Хотите вырастить умы - платите гривны и сомы
[b]Пословица про то, что язык доведет до Киева, с 1991 года утратила свою актуальность в отношении русского языка. Теперь язык должен доводить до Москвы – причем не только россиян, но и тех наших соотечественников, которые остались за пределами России.[/b]Правительство Москвы предпринимает огромные усилия и тратит немалые деньги для того, чтобы дети соотечественников не забывали русский язык, чтобы они могли беспрепятственно поступать в московские вузы. Однако, как показал семинар «Вопросы организации дистанционного образования соотечественников за рубежом», проведенный в конце прошлой недели, язык доводит до Москвы далеко не всегда.Сперва о хорошем. Участники семинара, съехавшиеся в Московский дом национальностей, убедились в том, что программа мэра Москвы «Московский аттестат» работает. Дистанционное образование, реализуемое на базе НОУ «Открытая русская школа», охватило уже много сотен детей из ближнего зарубежья, которые на предстоящих экзаменах должны показать, достаточно ли оно эффективно. Наконец-то к реализации программы помимо московского бюджета подключились внебюджетные источники – спонсором выступил «Аэрофлот», который взял на себя перевозку школьников на экзамены. Вроде бы не должно возникнуть сложностей с визовой поддержкой тем, кому она нужна, – МИД обещал оказать содействие. Так что сомнений в том, что этим летом многие дети соотечественников, снабженные московским аттестатом, будут поступать в вузы нашего города, нет. Сомнения возникают, а возьмут ли их на бесплатную форму обучения? Выступавший на семинаре ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов уверен, что вузы, находящиеся в ведении города, так и сделают. Но опыт прошлого года, на который ссылались участники семинара, говорит о том, что соблюдать приказы Минобразования собирается далеко не каждый московский вуз. Были случаи, когда абитуриентов-соотечественников из стран СНГ депортировали, были и более простые – когда их не допускали до экзаменов, сразу с порога отправляя на платное отделение. Но если на руках у абитуриента московский аттестат, то, по утверждению руководителя отдела по работе с соотечественниками Департамента международных связей Виктора Карпенко, это прямое нарушение закона.И тем не менее доказать свою правоту абитуриенту очень сложно. А если он вернется в свой город с таким вот произвольным отказом, то под удар в первую очередь попадут те организации соотечественников, которые участвовали в реализации программы «Московский аттестат», – общественное доверие к ним в таких случаях резко падает, такие случаи уже были.Падает оно и к системе российского образования, да и к России в целом. Алексей Семенов обещал обратить на это внимание Совета ректоров московских вузов, но очень сомнительно, чтобы это подействовало – ведь когда речь заходит о деньгах, не всегда действуют даже статьи закона.Дистанционное образование, реализуемое при помощи Интернета, – шаг перспективный, но, как выясняется, в значительной степени вынужденный. К сожалению, Россия не только не может защитить русские школы за своими пределами – во многие страны она не может даже послать новые учебники, в большей степени соответствующие новым образовательным стандартам. Есть страны, которые попросту не пускают на свою территорию, а в некоторых случаях организации, отвечающие за отправку учебников, посылают не то, что запрашивали русские школы за рубежом. Ректору МИОО Алексею Семенову было очень печально слышать, что в одной из республик СНГ, объявили, что два аттестата у выпускника быть не может, и если он получает «Московский аттестат», то может забыть о местном – а это означает, что бесплатно высшее образование по месту жительства ему не получить.Вот и приходится прибегать к Интернету – технологии передовой, но для многих все-таки слишком накладной, ведь компьютеры с модемами есть далеко не у всех. Да и московский бюджет не резиновый – Виктор Карпенко подтвердил, что программа будет финансироваться в прежнем объеме, однако для того, чтобы удовлетворить все возрастающее количество заявок от организаций соотечественников на участие в дистанционном образовании, его расходы в расчете на ученика должны снижаться. Каким образом их снизить, организаторы семинара и попытались выяснить у его участников. Одна из мгновенно возникших идей – разместить в Интернете учебники с тем, чтобы их можно было бы распечатать в тех странах, куда их по тем или иным причинам нельзя доставить.И, к сожалению, не один и не два раза на семинаре прозвучало словосочетание «проблема федерального уровня». Слишком много в отношениях России, стран СНГ и Балтии есть такого, что мешает цивилизованному общению между жителями наших стран и образованию в частности. Слишком быстро расходятся образовательные, да и жизненные стандарты.И все больше между нами границ. А жаль.[b]Сергей ВЕСМАНОВ, директор НОУ «Открытая Русская Школа»– Сколько учащихся сейчас у вас в ОРШ?[/b]– Около 300 человек. Все они учатся по одной программе – 5 предметов выпускного класса российской общеобразовательной средней школы. 2 из них обязательные: русский язык и литература (идут как один предмет) и алгебра и начала анализа. Три остальных дети выбирают – это может быть физика, химия, биология или обществознание. Сдавать экзамены они будут в Москве в конце июня. Ждем, что приедет около 150 человек, но, если приедут все, – будет хорошо.[b]– Какова география ваших учеников?[/b]– Достаточно обширна – 12 стран. Очень большой спрос на дистанционное обучение в Прибалтике, особенно в Латвии, в последние дни это вообще лавинообразно, поэтому в следующем учебном году будет много детей оттуда. Программа популярна в Казахстане, Молдове и Приднестровье, в Узбекистане. Пока мало учеников из Крыма – там еще немногие знают о программе, и нам надо ее продвигать в этом регионе. Зато много из Западной Украины, в частности из Львова. С этого года к программе присоединилось Закавказье.[b]– Ваша работа – это исключительно дистанционное обучение по Интернету? Не отправляете ли вы своих учителей на места?[/b]– Мы не отправляем учителей и не ведем никакой образовательной деятельности за пределами России – это встречает, как правило, противодействие местных властей. А в Интернете человек свободен. Сайт www.ymk.ru удобен для пользователя, наличие CD-диска с учительскими лекциями, справочным материалом и заданиями позволяет ученику выходить в Интернет, только чтобы отправить работу на проверку учителю, и таким образом экономить деньги.[b]– Как проходят экзамены?[/b]– В очной форме, согласно российскому Закону об образовании. Вообще мы выдаем аттестаты юридически абсолютно корректно: на основании документа о получении основного общего среднего образования, т. е. об окончании 9-го класса, результатов 5 выпускных экзаменов и школьных табелей за 10 и 11 класс, чтобы перенести оценки по остальным предметам.[b]Евгений ЖИТКОВ, официальный представитель Российского союза молодежи за рубежом, в Азербайджане– В процессе работы вы испытываете какие-либо сложности?[/b]– Да, к сожалению, сложности возникают из-за тех людей здесь, которые что-то неправильно понимают. Я считаю, что у нас относительно русского языка самое лучшее положение из всех бывших республик СССР – 80 % наших школ имеют русские сайты, чего нет ни в одной из стран СНГ. Извне нам требуется только незначительная помощь. Но, к сожалению, мы получаем совершенно не то, что нам нужно. К примеру, мы опрашиваем школы – узнаем, какие именно учебники им нужны. Отправляем этот запрос в Москву. Нам присылают книги, мы с радостью едем их получать, решаем проблемы с таможней, привозим на место и видим, что это совсем не то, что мы заказывали. Так, нам прислали 3 тонны учебников «Моя Москва» и 5 тонн справочников по А. С. Пушкину. Но ни одного – по русскому языку или истории России.[b]– И долго у вас лежат эти тонны?[/b]– Весь последний год. До этого вообще не было никакой практической помощи. Только слова и планы. У нас, конечно, тоже не все благополучно – в Азербайджане 6 организаций соотечественников, они борются между собой за распределение квотных мест.[b]– И какова ситуация с квотными местами?[/b]– Министерство образования получило в этом году 100 мест, наша организация – 30. Но за эти 30 мы тоже сказали спасибо. Вообще основная проблема – неорганизованность. В апреле нам говорят: вы должны через 15 дней прислать все документы. Мы тормошим детей: собирайте бумаги, посольство поставит печать, вы поедете учиться в Москву. Времени очень мало, в результате, в прошлом году 4 из отправленных детей были троечниками.[b]Людмила ЧИЖОВА, Росзарубежцентр, представительство на Украине:– С какими проблемами при поступлении в российские вузы сталкиваются на Украине?[/b]– Во-первых, проблема с использованием квот на бесплатное обучение. Из-за того, что квоты приходят в апреле, мы не имеем возможности ни подготовить детей, ни провести полноценный отбор. В результате учиться едут те, кому порой просто не хватает знаний.Кроме того, в России совершенно не считаются с тем, в какие города и на какие специальности нам хотелось бы отправить детей. Далеко не всегда нас интересует Москва или Питер – скорее, нужны близлежащие города: Брянск, Воронеж – куда легко добраться из Украины. Тогда это не создаст семьям будущих студентов материальных трудностей. Ведь в Россию стремятся поехать дети из малообеспеченных семей. Те, у кого есть деньги и кто недоволен учебой на Украине, будут стремиться скорее на Запад – в Канаду, в США, в Германию.Вообще всего выделяется 120 квотных мест – на Министерство образования и на организации соотечественников поровну. Но при министерстве существует постоянный недобор, поскольку оно отдает места школам без учета их интереса к обучению в России. В 2003 году они недобрали 20 процентов, эти места просто пропали. Обидно. А вот организациям соотечественников 60 мест не хватает, и мы просим изменить соотношение: пусть все места, которые останутся после Министерства образования, уходят к нам. Кроме того, министерство совсем не формирует запрос по специальностям, и получается, что дети едут учиться тем профессиям, которые на 90 процентов не смогут быть использованы на Украине. Или тем, которым они вполне могли бы научиться и здесь, – например, с техническими специальностями у нас все в порядке, в стране есть достаточно хорошие вузы. Другое дело – гуманитарные профессии.[b]Ольга ТИХОНОВА, начальник учебно-методического центра «Кохалон», Узбекистан[/b][b]– Чего вы ждете от программы «Московский аттестат», с какими сложностями сталкиваетесь в Узбекистане?[/b]– У нас трехлетний опыт работы с программой. В первый год люди ей не доверяли, речь шла не об отборе, а о призыве. Мы фактически заманивали людей. Потом сталкивались с рабочими проблемами. Например, если с русским языком было достаточно просто – мы нашли нужную литературу в местных библиотеках, то с обществознанием, которое в наших школах не преподается, был настоящий кошмар. Кроме того, далеко не у всех детей есть выход в Интернет. Однако сейчас на программу есть спрос. Он появился, когда «первые ласточки» вернулись домой с российскими аттестатами.Кроме того, обучение по программе русских школ объективно нужно тем, кто планирует учиться в России. Так, программа по русскому языку отличается на 40%. Вообще программа «Московский аттестат» позволяет нашим детям не зависеть от квот Министерства образования. Ведь Ташкент – столица, уровень образования у нас достаточно высок, и дети хотят иметь возможность самостоятельно выбирать вуз.Конечно, существуют технические накладки. Мне проблематично везти в Ташкент со случайными людьми учебники, CD-диски, оборудование. Было бы гораздо проще на месте распечатывать материалы с сайтов. Пусть не как основные учебники – это противоречит нашему законодательству, а как дополнительный раздаточный материал. Но нужно, чтобы они были на сайтах.