Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Они нас любят, но боятся»: поэт Сергей Арутюнов считает, что молодежь не так плоха, как иногда думают

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Они нас любят, но боятся»: поэт Сергей Арутюнов считает, что молодежь не так плоха, как иногда думают
Поэт, главный редактор портала «Правчтение.ру» Сергей Арутюнов в рабочем кабинете / Фото: Из личного архива Сергея Арутюнова

Мы продолжаем непростой разговор о нашей культуре. Но говорить об этом без связи с молодым поколением невозможно — ведь это им придется поднимать ее на своих плечах. А будет ли кому поднимать и выдержат ли их плечи? О том, как непросты наши дети, в том числе и самые творческие, сегодня рассуждает поэт, критик и преподаватель Сергей Арутюнов. Его оригинальный взгляд на молодежь может стать поводом для дискуссии.

— Сергей, вы — поэт, а также преподаватель. Давайте о поэзии. Она сейчас нам для чего?

— Пока жива поэзия, жива и страна. Она — та самая синяя жилка, что бьется на руке или у виска. Жизнь.

— И биение это неизменно?

— В ближайшие десять-пятнадцать лет русская поэзия изменит лицо. Не в том смысле, что нос у нее будет приклеен сбоку, но внутреннее содержание. Мы увидим поэтические строки совершенно иного качества и духа, поскольку дух нашего тысячелетия — это уже не дух ХХ века.

— Вы много общаетесь с молодежью. Сейчас молодых много ругают, это прямо тренд: они — «никакущие», пустые, не такие… Вы с этим согласны?

— В этом году мы разбирали работы, присланные на конкурс «Лето Господне», и среди них была одна замечательная история. Учительница собирается увольняться из школы: надломился человек, «выгорел», она сама по себе, дети в телефонах. Финал: сборы вещей, скрип двери, заходит юная дева. «Увольняетесь?» — «Да. Пойду поищу, где буду нужнее». Слезы: «Да что же вы делаете? Мы же вас так любим!» — создание бросается к ней, обнимает, как мать: «Вы же нам так интересно рассказывали…»

— Сейчас обязательно где-то раздастся «Не верю!» — прямо по Станиславскому.

— Напрасно. Дети сегодня другие. Не мы. Чувств не показывают. Воспитаны временем… Вот еще одна работа «Лета Господня» в тему: первокурсница подрабатывает репетитором, у нее второклашка, не по возрасту угрюмая и рациональная до мозга костей, знает «от» и «до», что ей надо делать, а чего не надо, отрицает любые развлечения, только учится. Вопрос: кто превратил эту девочку в существо без детства? Мама, милая, родная мама. Это она нашпиговала ее требованием быть первой во всем, потому что папа их оставил, а жизнь жестока. Студентка старается девочку расшевелить, вызвать у нее улыбку, и в конце концов они принимаются печь на кухне какое-то несчастное девичье печенье. Разбрызгивается варенье, заходит мать. Старшая обмирает — сейчас будет скандал, потому что перед ними не просто властная женщина, а чудовище. А девочка оборачивается к матери и говорит совершенно спокойным, ледяным тоном: «Мы сейчас все это уберем».

Это настоящее художественное мастерство — так показать сущность этих детей, что они с рождения в панцирях, и от них нельзя добиться той разухабистости, удали и открытости, что была свойственна нам.

— Это самый неожиданный вердикт вышесказанному. Честно. Сергей Сергеевич, вы мастер удивлять. Все, с кем я говорила на подобные темы, говорили о чем угодно, но не о закрытости детей. Хорошо, допустим. А почему это так?

— Дети боятся нас. И не доверяют нам. При этом они нас любят. Некогда мы совершили много предательств. Страна изменилась, идеалы. Наши отцы и деды бились за одно, а мы уже совсем за другое. И ничего не хотим, как в нищете урвать несколько лишних тысяч за какую-нибудь «халтуру». Сидим на социальном шпагате. Конформисты. Как нам верить? Мой сын очень тихий человек, никогда не кричит и никакой не индиго. Рубится в свой телефон и очень любит меня, но в деле он меня не видел и не знает, как я себя поведу в той или иной ситуации. Я не отбивал его от дикой овчарки во дворе, как это делал мой отец — моей же винтовкой с деревянным прикладом.

