- Город

Переходнички, рубильнички и... пневмодрель

Парк «Остров Мечты» открыл свои двери для посетителей

Сергей Собянин рассказал о создании самого большого музыкального инструмента

Синоптики рассказали, когда в столицу придет потепление

«Виноват производитель сухого льда»: фармацевт о трагедии в бане

Гибель турецких военных в Сирии: почему Анкара воздерживается от прямых обвинений России

Роспотребнадзор назвал чаще всего подделываемый товар

«Это конец эпохи»: как иностранные СМИ отреагировали на уход Шараповой из тенниса

Путин рассказал, в какой момент отказался от двойника

Чем грозит закрытие сахарных заводов российской экономике

Степаненко впервые высказалась об отношениях с Петросяном после развода

«В ней мертво все»: Любовь Успенская раскритиковала Ксению Собчак

Меган Маркл официально выступила против Елизаветы II

Ученые определили самую устойчивую к раку группу крови

Кудрявцева прокомментировала пластические операции Пугачевой

Переходнички, рубильнички и... пневмодрель

“Вечерка” продолжает тему необычных музыкальных инструментов

Продолжая разработку темы необычных музыкальных инструментов, наш ведущий полосы “Попурри-мастер” Капитан Макс раскопал в истории и собственной памяти множество интересных фактов, характеризующих человечество как общность людей талантливых и склонных к гениальным музыкальным озарениям. [b]“Вечера” за верстаком[/b] Дрель была не электрическая, а пневматическая. И естественно, отечественного производства. Не знаю уж, намного ли дешевле было оснастить каждое рабочее место не электрическими, а именно пневматическими устройствами – ведь сжатый воздух тоже “на земле не валяется”. Его необходимо сначала куда-то закачать, потом сжать, потом подвести куда надо… Оставим пока экономическую составляющую на совести отечественной промышленности, но… Если схватить пневмодрель крепкой рабочей дланью (а таковая у меня была в юные годы), то вырывающиеся из-под ладони из всех маленьких щёлочек-дырочек и нестыковочек собранного на скорую руку корпуса струйки сжатого донельзя воздуха начинали издавать хорошо слышимый свист. Сжимаешь ладонь на ручке дрели сильнее, звук становится выше, немного отпускаешь – ниже. Одним словом, через некоторое время я научился “играть” на дрели “Подмосковные вечера”. Причём со стороны эти сжимания-разжимания видны абсолютно не были. Смотреть-слушать приходили из других цехов. Хотел было купить чёрный фрак и выйти с дрелью на мировую эстраду, но толковые люди в Госконцерте быстро объяснили, что таскать с собою на гастроли компрессор величиной со спальный вагон будет нерентабельно. Но именно тогда я понял, что играть можно на ЧЁМ УГОДНО! [b]Если бы ангел не покосился…[/b] Существует множество версий возникновения этого жеста – щелчка по горлу. Но правда такова: как известно, шпиль петербургской Петропавловской крепости увенчан фигурой ангела. До 1829 года он был неподвижным. Однажды, после сильного шторма, ангел покосился. Было принято решение сделать фигуру ангела вращающейся. Наподобие флюгера. Стали искать, кто бы смог осуществить это дело подешевле и без возведения громоздких лесов. Вызвался некий Пётр Телушкин. С помощью одной только верёвки ему удалось добраться до фигуры и всё наладить. За этот подвиг он получил право на бесплатную чарку водки во всех кабаках Петербурга. Чтобы утолить жажду, мастеру достаточно было щёлкнуть по клейму, которое, по преданию, ему поставили на правой стороне горла… Нас не интересует происхождение жеста, нас интересует звук, который получается, если молодецки, со всей силы, щёлкнуть себя по напряжённому сухому горлу. Я так и вижу орла Телушкина, который, приоткрывая рот чуть больше или меньше, исполняет на горле популярную плясовую мелодию. Откуда я знаю? Просто такой продвинутый и талантливый малый, как Пётр, не мог не обратить внимания на то, что высота звука, который издаёт “клеймо” при щелчке, каждый раз разная! И зависит от артикуляции. И Телушкин обязан был научиться этим пользоваться в музыкальном смысле. Научился же я “управлять” дрелью, хотя звёзд с неба не хватал и ангелов при помощи одной только верёвки не налаживал. А ему сам бог велел. Так, я думаю, родилось искусство игры на горле и впоследствии на зубах. Не говоря уже о свисте. [b]Гороховая симфония[/b] Однажды в Дании я присутствовал на конкурсе художественного свиста. В конце чествования победителей и вручения им внушительных призов, в том числе и денежных, все участники (около 40 человек) вышли на сцену и засвистали сложнейшую композицию. Специально написанную к этому случаю. Дирижировал автор. Такая мощь! К сожалению, в нашей глубоко погружённой в суеверные предрассудки стране именно свист не очень приживается. Разве только у футбольных судей и гаишников. А жаль – жанр потрясающий. В быту народ играет на пилах, ложках, бутылках, стаканах, расчёсках, стиральных досках, металлических бочках. А также на штучке, которую северные и среднеазиатские люди вставляют в зубы и делают “тынь-дынь”. А уж возможности человеческого тела просто бесконечны. Тут и пресловутые щелчки по горлу, кадыку, темени и надутым щекам. Тут и игра на зубах, и музыкальное создание вакуума между ладонями с последующим впусканием туда воздуха. Точно по принципу той моей дрели. Существуют даже мастера, воспроизводящие мелодию местом, уж совсем для этого не предназначенным. Для чего, собираясь на специальных конкурсах, поглощают перед выступлением громадные количества горохового супа. Правда, это не у нас, а на беспринципном Западе. Я лично не присутствовал, но читал и фотографии смотрел. Почему бы и нет, раз организм позволяет?! Как мы видим, человек научился извлекать музыку практически из всех частей тела: из головы, рук, даже ног… Мастера степа (чечётки) ухитряются выколачивать из пола не только сложнейший ритмический рисунок, но часто и мелодию. И дело тут не в специальных ботинках с металлическими набойками. Африканские чечёточники танцуют чуть ли не босиком, а мелодия всё равно присутствует – просто разные места стопы звучат по-разному. И, конечно, нельзя не вспомнить об уникальном музыкальном инструменте, при игре на котором практически звучит всё тело. [b]“Голос” из 20-го года[/b] Инструмент этот называется терменвокс. Его изобрёл русский инженер Лев Термен в 1920 году. Вы, наверное, обращали внимание, что если прикоснуться какой-либо частью тела к антенне телевизора или приёмника, то в динамике возникает некий звуковой фон. Это звучит ваше тело, меняющее своим электрическим потенциалом индуктивность прибора. Именно по этому принципу и работает терменвокс. “Голос Термена” – единственный в мире музыкальный инструмент, на котором можно играть, его не касаясь. Звук возникает не от касания, а только от движений рук исполнителя в пространстве перед двумя специальными антеннами. Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к антенне левой. При этом со стороны кажется, что звук возникает из ниоткуда. Научиться играть на “воксе” очень непросто, люди тратят долгие годы, но все труды искупаются совершенно фантастическим неземным звуком, сравниться с которым по прозрачности и чистоте может разве только хрустальный фужер. Говорит Игорь Скляров – руководитель единственного в своём роде трио из Новосибирска – ансамбля стеклянных инструментов “Хрустальная гармония”: – Однажды, проведя пальцем по гладкой стеклянной кромке хрустального бокала, я вдруг услышал необычный – нежный и поющий – звук. Я тронул следующий бокал: звук повторился, но уже другого тона. Если подобрать бокалы и отстроить их так, чтобы все вместе они составили своего рода хрустальную клавиатуру, то сыграть на ней можно что угодно – и каждая мелодия, современная или классическая, приобретёт особое, “хрустальное”, звучание. [b]CODA[/b] В исполнении “Гармонии” я слушал произведения Грига, Сен-Санса, Шуберта, Моцарта, Вивальди, Чайковского – поверьте, это настоящее волшебство. И что поразительно, на поверку оказалось – эти оригинальные музинструменты так же, как и щелчок по горлу, имеют отношение к культуре пития. Я не вижу тут какой-то многозначительной связи, но гордость за Россию охватывает. В новогодние праздники сатирик Михаил Задорнов неоднократно выступал с телеэкрана с фельетонами, воспевающими русскую смекалку и наш особый склад характера. А и правда! Это ведь мы от безысходности придумали играть на зубах и темени “чижика-пыжика”, а Чайковского – на бокалах для шампанского. А что могут противопоставить нам зажравшиеся ОНИ?! Разве только невразумительное воспроизведение псевдомузыки при помощи последствий неумеренного потребления горохового супа?! Виват, Россия! [b]ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ [i]Как вы относитесь к оригинальным музыкальным инструментам?[/i] Валерий ШАПОШНИКОВ, депутат Мосгордумы:[/b] [i]– Я знаю много необычных инструментов, среди которых есть и пила. Все они вызывают у меня живой интерес. Я, кстати, в свое время играл на басовой домре и на балалайке. На последней я успел выучить песню “Эй, ухнем!”, и на этом, увы, мое музыкальное образование закончилось.[/i]

Новости СМИ2

Виктория Федотова

«Вези меня, мразь» — 2: мода на скандалы в такси

Ольга Кузьмина  

Оскорбление и наказание: зачем американец обозвал Достоевского

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Что надо сделать перед вступлением в Великий пост

Сергей Хвостик

Видеоповтор в футболе: кому мешает VAR

Георгий Бовт

Разбить копилку: как потратят деньги ФНБ

Камран Гасанов

Путин и Эрдоган встретятся «на четверых»

Дарья Завгородняя

Чего бояться в високосном году

Солнечное угощение

Талантливый модельер строит успешный бизнес

Любимое варенье писателя

Больше читайте о разных странах и народах