- Город

Басист - это что-то вроде национальности

Надеть маски. Нарушителей ждет большой штраф

Фитнес переезжает из душных спортзалов на крышу

Школы Москвы начнут учебный год в очном формате

Социальные работники получили 8 миллиардов рублей за работу в период пандемии

«Второй пакт Молотова — Риббентропа»: политологи назвали истинную причину ненависти Польши к РФ

Профессор МГУ оценил опасность частых КТ-исследований из-за COVID-19

Определен размер средней зарплаты в России за последний год

«В России легче, чем в Европе»: как итальянец развил бизнес в Москве в разгар пандемии

Адвокат Соколова объяснил, почему решил защищать в суде вдову рэпера Картрайта

«По 500 тысяч долларов»: Пригожин рассказал о гонорарах Егора Крида

Отельеры Турции оценили стоимость летнего отдыха для россиян

Как россияне покупают «золотые паспорта» и сколько это стоит

Рошаль оценил эффективность борьбы с COVID-19 в России

«Озноб, температура»: профессор РАН назвал признаки укуса энцефалитного клеща

Финансист ответил на слова Собчак об «идиотах» со сбережениями в рублях

Пожилых и людей с хроническими заболеваниями предостерегли от путешествий из-за COVID-19

Басист - это что-то вроде национальности

Дочь контрабаса – бас-гитара – Культуру двигает вперёд

Наш ведущий музыкальной полосы «Попурри-мастер» Капитан Макс выступил с инициативой: организовать серию прозаических поэм об основных музыкальных инструментах и о людях, на них играющих. В этом смысле мы имеем четыре позиции: соло-гитара, бас-гитара, клавишные и барабаны. Капитан предложил начать с самого, по его мнению, «незаметного» инструмента – с баса. Что ж – семь футов Максу под киль! Неблагодарная профессия Что такое бас-гитара? Каковы её функции? Даже Пол Маккартни – басист из «Битлз» – неоднократно с улыбкой вспоминал, что когда они только начинали, то много спорили, зачем нужен бас и как на нём правильно играть. К нам бас-культура пришла ещё позже, но сегодня в России уже есть специальные учебные заведения, которые готовят басистов. Есть также учебные пособия, эстрадные и джазовые школы. И, конечно, музыканты, которые потрясающе играют и обзаводятся уже не только классическими четырёхструнными инструментами, но и пяти- и даже шестиструнными. А недавно в городе зафиксировано появление двенадцатиструнного «гуслеобразного» агрегата, произведённого в Штатах для тех, кто беспрерывно расширяет свои и чужие горизонты. Для этой статьи я честно отобрал четырёх московских басистов, чью игру считаю образцовой. Обзвонил друзей-музыкантов, и список пополнился ещё тремя фамилиями. Но вдруг понял – всё равно не удастся представить всех достойных, да ещё с фотографиями, да ещё с краткой биографией. А потому принял решение похвалить всех. Всех людей, кто в нашей стране занимается этим не совсем благодарным делом. За границей запросто можно стать известным и хорошо обеспеченным бас-гитаристом – например, таким как Пасториус, Виктор Вутен или Ришар Бона. А у нас – увы. У нас про басистов, которые не поют, а только играют, злые беспринципные люди говорят так: «Непоющий басист – паразит на теле коллектива». Тот, кто не является фронтменом, не стоит на переднем плане в свете прожекторов, срывая цветы поклонения, в России человеком не считается. А наши басисты как раз всегда отираются где-то сзади, в районе ударной установки, и выходят на авансцену только на поклон, или когда играют соло. В общем, со стороны они смотрятся подсобными рабочими, идущими по лёгкому пути: меньше струн – играть проще. И злые, беспринципные люди даже придумали такой анекдот: «Однажды к одному знаменитому бас-гитаристу пришёл человек: – Извините, вы не даёте уроки? – Даю: сто долларов – час! – А можно прямо сейчас полчаса за пятьдесят? – Можно! Вот зажмите указательным пальцем левой руки этот лад, а указательным пальцем правой играйте под метроном по этой струне одну и ту же ноту «ми» вот так: «Ми, ми, ми, ми…» – Человек играет, старается. – Хорошо! А теперь усложним, играйте «ми», «соль», «ми», «соль», «ми», «соль»… – Человек играет. – Всё, время закончилось! Жду вас завтра в шесть. – Проходит полгода. Звезда случайно встречает своего ученика: – Куда же вы подевались, не звоните, пропали? – Извини, старичок, халтуры замучили!» На самом деле каждый музыкант знает, какую большую роль бас играет в общей звуковой картинке. А немузыкант может легко проверить это утверждение, убрав на любом проигрывающем устройстве низкие частоты. Тот комариный неубедительный писк, который он услышит, даст представление о том, как бы всё звучало, не будь баса. Так что зря обыватели считают этот инструмент не совсем полноценным, а людей, на нём играющих, неудачниками, которым не удалось овладеть чем-нибудь стоящим. И правильно поступил басист «Машины времени» Александр Кутиков, когда однажды после концерта в Омске на вопрос забежавшего в гримёрку лохматого местного парня: «Ты, что ли, бас-гитара?!» – с достоинством отрезал: «Я – человек!» Психологический барьер Когда я со страшной силой отдавал воинский долг на Дальнем Востоке, местным командованием неожиданно было принято грозное решение создать военный эстрадный коллектив. Для развлечения скучающих офицеров и игры на танцах в деревне Барановке. Меня, естественно, определили на барабаны, а басистом был поставлен мой земляк Володя, по слухам, недели две игравший до армии в заводской группе. В «сколоченном» наспех ансамблике я, конечно, не молчал о своём славном прошлом. Наоборот – растрепался на все гарнизоны, что раньше играл в «Машине времени» и в андеграундовой группе «Второе дыхание», где тогда на невиданной дотоле безладовой бас-гитаре подвизался гремевший на всю Москву Коля Ширяев. Поэтому солдат Володя, к этому времени уже сляпавший себе из подручных материалов военную бас-гитару, за неимением под рукой своего кумира Ширяева обращался за советом прямо ко мне: «А как Коля играет – медиатором или пальцами? А двумя пальцами или четырьмя? А четырьмя пальцами в одну сторону или в обе?» Я и сейчас-то не особенно разбираюсь в басовой технике, а тогда вообще ничего не понимал. Но чтобы поддержать реноме, на все его вопросы отвечал многозначительными кивками или разными глупостями вроде: «Каждый палец левой руки должен соответствовать определённому пальцу руки правой!» Володя честно внимал и уходил в кочегарку заниматься. На танцевальной программе, с которой мы блистали в Барановке, эти мои издевательства над творческим потенциалом Володи никак не отражались. Правда, он стал играть заметно ровнее. Гром грянул, когда для поддержания воинского духа в наш Дом офицеров пожаловал столичный ансамбль «Весёлые ребята». После концерта Володя подошёл к надутому волосато-усатому бас-гитаристу «ребят» и попросил показать «занюханному солдатику» несколько передовых приёмов игры на «четырёхструнке». Хотя именитому басисту было неохота и некогда, он всё же снизошёл: «Ты покажи, что умеешь, а уж я объясню, почему тебе надо бросить это дело!» Володя сходил за кулисы за своим «самопалом», включился в фирменный усилитель «Ребят» и, радуясь непривычно хорошему звучанию, начал играть, используя «в правой руке» не два, не четыре, а наверное, все шесть пальцев. Много лет спустя при помощи музыковедов приёмы, которыми пользовался Володя, найдут своё правильное название: слэп, таппинг, тач-стайл и т. д. А тогда потерявшего сознание басиста отпаивали водкой, Вовка погрузил свою «корягу» в красивый чехол, сделанный из офицерской шинели, и пошёл осваивать в правой руке «седьмой палец». После демобилизации Володя прямо с вокзала поехал в Эстрадное училище имени Октябрьской революции и блестяще сдал вступительные экзамены, сыграв на басу для комиссии неисполнимую тромбоновую пьесу «Когда не хватает техники». С блеском закончив училище, он работал во многих известных ансамблях, а сейчас преподаёт «басизм» студентам и многочисленным ученикам. Скоро пять лет, как нет с нами того самого Николая Ширяева, с которого по большому счёту и началась славная басовая история Москвы. Восьмого марта2003 года Ширяев трагически погиб от рук трёх несовершеннолетних подонков. Убили около супермаркета и взяли 130 рублей и маленький серебряный крестик. Coda (эпилог) Так что же заставляет людей выбирать эту не шибко благодарную профессию? Похоже, некая природная склонность, обстоятельность, особый склад характера. Басист – это что-то вроде национальности. И самым главным критерием, которым пользуются музыканты, характеризуя того или иного человека, играющего на бас-гитаре, является… надёжность. И вкус! Вот, например, Евгений Маргулис – басист от бога. Ни одной лишней ноты! И настоящие басисты не лезут вперёд, они – как водители-профессионалы, надёжно «везут» ансамбль по ухабам и бездорожью в любое время и в любую погоду. Они, по сути, составляют ровно половину основы любой группы – ритм-секции. А вторая половина – барабаны. Так что лучший друг басиста – барабанщик. Но злые, беспринципные люди опять тут как тут. Они опять придумали анекдот: «Жили-были басист и барабанщик. Крепко меж собой дружили. Даже на гастролях селились в один номер, чтобы на досуге разговаривать о том, как слаженно должны звучать бас с барабанами. Но на деле получалось у них плохо. Играли на сцене не в такт, никак не могли вместе попасть в сильную долю. Вот как-то после особенно неудачного концерта выпили они крепко, расстроились и решили покончить жизнь самоубийством. Вышли на балкон, обняли друг друга и так и сбросились с седьмого этажа. Но всё равно упали вразнобой: «Шмяк, шмяк!» К счастью, это только анекдот. На самом деле в хороших ансамблях басисты всегда играют синхронно с барабанщиками. Именно их совместная слаженная работа создаёт неповторимое ритмическое лицо любого коллектива, создаёт тот самый драйв, без которого музыка безвольно растекается меж кресел зрительного зала и музыкой быть перестаёт. Итак: о барабанах, клавишах и гитарах мы напишем в недалёком будущем. А сегодня: слава бас-гитаре – скромной труженице шоу-бизнеса! Не саксофон и не фанфара, Не пианино, не фагот, Дочь контрабаса – бас-гитара – Культуру двигает вперёд! Не помню точно, кто это написал – Писемский или Вяземский, но как здорово сказано!

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

184 969 + 1 329 (за сутки)

Выздоровели

244 097 

Выявлено

4 521 + 11 (за сутки)

Умерли

Александр Разуваев, экономист

Рубль сильнее, чем кажется

Екатерина Рощина

Как сохранить мужика любой ценой

Руслан Клинский

Карать ли за измену топором

Мехти Мехтиев

Учитесь жить по средствам

Виктория Филатова

Битва за Патриаршие

Дарья Завгородняя

Покупатель прав не всегда

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Достопримечательности в шаговой доступности

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите