Вопреки худым прогнозам: как изменилась экономика России за последний год
Прежде всего необходимо отметить, что ситуация, в которой оказалась экономика страны, была вынужденной: никто не готовился к санкциям такого масштаба, который не имеет прецедентов в истории. По этой причине если говорить о каких-то условно «положительных» итогах, то их следует сразу же отнести к разряду «могло быть хуже». Еще в самом начале специальной военной операции (по состоянию на март 2022 года) Россия стала абсолютным мировым лидером по количеству санкций в отношении физических и юридических лиц, обогнав Иран, Сирию и КНДР, а к середине мая разрыв между Россией и Ираном по количеству фигурантов санкционных списков западных стран и их союзников увеличился почти в два раза.
С тех пор санкционный напор на страну нарастал, были приняты девять пакетов, и с 24 февраля начнет действовать десятый. Однако, вопреки прогнозам и ожиданиям тех, кто эти санкции инициировал, экономика страны не только не рухнула, но и сумела под них подстроиться. Были прогнозы насчет падения ВВП на 15–20 процентов, но похоже, что после окончательных подсчетов оно ограничится 3–4 процентами. Прежде всего это стало возможным потому, что в целом российская экономика осталась на рыночных рельсах, и частный бизнес в очередной раз показал, что может творить чудеса — в том числе налаживая параллельный импорт, восстанавливая или организовывая заново логистические цепочки поставок.
Спад по импорту составил в результате не более 5–7 процентов, и это меньше, чем было в период пандемийного кризиса. Рубль после обрушения до 120 рублей за доллар в первые дни начала специальной военной организации благодаря стабилизационным мерам и валютным ограничениям ЦБ укрепился, а в настоящий момент вернулся примерно к тем значениям, на которых был до начала СВО. В то же время отменять валютные ограничения ЦБ не спешит, данная ситуация требует по-прежнему «ручного регулирования».

Уровень падения ВВП тоже не должен расслаблять. Тут во многом сказывается резкое наращивание военного производства в сопряженных производствах — к примеру, производстве нефтепродуктов, отдельных направлениях металлургии, пошиве одежды и некоторых других — даже наблюдался небольшой рост. В относительном выигрыше оказалось российское сельское хозяйство, где в большей мере заработало импортозамещение. Но там еще предстоит решить ряд проблем, связанных с критической зависимостью от импорта вакцин, семенного материала, сельскохозяйственной техники.
В таких отраслях, как деревообработка (из-за резкого падения экспорта по причине санкций), автомобилестроение (тоже из-за санкций), наблюдалось, напротив, резкое падение объемов производства. Еще одна обозначившаяся проблема — отток рабочей силы. Численность рабочей силы сократилась в российской экономике за 2022 год почти на 800 тысяч человек. А число занятых в экономике уменьшилось на 400 тысяч. Произошло это отчасти за счет отъезда молодых работников за границу или по причине частичной мобилизации.
Дефицит квалифицированной рабочей силы станет для российской экономики едва ли не главной проблемой в ближайшее время. Он не может быть компенсирован притоком гастарбайтеров, которые из-за сложившейся в целом ситуации тоже стали покидать Россию. Другая острейшая проблема — уход западных технологий и запрет на их импорт из-за санкций. Именно это станет самой главной проблемой нашей экономики на предстоящие годы, которая перевешивает по значимости цифры роста или падения ВВП. Собственно, в основном по этой причине текущий год может стать намного сложнее для российской экономики, чем прошедший.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции