мышеловки в музее предпочитают новомодным ядам: где сдохший в норе – там моль, а это смерть для специфических «дарвиновских» единиц хранения.Фадеев отпирает дверь хранилища, и мы осторожно заносим экспонаты внутрь. Здесь довольно прохладно, но это потому, что ни отопление, ни климат-система еще не работают.А в принципе, температура воздуха в помещении должна колебаться в пределах от 16 до 20 градусов, влажность воздуха – от 50 до 60 процентов. Игорь выдвигает полку одного из стандартных шкафов, и мы помещаем туда настоящие раритеты: тушки якомара (южноамериканского родственника нашего дрозда), которого безвестный энтузиаст науки поймал в Сан-Паулу 105 лет назад, и африканской авдотки, добытой в 1912 году на востоке Черного континента будущим советским академиком-гидробиологом Василием Никитиным.– Бывает и так, что этикетки читать интереснее, чем работать с самими экспонатами, – рассказывает музейщик, демонстрируя нам шикарную тушу гуся – трофей третьего по счету «начальника Чукотки» Сокольникова образца 1908 года. – Иногда эти выцветшие, пожелтевшие клочки бумаги с еле читаемыми записями – единственная возможность восстановить имя сборщика. Но это ниточка, при помощи которой можно сохранить память о человеке, сделавшем вклад в историю науки. Например, у нас есть экспонат, добытый легендарным охотником Дерсу Узала, а этикетку к нему заполнил писатель Арсеньев…Часто говорят: переезд равен пожару. В прошлом десятилетии, когда коллекции перемещали с Пироговки, ничего не сгорело, но несколько ценных экспонатов стащил сотрудник вневедомственной охраны (позднее пропажу вернули). Есть ли подобная опасность сейчас?– Теперь мы переезжаем всего-то на несколько десятков метров, – говорит Фадеев, – и задействован в этом процессе, кроме меня, пока лишь один сотрудник. Так что надеемся, что обойдется без эксцессов. Но ухо приходится держать востро! «Живая» работа с коллекциями в здании, где работают десятки отделочников, электриков, сигнализаторщиков, связана с риском. К примеру, на этаже, где мы с вами находимся, перебои с водой. И чтобы помыть руки, мне приходится несколько раз в день запирать и опечатывать двери всех хранилищ…К счастью, совсем скоро подобные проблемы останутся в прошлом. Уже 24 марта в этом же здании торжественно откроется новый музейный Выставочный центр общей площадью 1000 кв. м, примыкающий к новостройке-фондохранилищу.Как рассказала нам [b]директор музея заслуженный работник культуры РФ Анна КЛЮКИНА[/b], в этот день тут начнут работу три интереснейшие выставки: комнатных растений, работ петербургского живописца Штерна «Все мы – твари Божьи» и картин советских художников-анималистов Ватагина, Флерова и Трофимова «Досказано холстом и кистью». С этого стартует программа юбилейных экспозиций: осенью Дарвиновский музей отпразднует свое столетие. А переезд коллекций продолжится и после. Дело это небыстрое, и завершить его в музее рассчитывают примерно за два года.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.