Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Возможные проблемы школьника

Общество
Возможные проблемы школьника

Новый учебный год в московских школах откроется уроком (классным часом) “Равные возможности – мы разные, но в этом наша сила”. Тема явно отзывается на инициативу Юрия Лужкова объявить 2009-й “Годом равных возможностей”.Только мэр имел в виду помощь города инвалидам, а школа расширила его трактовку.Потому что настоящих инвалидов со справкой среди учеников раз-два и обчелся, а ребят с ограниченными возможностями – каждый пятый. Плохое здоровье далеко не всегда входит в круг проблем, которые они испытывают сами и создают окружающим.[b]Спать надо дома![/b]Наташа хочет главную роль в спектакле с танцами и бьется в истерике, если не дают. А давать нельзя: слишком велика нагрузка для ее больных легких.Юра с пороком сердца рвется бежать со всеми кросс. Не хочет сидеть на лавочке – ребята засмеют.Девятиклассник Руслан носит в школу рубашку, толстовку и жилет, чтобы никто не понял, что у него поддерживающий позвоночник корсет. Первым рвется помочь поднести что-нибудь, передвинуть мебель. Только учителя знают, отчего он бледнеет и порой на уроке ложится грудью на парту, потому что невыносимо болит спина. А те учителя, которые еще не знают, начинают возмущаться: спать надо дома! Руслан огрызается – и пошел конфликт.Для хронически больного ребенка (неважно, признан он инвалидом или нет) жизненно необходимо быть “как все”.Тогда он выйдет из школы социально полноценным человеком, сможет построить карьеру и семью. Еще и обгонит многих здоровых, потому что привык трудом брать то, что им достается даром.Родителям и учителям остается только с особым вниманием приглядывать, чтобы он не надорвался в этой гонке.Уходящим летом в Череповце умер на улице девятиклассник Дима Разин – шел на экзамен по русскому языку. Как нередко бывает у подростков, его сердце не успевало за быстро растущим телом.Родители не винят ни школу, ни врачей.С пониманием рассказывают о том, что сын, не смирившись с болезнью, потихоньку занимался на тренажерах. Альтернатива была – обложить ребенка ватой и вырастить его со всеми комплексами и капризами инвалида. Мальчик выбрал другой, опасный путь. Родители его поддерживали…[b]Нестарая и в шоколаде[/b]Взрослому часто не понять, чем фирменная бандана отличается от очень похожей, которую ребенок с негодованием отвергает как “бабушкин платочек”. Или почему одни кроссовки – “жесть”, а другие, иной раз более дорогие – “отстой”.Или каким образом “неправильная” бисерная фенечка может стать причиной драки. Для подростка эти вещи – знаки принадлежности к группе, способные стать как предметом гордости, так и поводом для насмешек. А хронически больной подросток, который и без того страдает от своей “инакости”, переживает насмешки особенно тяжело.Одевать его надо по меньшей мере не хуже, чем других. Но болезнь ребенка и без того требует от родителей взаимоисключающих вещей: усиленного ухода и повышенных заработков. Мать-одиночку это часто ввергает в социальный штопор. Занятая ребенком, она не может рассчитывать на высокооплачиваемую работу – и экономит на себе.Знакомая, миниатюрная женщина, донашивала за сыном джинсы, футболки и куртки. Посмотришь издали – идут два подростка, один одет с иголочки, другой потертый. Мальчик был тяжелым астматиком – ни побегать с ровесниками, ни защитить себя в драке. Она рассудила, что пускай хоть из-за вещей не комплексует. А по-женски ее потертый вид был еще и посланием: “Понимаю, что с таким довеском никому не нужна. Ну и плевать, я посвятила себя сыну”.Сейчас, усаживаясь за руль подаренной сыном по-девичьи яркой французской машинки, она излучает другое послание: “Вот, вырастила! И нестарая еще, и в шоколаде”. Парень практически излечился от астмы. Работает программистом в области охранных систем. С нежностью пересказывает историю, ставшую семейной легендой: как мать, что-то продав, у кого-то назанимав, купила ему, пятикласснику, первый компьютер.[b]Она у нас индиго[/b]Санитарка травмпункта с удовольствием рассказывает про внучку: она третий год на домашнем обучении, должна бы пойти в седьмой класс. В школе говорят, что она дерется – так это учителя заставляют старших ее лупить. Да она у нас лучше учителей соображает! “Англичанка” ей: “У тебя произношение не такое”, а она в ответ: “Да пошла ты в ж… со своим произношением”. Вот молодец! Ну, точно, она у нас индиго.Возможно, ребенок с логопедическими проблемами, тогда учителю не стоило спорить о произношении: ребенку тяжело, он и защитился по-своему. Но, скорее, в семье низкий потенциал обучения.Сами постигали школьные науки через пень-колоду и проблемному ребенку не могут помочь. Остается защищать свое чадо и оправдывать свое воспитание, обвиняя учителей.К таким детям – особый подход в коррекционном обучении. Пусть разучивают на английском песни зарубежных исполнителей, компьютерные и международные термины.[b]На трамвайной “колбасе”[/b]Основная масса проблемных детей тяжелыми болезнями не страдает, в умственном развитии часто отстает, однако не настолько, чтобы перевести их в спецшколу – учиться зажигать спички и открывать ключом замки. Но при всем том они сами не хотят учиться и не дают учиться другим.Женя, сын кандидатов химических наук, внук доктора наук и депутата, оказался заброшенным. У бабушки научная работа и депутатские обязанности. У родителей своя лаборатория и частная тема, на которую получен грант, и надо его отрабатывать. А мальчик катается на “колбасе” трамвая, как хулиганы в 50-е годы. За прошлый год дважды попадал в ДТП.В свои одиннадцать лет он прекрасный компьютерщик, но совершенно не присмотрен взрослыми. Приносит в школу свои изобретения: взрывчатку (родители же химики), электрошокер. Все это показывает впечатлительным однокашникам, объясняя технические тонкости изготовления.Саша перенес черепно-мозговую травму. Долго болел, настрадался и разбаловался. Врачи порекомендовали ему реабилитацию в детском коллективе. Конфликты с одноклассниками – или то, что ему кажется конфликтами – Саша разрешает просто: чуть что бьет рюкзаком по голове.У Даши нашли вшей. Такая семья.[b]Синдром Пиноккио[/b]В итоге все “забивают на учебу”. Одни потому, что родители не контролируют: от детской безответственности и назло всем. Другие – следуя родительской модели поведения. В семье, где взрослые зарабатывают неквалифицированным трудом, дети не видят нужды напрягаться в учебе.Особый случай – дети мигрантов из стран СНГ. Их родители имеют в столице регистрацию и постоянную работу, подчас такую, на которую москвича калачом не заманишь. Значит, они нужны городу, и детей их надо учить наравне со всеми.Но с их словарным запасом не получается наравне.Есть отморозки, способные в лицо учителю выдать “про маму”, оправдываясь наивностью и незнанием языка.Встречаются ответственные, социально зрелые ребята, которые просто не могут учиться на русском языке. В конце концов и они оказываются в стане “забивших”.У “забивших” уйма свободного времени. На уроке они развлекаются и развлекают других, зарабатывая славу отчаянных ребят. На перемене и во внешкольное время занимаются детским бизнесом, от продажи купленных на оптовке сигарет и переписывания дисков до темных дел, чреватых приводом в милицию.Домашним детям такие отчаюги кажутся образцом самостоятельности.Учителей не боятся, легко добывают деньги на развлечения.В “началке” десяток мотивированных на учебу детей заставляет тянуться за собой остальных. В старшей школе группа ориентированных на поступление в вуз подтягивает за собой класс. Но в среднем школьном возрасте все наоборот: рядом с оболтусами большинство подростков перестает учиться. Включается “синдром Пиноккио”. Один немотивированный Петя или Вася расшатает всю с трудом создаваемую систему мотивации.Есть ли право у двоечника сидеть рядом с отличником? Самых отъявленных ждет коррекционный класс. Там все ходят на головах, но хоть другим учиться не мешают. И педагоги-специалисты с ними бьются. Некоторых удается выправить.[b]Почему вернулся Вова[/b]Паша с Полиной, которым хочется и нужно поступать в институт на бюджетное обучение, перешли в параллельный одиннадцатый. В их прежнем “Г учиться не дадут, а здесь ребята тоже рвутся поступить. Им и занятия в индивидуальном режиме, и дополнительные часы по интересующим предметам.Леша, тоже хочет поступать, и уже обговорил все родителями: пойдет в негосударственный платный университет “какого-то там предпринимательства”. Раз негосударственный и платный, можно не напрягаться. Остался своем “Г”, с одноклассниками.В прошлом году пропускал “ненужные” предметы, кидал спортзале мячик. Учителя смотрели сквозь пальцы. Отпускать его шататься по микрорайону нельзя в учебное время школа за него отвечает. Так что пускай кидает, лишь бы не мешал другим учиться.