Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

У органа есть душа

Развлечения

[b]В отличие от этимологов наш ведущий музыкальной полосы Капитан Макс уверен, что слова: «органично», «организовывать», «организация» – произошли непосредственно от названия уникального, величественного, стройно звучащего музыкального инструмента, в котором множество труб приведено в логичное умное согласие.[/b]В сентябре 1931 года экспедиция английского археолога Сесила Ферса занималась поисками прохода в гробницу фараона III династии Джосера. По предположениям Ферса, основанным на долголетнем изучении исторических материалов, гробница могла помещаться под западным крылом знаменитой на весь мир Ступенчатой пирамиды, расположенной в местечке Саккара, неподалёку от древнего Мемфиса. Шла третья неделя раскопок, и наконец рабочие отрыли нечто вроде заваленного камнями входа. Когда исследователи проникли внутрь, они обнаружили уходящий вниз коридор, заканчивающийся большой каменной дверью, на которой выделялись несколько иероглифов, содержащих предостережение грозного Анубиса – божества с телом человека и головой шакала: вошедшему – немедленная смерть! Объятые суеверным ужасом, местные, нанятые Ферсом рабочие, категорически отказались идти дальше. Только после долгих уговоров и обещания неслыханного вознаграждения несколько смельчаков всё-таки приступили к открыванию двери. Через день каменная плита распахнулась, и оттуда из темноты раздался низкий угрожающий рык.«Анубис, Анубис!» – закричали рабочие. Звук был такой душераздирающий, что все, включая и меня, зажав уши, опрометью бросились наружу», – писал позже Сесил Ферс в своих дневниках.Непрерывный вой, раздававшийся на все окрестности, всё продолжался. Ни один зверь или божество не могли производить такой звук. Когда Ферс с двумя помощникамиевропейцами всё-таки снова спустился в коридор, им в лицо ударил плотный поток воздуха. Современные печники назвали бы это хорошей тягой.Так и оказалось. Распахнув дверь, археологи как бы открыли некий клапан, и мощный сквозняк, запланированный строителями пирамиды 4000 лет назад, пройдя через хитроумные воздуховоды, превратился в устрашающий «голос Анубиса».А «ход к гробнице» кончался тупиком и оказался ложным. Древние египтяне так часто делали, чтобы запутать возможных расхитителей гробниц.[b]Король музыки[/b]К чему бы эта историческая реминисценция? А к тому, что пропускание потока воздуха через отверстие определённой конфигурации с извлечением соответствующего звука могло положить (а может быть и положило) начало пониманию принципа «свистка», или флейты. Что и предшествовало появлению целой плеяды основополагающих духовых инструментов, основанных на «флейтовской» системе образования звука. Ведь именно в этом «семействе» появился на свет Его Величество Орган! Ни один музыкальный инструмент в мире не даёт такого богатого, а порою и фантастического звучания, такого всеобъемлющего пафоса в самом лучшем смысле этого слова. Не зря орган называют «королём инструментов». Кроме этого, «король» – самый большой музыкальный инструмент по размеру. Он состоит из набора труб (деревянных и металлических) разных размеров и пневматической системы (воздухонагнетающего устройства и воздухопроводов), заключенных в общий корпус, а также кафедры управления. Помимо ручных (мануал) и ножных (педаль) клавиатур, на кафедре управления сосредоточены рукоятки различных рычагов, служащих для соединения между собой клавиатур включения регистров и устройств, усиливающих и ослабляющих звучание. Звук образуется при прохождении воздуха, нагнетаемого мехами, через «свистковые» отверстия и усиливается расширяющимися к концу трубами.[b]Царь-орган[/b]Но сначала в III веке до нашей эры появился водяной орган – гидравлос. Его изобретение приписывается египетскому мастеру Ктесибию из Александрии.Гидравлос был достаточно мощным инструментом. Необходимое давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось в нем столбом воды. Гидравлос использовался греками и римлянами на ипподромах, в цирках, а также для сопровождения языческих мистерий, звук у него был необычайно сильным и пронзительным. А в первые века христианства водяной насос был заменен воздушными мехами. Это позволило увеличивать размеры труб, доводя их количество в органе до десятков тысяч.