У органа есть душа
[b]В отличие от этимологов наш ведущий музыкальной полосы Капитан Макс уверен, что слова: «органично», «организовывать», «организация» – произошли непосредственно от названия уникального, величественного, стройно звучащего музыкального инструмента, в котором множество труб приведено в логичное умное согласие.[/b]В сентябре 1931 года экспедиция английского археолога Сесила Ферса занималась поисками прохода в гробницу фараона III династии Джосера. По предположениям Ферса, основанным на долголетнем изучении исторических материалов, гробница могла помещаться под западным крылом знаменитой на весь мир Ступенчатой пирамиды, расположенной в местечке Саккара, неподалёку от древнего Мемфиса. Шла третья неделя раскопок, и наконец рабочие отрыли нечто вроде заваленного камнями входа. Когда исследователи проникли внутрь, они обнаружили уходящий вниз коридор, заканчивающийся большой каменной дверью, на которой выделялись несколько иероглифов, содержащих предостережение грозного Анубиса – божества с телом человека и головой шакала: вошедшему – немедленная смерть! Объятые суеверным ужасом, местные, нанятые Ферсом рабочие, категорически отказались идти дальше. Только после долгих уговоров и обещания неслыханного вознаграждения несколько смельчаков всё-таки приступили к открыванию двери. Через день каменная плита распахнулась, и оттуда из темноты раздался низкий угрожающий рык.«Анубис, Анубис!» – закричали рабочие. Звук был такой душераздирающий, что все, включая и меня, зажав уши, опрометью бросились наружу», – писал позже Сесил Ферс в своих дневниках.Непрерывный вой, раздававшийся на все окрестности, всё продолжался. Ни один зверь или божество не могли производить такой звук. Когда Ферс с двумя помощникамиевропейцами всё-таки снова спустился в коридор, им в лицо ударил плотный поток воздуха. Современные печники назвали бы это хорошей тягой.Так и оказалось. Распахнув дверь, археологи как бы открыли некий клапан, и мощный сквозняк, запланированный строителями пирамиды 4000 лет назад, пройдя через хитроумные воздуховоды, превратился в устрашающий «голос Анубиса».А «ход к гробнице» кончался тупиком и оказался ложным. Древние египтяне так часто делали, чтобы запутать возможных расхитителей гробниц.[b]Король музыки[/b]К чему бы эта историческая реминисценция? А к тому, что пропускание потока воздуха через отверстие определённой конфигурации с извлечением соответствующего звука могло положить (а может быть и положило) начало пониманию принципа «свистка», или флейты. Что и предшествовало появлению целой плеяды основополагающих духовых инструментов, основанных на «флейтовской» системе образования звука. Ведь именно в этом «семействе» появился на свет Его Величество Орган! Ни один музыкальный инструмент в мире не даёт такого богатого, а порою и фантастического звучания, такого всеобъемлющего пафоса в самом лучшем смысле этого слова. Не зря орган называют «королём инструментов». Кроме этого, «король» – самый большой музыкальный инструмент по размеру. Он состоит из набора труб (деревянных и металлических) разных размеров и пневматической системы (воздухонагнетающего устройства и воздухопроводов), заключенных в общий корпус, а также кафедры управления. Помимо ручных (мануал) и ножных (педаль) клавиатур, на кафедре управления сосредоточены рукоятки различных рычагов, служащих для соединения между собой клавиатур включения регистров и устройств, усиливающих и ослабляющих звучание. Звук образуется при прохождении воздуха, нагнетаемого мехами, через «свистковые» отверстия и усиливается расширяющимися к концу трубами.[b]Царь-орган[/b]Но сначала в III веке до нашей эры появился водяной орган – гидравлос. Его изобретение приписывается египетскому мастеру Ктесибию из Александрии.Гидравлос был достаточно мощным инструментом. Необходимое давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось в нем столбом воды. Гидравлос использовался греками и римлянами на ипподромах, в цирках, а также для сопровождения языческих мистерий, звук у него был необычайно сильным и пронзительным. А в первые века христианства водяной насос был заменен воздушными мехами. Это позволило увеличивать размеры труб, доводя их количество в органе до десятков тысяч.