Форт Боярд на Рузском море
[b]Они были всегда, такие дети. Раньше о них говорили просто – «трудные подростки». И добавляли: мол, трудные они потому, что им трудно жить.[/b] Сегодня их принято называть «дети с девиантным поведением». Но разве суть в словах? Они были всегда – и будут, наверное, всегда – такие дети. Которым трудно жить. Как их ни назови. Вы можете спросить: а кому нынче легко? И будете правы.…Как это удобно и легко: быть взрослым и быть – правым! Они – не вписавшиеся в социум. «Их не любят даже в специальных интернатах, поэтому всегда охотно отдают нам. А нам кажется – нормальные ребята», – говорят в центре реабилитации трудных подростков «Вдохновение».[b]Дорога к дому. И к храму[/b]Дорога в центр реабилитации для детей с девиантным поведением неблизкая – два часа по ухабам на машине. Зато есть время подумать.Какие они, трудные подростки? Да, собственно, такие же, как всегда. Настороженный колючий взгляд, угрюмое молчание, показная бравада, напускная веселость, шквал ругательств. Им неинтересно учиться, для них не существует авторитетов, родители не играют никакой роли, а все общепринятые нормы и стандарты не ставятся в грош.Такие есть почти в каждом классе, каждом дворе. Они – виновники всех хулиганств и преступлений, вечно подозреваемые и вечно виноватые. Мы не понимаем их и боимся, и стараемся исправить, сделать «нормальными».Думая о реабилитации маленьких разбойников, представляешь себе казармы, строгих воспитателей и ежедневные сеансы у психолога. И заведомый провал подобных методов. Но как еще работать с такими детьми, вообразить сложно. В лучшем случае припоминаешь фильм «Пацаны», но кино – это кино, а жизнь – это жизнь……Машина наконец-то подъезжает к селу Никольское-Гагарино Рузского района, где и находится центр реабилитации «Вдохновение». Начинается знакомство с центром с храма. Подростки в храм приходят не все и не всегда, их никто не неволит…Но приходят все-таки. Вот и сейчас на службе – пять мальчишек. Крестятся неумело, но старательно.Служит в храме отец Илья Дорогойченко – человек, который создал и ведет центр уже на протяжении восьми лет. Каждые полтора месяца сподвижники отца Ильи объезжают школы и детские дома, рассказывают о своей программе и просят «отдать» им ненадолго мальчишек с трудным поведением.Учителя соглашаются охотно. И вот таким образом ребята и оказываются в Подмосковье в стороне Рузского водохранилища в Центре священника Ильи Дорогойченко «Вдохновение».[b]Вслед за сталкером[/b]В первый же день ребят ведут на экскурсию по дому и рассказывают местные правила. Их новое жилище походит на русский Форт Боярд: лужайка в Подмосковье за решетчатым забором, дом снаружи не отличить от обычного загородного пансионата, но внутри – настоящий замок.Открывается тяжелая дубовая дверь с огромным засовом, и попадаешь в сказку.Большой перистый попугай ворчит в клетке. Плавают рыбы и черепахи в лазурных аквариумах. В печах пекутся пироги причудливых форм. По стенам самодельные венки из цветов, что делает жена священника отца Ильи Дорогойченко, расшитые полотенца. С одной стороны странная комната, в которой с потолка свисают десятки канатов, с другой – подозрительная анфилада дубовых дверей с увесистыми замками, а в середине стоит машина со сдутыми колесами, явно собранная своими руками.Педагогов в центре называют сталкерами. Они выполняют роль проводников, точно как у Тарковского. Сталкеры никого не учат, не наставляют – они просто показывают путь. И за ними идут. Потому что без сталкера в центре ничего не понять.Сталкеры показывает пример – все на собственном примере, на личном контакте! Сумеешь стать для подростка авторитетом, заинтересовать, «завести» – тогда пойдет дело на лад.Отец Илья говорит с ними на их языке, предлагая заниматься интересными прежде всего для них делами. Созывает на «тусовку» (общий совет) или пригоняет старую машину, чтобы ребята вместе с мастерами могли ее разобрать, а из деталей сделать гоночный карт. Это интересно, а в процессе можно выучить и строение машин, и законы физики, и научиться работе в команде, и, главное, подружиться – как друг с другом, так и с мастерами.В Центре время расписано по минутам, один план увлекательнее другого, одна цель желаннее другой. У подростков полная свобода, им ничто не запрещается. В центре не принято курить, пить и хулиганить. Но запретить этого никто не в состоянии. Просто – не принято. Есть вещи поинтереснее.– Когда подросток никому не нужен, он злобится, бродяжничает, творит беззаконие, в нем все клокочет, и тут ничего нельзя поделать, – говорит отец Илья. – И вот у нас и возникла идея создать среду, внутри которой за счет яркого переживания или впечатления смещается угол зрения, и подросток очищается от тех кошмарных мыслей, которые его наполняют. Он как будто заново видит мир и то хорошее, что в нем есть. Человек может в одну секунду возненавидеть весь мир, либо в одну секунду может исцелиться. Чтобы обеспечить эту секунду, мы создаем уютную и небанальную, я бы сказал, интересную атмосферу, потому что самое главное в жизни человека – увлеченность. Потеря адекватности на самом деле есть потеря увлеченности.[b]Маленькая модель большого мира[/b]– Такие ребята, как правило, очень меркантильны, – рассказывает Алеся Стешец, старший воспитатель, в центре ее называют сталкером. – И мы ловим их на крючок всем тем, чего им больше всего хочется – компьютерами, мобильниками. Дети не уезжают от нас с пустыми руками, но чтобы получить все это, им нужно потрудиться. На пути к цели мы в игровой форме пытаемся привить простые человеческие ценности, обучить необходимым в жизни навыкам и знаниям. Наш центр – маленькая модель большого мира.Подросткам говорят: хочешь ноутбук? Вот он лежит в магазине, заработай и купи. Как заработать? На втором этаже, за дубовыми дверями, куча мастерских, выбирай любую – можно рисовать, выжигать по дереву, паять, собирать машины, кормить животных на ферме. Сделал – давай мы поможем тебе продать, получишь местную валюту («условные единицы центра»), на которую в местном магазине можно купить все, что захочешь.Дети знают, что работа в мастерских приближает их к приобретению мобильного или ноутбука и начинают стремиться работать. Чтобы попасть в мастерские, им надо открыть те самые дубовые двери с чугунными замками, что со скрипом отодвигаются сами, как только дети все вместе правильно выполнят задание.Задания самые разные – выучить стихотворение, ответить на вопрос. К примеру: «Как Фили изменили жизнь в России?» Услышав вопрос, подростки хихикают, вспоминают мороженое «Фили», но попасть в мастерские хочется, и приходится думать. Бегают по дому, ищут книжки, задают вопросы… А потом бегут к двери, всей гурьбой старательно пересказывают полученную информацию.Сталкер незаметно вкладывает пульт в рукав, жмет на кнопку, дверь открываются, и дети прорываются в мастерские. Нет учителя и ученика, есть живой процесс, при котором дети, сами того не замечая, гонятся за знаниями.[b]Иногда они возвращаются[/b]Эта ролевая игра в стенах русского Форт Боярда длится для ребят около полутора месяцев. Каждый день для них разный, но весь процесс идет вокруг одной идеи. А идея, как говорит отец Илья, такова: «В нашем центре я хочу восполнить те пробелы, которые образовались в душе из-за катастрофы, в которую попал ребенок. Восстановить – значит согреть какую-то часть души, дать человеку то, что ему нужно».Навязывать что-то подросткам бессмысленно, им нужно одно – снова увлечься жизнью. Поэтому центр и оборудован, как Форт Боярд, чтобы там было действительно интересно – сокровищницы, карты, зал советов, канаты с потолка, машины, животные, старинные деревянные парты с чернильницами, библиотека… Все это хорошо, но это – сказка, модель мира, как было уже сказано. А как же эти детям потом возвращаться из сказочного центра обратно, в детский дом или неблагополучную семью? Возвращаться, конечно, сложно, но в беспросветной жизни «сложного» ребенка появляется точка опоры. Место, куда можно вернуться, где друзья, где всегда ждут и рады. Воспоминание об увлекательной жизни, которое, возможно, и станет мотивом, чтобы изменить жизнь настоящую.[b]Выслушай меня![/b]…Мы не будем называть имена этих детей, ведь у них впереди еще целая жизнь. Поэтому без имен.