ГЛАЗАМИ ПСИХОЛОГА
[b]Это только со стороны кажется, что дети смеются беспричинно и над чем попало. Сотрудники Института этнологии и антропологии РАН Мария Бутовская и Владимир Дорфман установили, что такое смешно и что такое грустно в представлении девочек и мальчиков в возрасте от 8 до 12 лет. Они попросили школьников нарисовать смешные и грустные сюжеты, взятые не из мультиков, а из головы. И предложили детям прокомментировать свои рисунки.[/b]Оказалось, что представления о смешном у школьников и школьниц начальных классов сильно различаются. Самое смешное для мальчишки – это нарушить правила поведения, установленные этими скучными взрослыми. Смешнее не бывает, когда «я стою и наблюдаю, как один мальчик бьет подушкой другого по голове». Или «один мальчик толкает другого, и тот садится в грязную лужу». Или, если просто «дерутся два моих одноклассника». Оказывается, ничего плохого тут нет. Такой шутник, повзрослев, без проблем переведет конфликтную ситуацию в игровую. Посмеявшись сегодня над друзьями-товарищами, он в будущем безболезненно вольется в мужскую компанию, в которой принято подтрунивать друг над другом.Еще смешнее оказывается для мальчиков собственное неадекватное поведение. Они способны с юмором относиться к таким ситуациям, как «я не смог решить задачу», «я шел в школу, споткнулся и упал в грязь». Ничего удивительного! Просто в младших школьниках отражается мужская природа юмора.Быть смешным для мужчины – не позорно, а почетно. Именно этим они привлекают к себе внимание женщин. А вот у девочек все наоборот.Если девочка выглядит смешной – ей совсем не до смеха. Она тоже не прочь посмеяться над нелепой ситуацией, но только не касающейся лично ее. Поэтому девочки будут покатываться со смеху, если загорится классный журнал. Еще веселее им наблюдать за своим соседом по парте или подтрунивать над одноклассником-двоечником. Так рождаются рисунки-карикатуры типа «Коля-козлик».Заливистый смех вызывает у девочек и неадекватное поведение животных. Например, «курящий кот», «кошка испугалась мыши», «слон пришел на прием к врачу». Заметим, в 8–12 лет именно девочки располагают довольно точными знаниями о животном мире. Зато они совершенно не понимают разницу между смешным и радостным. Поэтому, иллюстрируя свои представления о смешном, девочки с удовольствием рисовали хорошую погоду, при которой им «очень смешно и весело».Причины для грусти у школьников начальных классов тоже разные. У мальчиков грусть возникает из-за жестокости в окружающем мире, разрушений и катастроф. Их прежде всего интересует сюжет, кто, как и при каких обстоятельствах оказался виновным в печальном факте. Так рождаются картины «спецназ убивает террориста, а это заложник».У девочек все тоньше и неопределенней. Грусть у них может возникнуть под влиянием, например, непогоды. А также из-за чужих переживаний, будь то покинутый котенок, бездомная собака или оставленный матерью ребенок. Степень сопереживания у девочек так велика, что они часто помещают в рисунках себя в качестве наблюдателя.Вот так, сквозь смех и слезы, в мальчиках формируются мужские черты, со специфическим юмором и некоторой степенью агрессивности. А в девочках – женская сострадательность и жалость.