По поводу того, какой из органов можно считать самым большим, мнения расходятся.Но по количественно-качественным показателям чемпионом всё-таки признан гигантский, поражающий воображение инструмент, построенный в американском городе Атлантик-Сити в 1930 году. Этот орган имеет 7 мануалов (клавиатур), 33 112 труб – это более чем, например, в 15 (пятнадцати) органах Малого зала Московской консерватории вместе взятых... И в четыре с половиной раза (!) больше, чем БУКВ В ЭТОЙ СТАТЬЕ. Кафедра (консоль) органа выглядит как кабина пилота космического корабля из фантастического боевика – на ней 729 разноцветных управляющих рычажков, 168 кнопочек под клавиатурами, 42 ножных пистона (управляющие кнопки, на которые надо нажимать ногами). По мощи звучания орган равен 25 большим духовым оркестрам, а весит около 300 тонн...Однако воспользоваться в полной мере всеми возможностями этого шедевра органостроения сейчас не удаётся. Самый большой в мире орган схож с самой большой пушкой и самым большим колоколом: та не стреляет, тот не звонит, орган практически не играет. Его необходимо настраивать непрерывно, и пока настраивается одна часть, другая в это время как раз расстраивается.[b]Надо строить позитивно![/b]Историческая судьба органов в России складывалась поразному. До XVII века инструменты, которые русскими именовались «варганами», попадали к нам, как правило, из Византии, а позже из Европы.Это были так называемые ПОРТАТИВЫ – компактные аппараты, при игре на которых исполнитель сам накачивал воздух в инструмент. Варганы использовались скоморохами для развлечения знати, на пирах, на дворцовых гуляньях. При достославном царе Алексее Михайловиче часто устраивались органные потехи. Однако во времена его царствования произошел один из трагических актов в истории органа на Руси (издание запретительной противоскоморошьей грамоты 1648 г.), когда примерно две тысячи инструментов были собраны, отвезены на подводах в Замоскворечье и сожжены. А первый стационарный орган – ПОЗИТИВ (от лат. роsitum – поставленный) – был построен в Москве в католическом соборе, обслуживающем иностранных «специалистов», которых Пётр I приглашал ко двору в больших количествах.Долгое время потом большие органы у нас не строились. Препятствовала Православная церковь. Орган считался атрибутом чуждой религии, и только в двадцатом веке вместе с присоединением западных республик, СССР обзавёлся несколькими приличными инструментами. В том числе и замечательным органом в Домском соборе в Риге.[b]P.S.[/b] 1984 год. Готическая Рига! Радостный, просветлённый, только что отслушавший фугу Баха, исполненную на самом большом в СССР органе, на волнах эйфории я «плыву» по переулку, отходящему от площади Домского собора.Брюки у меня чехословацкие, полуботинки болгарские, курточка гэдээровская – в общем, красота такая, что глаз не отвести. Подходят мужчина с женщиной. Неопрятные, бездуховные. Явно приезжие изпод Саратова: «Не подскажете, где тут универмаг?.. Я, на нервной почве с «рижским акцентом», – чистую правду: Нэ зна-а-ю!» Они, вполголоса с плохо скрываемой злобой: «У-у, националисты проклятые!»[b]CODA:[/b] [i]Я не склонен к мистике, но вот что думаю: те слова (иероглифы), выбитые на «двери» строителями Ступенчатой пирамиды в качестве «обещания» неотвратимой и жестокой смерти для незваных пришельцев, не были просто обещаниями. За вскрытие гробниц в те времена действительно полагалась скорая и страшная смерть. А та открытая (или отрытая) в пирамиде циклопическая «сирена» – прообраз органа – могла играть роль своеобразной сигнализации. Услышав «голос Анубиса», раздающийся из-под какого-либо угла пирамиды, стража, которая в те времена дежурила при каждом подобном артефакте, могла тут же задержать грабителей, как бы сейчас сказали, «на месте преступления».Задержать и незамедлительно привести приговор в исполнение. Система срабатывала быстро, надёжно – без всяких там мораториев, адвокатов и присяжных. И никакой мистики! Одна прагматика![/i]