По поводу того, какой из органов можно считать самым большим, мнения расходятся.Но по количественно-качественным показателям чемпионом всё-таки признан гигантский, поражающий воображение инструмент, построенный в американском городе Атлантик-Сити в 1930 году. Этот орган имеет 7 мануалов (клавиатур), 33 112 труб – это более чем, например, в 15 (пятнадцати) органах Малого зала Московской консерватории вместе взятых... И в четыре с половиной раза (!) больше, чем БУКВ В ЭТОЙ СТАТЬЕ. Кафедра (консоль) органа выглядит как кабина пилота космического корабля из фантастического боевика – на ней 729 разноцветных управляющих рычажков, 168 кнопочек под клавиатурами, 42 ножных пистона (управляющие кнопки, на которые надо нажимать ногами). По мощи звучания орган равен 25 большим духовым оркестрам, а весит около 300 тонн...Однако воспользоваться в полной мере всеми возможностями этого шедевра органостроения сейчас не удаётся. Самый большой в мире орган схож с самой большой пушкой и самым большим колоколом: та не стреляет, тот не звонит, орган практически не играет. Его необходимо настраивать непрерывно, и пока настраивается одна часть, другая в это время как раз расстраивается.[b]Надо строить позитивно![/b]Историческая судьба органов в России складывалась поразному. До XVII века инструменты, которые русскими именовались «варганами», попадали к нам, как правило, из Византии, а позже из Европы.Это были так называемые ПОРТАТИВЫ – компактные аппараты, при игре на которых исполнитель сам накачивал воздух в инструмент. Варганы использовались скоморохами для развлечения знати, на пирах, на дворцовых гуляньях. При достославном царе Алексее Михайловиче часто устраивались органные потехи. Однако во времена его царствования произошел один из трагических актов в истории органа на Руси (издание запретительной противоскоморошьей грамоты 1648 г.), когда примерно две тысячи инструментов были собраны, отвезены на подводах в Замоскворечье и сожжены. А первый стационарный орган – ПОЗИТИВ (от лат. роsitum – поставленный) – был построен в Москве в католическом соборе, обслуживающем иностранных «специалистов», которых Пётр I приглашал ко двору в больших количествах.Долгое время потом большие органы у нас не строились. Препятствовала Православная церковь. Орган считался атрибутом чуждой религии, и только в двадцатом веке вместе с присоединением западных республик, СССР обзавёлся несколькими приличными инструментами. В том числе и замечательным органом в Домском соборе в Риге.[b]P.S.[/b] 1984 год. Готическая Рига! Радостный, просветлённый, только что отслушавший фугу Баха, исполненную на самом большом в СССР органе, на волнах эйфории я «плыву» по переулку, отходящему от площади Домского собора.Брюки у меня чехословацкие, полуботинки болгарские, курточка гэдээровская – в общем, красота такая, что глаз не отвести. Подходят мужчина с женщиной. Неопрятные, бездуховные. Явно приезжие изпод Саратова: «Не подскажете, где тут универмаг?.. Я, на нервной почве с «рижским акцентом», – чистую правду: Нэ зна-а-ю!» Они, вполголоса с плохо скрываемой злобой: «У-у, националисты проклятые!»[b]CODA:[/b] [i]Я не склонен к мистике, но вот что думаю: те слова (иероглифы), выбитые на «двери» строителями Ступенчатой пирамиды в качестве «обещания» неотвратимой и жестокой смерти для незваных пришельцев, не были просто обещаниями. За вскрытие гробниц в те времена действительно полагалась скорая и страшная смерть. А та открытая (или отрытая) в пирамиде циклопическая «сирена» – прообраз органа – могла играть роль своеобразной сигнализации. Услышав «голос Анубиса», раздающийся из-под какого-либо угла пирамиды, стража, которая в те времена дежурила при каждом подобном артефакте, могла тут же задержать грабителей, как бы сейчас сказали, «на месте преступления».Задержать и незамедлительно привести приговор в исполнение. Система срабатывала быстро, надёжно – без всяких там мораториев, адвокатов и присяжных. И никакой мистики! Одна прагматика![/i]

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.