В центре к чаю подают вкусные булки, если приглядеться – каждая разной формы. Готовит пироги для гостей молодой человек В.Когда-то из детского дома он попал к отцу Илье на реабилитацию. Попал и остался. Сначала в роли подопечного, теперь сам работает здесь. Поварами, кстати, мечтают стать почти все детдомовские дети. Понятно почему, да? Не надо объяснять? Потому что им всегда хотелось кушать…И все же будем реалистами– а здесь, в центре, все реалисты: особой надежды на то, что реабилитация в центре навсегда изменит жизнь ребят в лучшую сторону, ни у кого нет. Тем большее счастья для отца Ильи и его сталкеров любая добрая весточка от ребят, которые прошли когда-то через центр. Кто-то поступает в институт, и сталкеры по вечерам добровольно готовят своих друзей к экзаменам, кто-то женится и присылает в центр приглашения на свадьбу, кто-то рожает детей и приносит их в храм к отцу Илье крестить. Каждая положительная мелочь в центре – драгоценность.Я была невольной свидетельницей: два мальчика идут по коридору, ругаются. Один, вскидывая руки, выкрикивает что-то другому. Замираю, ожидая услышать трехэтажный мат, но раздается: – Будь любезен, выслушай меня!…Может быть, это самые первые в его жизни нормальные, человеческие слова? Недевиантные.Уезжаем из центра – и снова только бесконечное шоссе и пробки на подъезде к Москве. Впрочем, долгая дорога снова кстати: есть возможность вспомнить путь туда, свои вопросы и догадки. Уезжаю я снова с вопросами, но уже с другими.Мальчик из детдома, Сережка, хулиган хулиганом, все полтора месяца в центре не вылезает из конюшни – ухаживает за лошадьми, доит коров, чистит денники. Миша и Вова, забыв о дворовой жизни, только и мечтают вырваться под Рузу и заняться любимым делом – картингом. И многие-многие другие…Но сколько еще осталось? И сколько их, таких, еще будет? Вопрос навсегда остается открытым, на него каждый раз придется отвечать по-новому и никогда не будет ответа окончательного и бесповоротного.Потому что завтра сюда придут другие мальчишки. И все начнется сначала.[b]СПРАВКА «ВМ»[i]Распорядок дня в реабилитационном центре «Вдохновение»[/i]8.00[/b] Подъем[b]8.00–9.00[/b] Зарядка ([i]йога или футбол[/i])[b]9.00–9.30[/b] Завтрак ([i]в приготовлении еды участвуют дети[/i])[b]9.30–10.15[/b] «Священный совет», зал сокровищ – занятие по программе «Этика и нравственность»[b]10.15–11.15[/b] «Зал гармонии и мудрости» – развитие логики и творческого подхода[b]11.15–13.15[/b] Занятие в мастерских ([i]художественная, автомастерская, резьба по дереву[/i])[b]13.30–14.00 [/b]Обед[b]14.00–15.00 [/b]Отдых, спокойные игры, работа за компьютером[b]15.00–16.30[/b] Спорт[b]16.30–16.45[/b] Полдник[b]16.45–17.30 [/b]Общеобразовательные дисциплины[b]17.30–18.00[/b] «Зал тайн и открытий» – расширение восприятия и коммуникабельности[b]18.00–19.00[/b] Программы «Сценическое творчество», «Музыка», «Любимое ремесло»[b]19.00–19.30 [/b]Ужин[b]19.30–21.30 [/b]Костер ([i]время семейного общения, просмотр кинофильма с обсуждением, личное время[/i])[b]22.00[/b] Отбой[b]СТАТИСТИКА «ВМ»[/b]- В России около 500 тысяч неблагополучных семей.- 50 тысяч детей ежегодно лишаются по закону родителей из-за насилия в семье.- 685 тысяч детей живет без попечения родителей. Половина из них – сироты при живых мамах и папах.- 60 тысяч детей находятся в федеральном розыске. Половина была вынуждена сбежать из дома.- 22 подростка на каждые 100 тысяч заканчивают жизнь самоубийством. По мировой практике такая статистика указывает на чрезвычайную ситуацию в обществе.[b][i]По данным МВД, Генпрокуратуры и Всемирной организации здравоохранения[/i][/b][b]СЛОВАРЬ «ВМ»[/b][i]Девиантное поведение бывает двух видов – когда происходит отклонение от норм психического здоровья, явная или скрытая психопатология или просто антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные нормы, особенно правовые. Дети с девиантным поведением не могут адаптироваться, войти в процесс социализации, в их базовой информационной системе нет понимания «кто я, какой я, где я», нет ощущения пространства и времени, своего места.[/i]