Вова после девятого уходил в сложный технический колледж при вузе. Не потянул физику и математику, перестал ходить на занятия. Матери поставил ультиматум: хочу в школу к своим, хочу последний звонок и выпускной вечер, не лишай меня счастливого детства! Мать, бизнесвумен, прикинула, что так ей легче обойдется. Все равно в тот автомобильный вуз придется платить, а там требуют при поступлении три вещи: аттестат и два сертификата ЕГЭ – русский и математику. Вернула Вове счастливое детство – доучиваться будет в родном “Г”, но при условии, что к ЕГЭ подготовится с репетиторами.Что же это за “Г” такой, из которого одни бегут, а других пряником не выманишь? Обычный школьный класс, десять лет назад собранный с бору по сосенке.Социальный состав детей здесь разнородный, семейный культурный потенциал в среднем невысокий, и тон задают ребята без стойких интеллектуальных интересов. Основное времяпрепровождение в подростковых компаниях – “тусовки” беспредметного содержания. Атмосфера в классе добрая, за своих горой. Но серьезным ученикам этого уже мало.К счастью для нынешних детей, в большинстве школ уходят от практики “образования вообще”. Старшие классы делят на параллели по предметным интересам и по обучаемости. Программа остается программой, но в одной параллели дают побольше математики, в другой – гуманитарные предметы. А в ряде школ готовят к поступлению в конкретный вуз.[b]P.S.[/b] Относительная новинка – тьюторская поддержка учебного процесса. Еще даже написание этого термина не устоялось: встречаются и “тьютор” и “тьютер”. Это методист, способный организовать обучение по индивидуальному плану. Причем натаскивают преподавателей, а уж они должны дойти до каждого ученика.Будет развиваться связь с вузами, вводимая в Москве пока в экспериментальном режиме. А траекторию обучения абитуриентов, нужных данному вузу, выстроит тьютор.Среднее образование должно усредняться, а профильное подняться – направление развития старшей школы. В старших классах излишняя перегрузка детей не интересующими их предметами мешает осуществлению равных гражданских возможностей – учиться и поступить в вуз по выбранному профилю.[b]СПРАВКА “ВМ”ЧТО ТАКОЕ “СИНДРОМ ПИНОККИО”[/b]Если подросток шатается по улицам, легко и без обязательств перед семьей и школой получая развлечения, уже через год-полтора с ним ничего не сможет сделать ни семья, ни школа. Детские психологи называют этот феномен синдромом Пиноккио. Не Буратино – у того была социально позитивная мечта: победить Карабаса, помочь друзьям и папе. А Пиноккио, который стремился в Страну развлечений. Где у него и отросли ослиные уши.Помните, у Карло Коллоди:– Но раз тебе не по нраву ходить в школу, то почему бы тебе не научиться какому-либо ремеслу и честно зарабатывать свой хлеб?– Потому что из всех ремесел на свете только одно мне действительно по душе: есть, пить, спать, наслаждаться и с утра до вечера бродяжничать.[b]СПРАВКА “ВМ”ЧТО ТАКОЕ “ДЕТИ ИНДИГО”?[/b]Индиго – краситель, дающий цвет синим джинсам. Американский экстрасенс Нэнси Энн Тэпп углядела джинсовые оттенки в ауре множества детей еще в конце 1970-х, а сейчас, по ее утверждению, индиго являются 97% детей в возрасте до 10 лет и 70% 15–25-летних. Детям индиго приписывают эмоциональную связь с Землей, телепатические и экстрасенсорные способности. Развернуться им якобы мешает воспитание “неджинсовых” родителей, подавляющих эти способности еще во младенчестве. Психологи утверждают, что дети с поведением индиго были всегда. Их диагноз: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).[b]БЛИЦОПРОС[/b]ЧТО ДУМАЮТ РОДИТЕЛИ?В процентах от числа опрошенныхВМЕСТЕ С КЕМ ВЫ НЕ ХОТЕЛИ БЫ УЧИТЬ ВАШИХ ДЕТЕЙ?С маргиналами, детьми пьяниц 85,0 %С хулиганами 80 %С буржуйскими, богатенькими детьми 25%С шибко умными, у кого в семье много возможностей учить детей дополнительно 15 %РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – ЭТО:Индивидуальный подход к детям 67 %Внимание учителя к ребенку (моему) 48 %Формирование классов, групп по уровню обученности, чтобы отличников с двоечниками вместе не сажать 24 %Чтобы проводились развивающие занятия с учетом особенностей каждого ребенка 17 %КАКИМ ПРЕДМЕТАМ НАДО УДЕЛЯТЬ БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ?Иностранные языки 70 %Компьютерныетехнологии 67 %Психология 32 %Творческие занятия (музыкальные, театральные, изобразительное искусство) 27 %Должны быть детские общественные организации, клубы по интересам 15 %

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.