Умное ЖКХ: как цифровые технологии изменили жизнь в столице
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАЗа последнее десятилетие Москва серьезно изменилась благодаря курсу властей на цифровизацию экономики и внедрение «умных технологий». Зачастую горожане и гости столицы, в том числе иностранцы, не замечают нововведений — настолько быстро они входят в привычную жизнь мегаполиса.
На земле и под землей
Высокий уровень развития цифровых ресурсов в столице регулярно отмечают зарубежные эксперты. Москва стабильно занимает верхние строчки в списке мировых мегаполисов, которые могут похвастаться развитой цифровизацией.
Сегодня такие технологии автоматизируют большинство важных процессов, облегчая диалог властей с горожанами. Окружение стало более динамичным: теперь доступна автоматическая передача данных с «умных» счетчиков, стоят «умные» светофоры, появилась возможность следить в режиме реального времени за общественным транспортом, а сеть Wi-Fi ловит не только на земле, но и под землей.
«Коммуналка» новой формации
Цифровизация коснулась и сферы жилищно-коммунального хозяйства, что позволило свести к нулю инциденты на коммунальных сетях. Цифровые технологии управления и централизация оперативных служб города позволили усовершенствовать ЖКХ. Власти столицы вместо сотен диспетчерских пунктов создали единую службу.
Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин в личном блоге, в режиме реального времени диспетчер может мониторить по цифровой видеостене (огромная карта) ситуацию на каждом узле контролируемой системы.
— В случае возникновения внештатных ситуаций перекрытие аварийных участков осуществляется одним кликом. Занимает этот процесс в Мосгазе не более 1,5 минуты вместо прежних двух часов, — уточнил мэр Москвы.
Компьютеризированная система самостоятельно вычислит, какие объекты будут временно отключены и подскажет, какие резервные линии необходимо использовать, чтобы жители столицы не остались без воды, электроэнергии и тепла.
Отдельно стоит отметить новейшие технологии отопления, позволяющие регулировать температуру по специальным датчикам. Для сбора показаний применяется беспроводная система, гарантирующая повышенную энергоэффективность и экономию.
По словам ведущего специалиста по жилищному праву фонда «Жилищная солидарность» Виктора Федорука, современные технологии значительно упрощают жизнь москвичей.
— Даже люди, привыкшие к старому дедовскому способу — записывать показания счетчиков и нести в бухгалтерию, постепенно начинают привыкать к тому, что все эти данные можно в режиме реального времени отследить, передать в нужное ведомство или оплатить услугу, не покидая родные пенаты. Для молодежи, которая не любит заниматься подсчетами в принципе, тоже вся процедура доведена до автоматизма. Все сделано для того, чтобы разгрузить граждан от лишних физических затрат, а службам упростить получение данных.
Бесперебойная система
Благодаря централизации управления сетями удалось создать единую аварийную и ремонтную службу. Такая модель оказалась намного эффективнее и удобнее, нежели держать дежурных ремонтников по всему городу.
— Сейчас внедрена диспетчерская служба по авариям, которая позволяет оперативно предотвратить возникновение аварийной ситуации или быстро устранить ее. Цифровые методы улучшили работу сотрудников пожарной и коммунальной службы, — заметил Федорук.
Несмотря на то, что система запущена относительно недавно, она, по словам собеседника «ВМ», уже дает положительные плоды и в дальнейшем будет только совершенствоваться.
Стоит отметить, что еще десять лет назад в столице каждый год происходили крупные аварии на коммунальных сетях, которые приводили к отключению потребителей от системы. Сейчас все работает бесперебойно, подобные эксцессы сведены к нулю.
Московские кабели и трубы
Вот как сегодня выглядит огромное хозяйство столицы: 170 тысяч километров коммуникаций (для поступления света, воды, газа и тепла в дома), 115 тысяч километров электрических сетей, свыше 16,6 тысячи километров теплосетей, 7,5 тысячи километров газовых сетей, более 13 тысяч километров водопровода, свыше девяти тысяч километров канализации, восемь тысяч километров водосточной сети и более 800 километров коллекторов.
Кроме того, по городу расставлены сотни диспетчерских, обеспечивающих надежное управление вышеуказанными ресурсами и процессами. Сами оперативные службы, реагирующие на ЧП, были централизованы так, чтобы система работала максимально слаженно.
В числе лучших
Успехи Москвы не остались незамеченными для международной общественности. Сегодня столица входит в двадцатку лучших в рейтинге цифровой трансформации городов Services Globalization Index международного консалтингового агентства Tholon. Российский мегаполис стоит в одному ряду с Лос-Анджелесом, Йоханнесбургом и Сантьяго и опережает Дубай, Токио и Сеул.
По словам Сергея Собянина, позиции в международных рейтингах еще раз подтверждают эффективность последовательной политики правительства Москвы, направленной на цифровизацию всех сфер жизни мегаполиса.
— При этом технологии внедряются не ради самих технологий, а ради горожан, чтобы город становился еще комфортнее для жизни, — заметил глава города.
Сергей Собянин также обратил внимание, что в столичном ЖКХ наблюдается интересный тренд — роботизация. Так, на службе города все чаще можно заметить автоматизированные технологии, освобождающие людей от лишней нагрузки. Искусственный интеллект выполняет самые вредные для человеческого здоровья задачи, тем самым повышая эффективность и безопасность работы сотрудников коммунальных служб города.
Эпидемия не помеха
Внедрение передовых технологий в жилые районы столицы в рамках проекта «Смарт-квартал» позволил городским властям создать передовой ситуационный центр, который 24 часа в сутки контролирует работу внутридомового оборудования, инженерных систем, обеспечивает интеграцию с единой платежной системой, производит оповещение сервисных служб.
— Организации и предприятия, входящие в комплекс городского хозяйства, выполняют крайне важную работу — поддерживают жизнедеятельность мегаполиса, в том числе обеспечивают потребителей водой, теплом и электроэнергией, — заметил Сергей Собянин.
Мэр Москвы убежден, что интеграция в цифровую систему позволила городским службам функционировать в штатном режиме даже в период эпидемии коронавирусной инфекции. Часть сотрудников предприятий и организаций комплекса городского хозяйства на время ограничений перевели на удаленный режим работы, а совещания и переговоры проводились в режиме селекторной связи. И это никак не сказалось на качестве предоставляемых гражданам услуг.
Читайте также: Изобретатели продемонстрировали свои разработки представителям крупного бизнеса и городских ведомств