В России начали выпуск автомобилей Lifan
ТЕ ВРЕМЕНА, когда отечественный автопром выживал исключительно благодаря тому, что предлагал свои изделия по принципу «…а зато у нас дешевле», проходят или уже прошли. Конечно, высококлассные автомобили иностранного производства попрежнему по карману далеко не всем, особенно в условиях кризиса. Однако уже появились первые ласточки, например, Daewoo Nexia и Renault Logan, продукцию которых можно приобрести по цене Lada Priora, а то и дешевле. И совсем скоро на рынке появится седан, специально созданный для России концерном Volkswagen. Его заявленная базовая стоимость – 10 000 евро, или, если по курсу, 410 тысяч рублей. Но есть и иная угроза тому, что осталось от нашей автомобильной промышленности. Это машины из Поднебесной.Собственно, они колесят по российским дорогам уже несколько лет, и с каждым годом их становится все больше и больше. Да, на первых порах их откровенно ругали за низкое качество сборки и комплектующих, за непроизносимые на русском языке имена, состоящие из цифр и аббревиатур. Но, во-первых, эти автомобили все равно находили и находят своих покупателей. А во-вторых, китайские автопроизводители стремительно учатся на своих и чужих ошибках.Не удалось договориться о строительстве собственных заводов? Не страшно: можно найти предприятие и на территории России, где и соберут, и покрасят. На одном из таких предприятий корреспонденту «ВМ» и довелось побывать на днях.В городе Черкесске шесть лет назад два местных энтузиаста-предпринимателя решили начать выпуск собственных внедорожников, созданных с нуля: на различных заводах за рубежом покупались детали подвески, двигатели, трансмиссия, а в Черкесске все это собирали. Правда, рынок вскоре задушил мелкосерийную сборку: отпускная цена оказалась ниже себестоимости. И тогда на этот завод пришли китайцы… К 2009 году почти в чистом поле выросло настоящее предприятие – несколько больших цехов, где осуществляется то же самое, что и на заводе VW в Калуге, – автопроизводство полного цикла. Из Китая присылаются комплектующие – детали кузова, двигатели, электрика, начинка салонов и т. п., здесь это на конвейере сваривают, здесь же красят (все делают люди и роботы) и собирают.И вот уже из ворот выезжает свеженький автомобиль – один из тех, на котором журналистской братии предстоит добраться из Черкесска до Домбая и обратно.Утро старта выдалось солнечным. Так что выбираю машину посветлее. Впрочем, это мало помогло: салон черный, причем кожаный (!). И это на автомобиле стоимостью менее 9000 евро… Но и это еще не все из того, что приятно удивило.Передняя панель со вставкой под дерево, причем вставкой весьма качественной. В базе – CD-магнитола (штатная) с возможностью проигрывания дисков в формате MP3 и считывания данных с USB-флешки. Два больших кругляша приборов – спидометр и тахометр – разделяет большой ЖК-дисплей трип-компьютера, на который в графическом изображении выводятся данные о расходе топлива, температуре двигателя, пробеге и т. п. Руль приятен на ощупь, его можно отрегулировать по высоте. Да и пластик панели тоже неплох.Единственное, от чего не уйдешь, – сильный фенольный аромат». Но ведь и на «жигулях» без него – никуда.А вот кресла неудобные.Короткое сиденье: колени «висят». А спинка как бы старается вытолкнуть тебя поближе к рулю. Чувствуется, что машину создавали под водителей среднего роста. Из-за этого и ремень безопасности коротковат. Зато – две подушки безопасности уже в базовой комплектации. И сзади просторно и довольно удобно: даже при сдвинутом до предела переднем кресле есть куда девать ноги. Спинка дивана складывается в отношении 40:60, о чем владельцы седанов отечественного производства все еще мечтают (к слову: на АвтоВАЗе всерьез полагают, что, если и надо перевезти длинномер, водитель может взять отвертку и спинку дивана просто снять – ничего, не развалится).Под капотом – двигатель 1,6 литра, который выпускается по лицензии Toyota – 106 л. с. Подтеков масла и прочих технических жидкостей (чем порой грешат новые авто отечественного производства) не заметно. Зато есть кондиционер.Багажник просторен (почти 400 литров), под жестким полом – полноразмерная запаска на литом диске.Дверные ручки – хромированные и под прямой хват. А на зеркалах – поворотники! Можно добавить, что зеркала подогреваемые и с электрорегулировкой. Плюс на всех дверях электростеклоподъемники.Ну что же, в путь? До Домбая – со всеми остановками – добрались за два часа с лишним, полюбовались на заснеженные вершины – и назад, в Черкесск.От этой поездки у меня осталось странное чувство. Мы проехали на китайских авто российской сборки около 300 километров – и как минимум не были разочарованы. Конечно, неизвестно, как поведут себя «китайцы» при длительной эксплуатации, при пробеге в 20 тысяч километров и более.Но уже сейчас представители компании пообещали появление более мощных 1,8-литровых двигателей, да еще и с вариатором; новые кресла, да еще и с подогревом; а еще на машине появится мультируль с кнопками управления. Китайцы готовы меняться в угоду рынку! И делают это за считанные недели.Теперь, сравнивая китайский седан и вершину отечественного автомобилестроения – ВАЗ-2170 «Приора», поневоле приходишь к очень печальному выводу. При равной цене топовых комплектаций два автомобиля отнюдь не равны по качеству и комфорту.Неужели последний гвоздь в гроб российского автопрома будет забит китайскими инженерами?