— Но вы поэт, редактор, преподавательБеда, что хулиганы не попались? По мне так счастье.

— Он должен увидеть, что я защищу его в любой ситуации. Да, я рассуждаю как пещерный человек, но я не знаю, каким иным способом вызвать его доверие. При этом он в общем откровенен со мной, и в целом все нормально, но как-то… на пониженных децибелах. Мы все стараемся жить гладко: боимся открытых проявлений чувств, громкими словами нарушить эту гладь — опасаясь, что волна болотной воды захлестнет нам лица. Отсюда и недоверие.

— О, поняла. Вы хотите сказать, что они не прощают нам внутреннего нашего дуализма, интуитивно его ощущая. Потому что мы говорим одно, а делаем другое, подстраиваемся под обстоятельства, можем шипеть на начальника, но не прекращаем с ним работать так? Учим одному, поступаем по-другому, говорим как требуетсяНу в вашем случае вы хотели бы убить мамонта и принести его к пылающему очагу, верно?

— Все коллизии нашей так называемой взрослой жизни проходят перед глазами наших детей. Не надо думать, что они ничего не слышат и не понимают. Все наши слабости перед ними. Твердим им, что надо учиться, а для них очевидно: учись не учись, а наверху будет не самый умный, а самый удачливый. Профессиональная среда беспощадна, и выгнать с работы в любую минуту, за просто так, могут хоть за потные руки — как было в фильме с героем Пьера Ришара в знаменитом фильме «Игрушка».

— То есть вы о том, что мы их толком не готовим ко взрослой жизни и всем ее нюансам. Каково же тогда поэтам, натурам утонченным... Расскажите о них. Вы же ведете семинар по поэзии на кафедре литературного мастерства уже…

— Восемнадцать лет. В первый год мои студенты были заочниками и по возрасту — моими ровесниками, мы отлично понимали друг друга. Из них вышли и мои злейшие враги. Это те, у кого «не сбылось». Если бы они внимательно смотрели на меня, то поняли бы, что у меня тоже ничего не сбылось. Ни всероссийской славы, ни гигантских окладов, а только книги мизерными тиражами. Они ненавидят меня, потому что человеку нужен какой-то персонифицированный образ обидчика, причины неудач. Хотя, в общем, не я их звал в поэзию, а всего лишь их учил. Потом разрыв со студентами — возрастной — начал увеличиваться. И здесь надо держать ухо востро. Просто у меня не получается: слишком открыт… А не надо бы.

— А нынешние студенты активны?

— Замечательные дети своего экзистенциально тяжелого времени. Берут какую-нибудь вырванную из контекста фразу преподавателя, размещают в сообществе и хором возмущаются (улыбается). Но они талантливы, воспитанны, чувствуют атмосферу, страстно хотят учиться. Единственное, что их отличает от прежних — соблюдение рамок. Собственного осторожного конформизма они не видят, но чужой судят с ходу. Я тоже поклонялся принципиальным бунтарям и оборванцам, но с годами мне стали противны вечная нищета, безвозвратные долги и лень бунтарей. Детей «рамок» напрягает, если преподаватель хотя бы слегка выходит с ними за границы неких норм — скажем, говорит как-то вычурно. Они предпочитают, чтобы с ними разговаривали протокольно, и ни в коем случае над ними не «доминировали».

— Да, пожалуй, и я замечала — они говорят, стараются, по крайней мере, на равных. Может быть, в этом и нет большой беды, но…

— Их исподволь учили тому, что человек не должен демонстрировать своих преимуществ. И если взрослый перед ребенком (хотя какие студенты — дети?) что-то пытается выказывать, то это уже «буллинг», «газлайтинг», «абьюз» и прочая ерунда. Нестерпимо высказывать определенную точку зрения, но и амбивалентно тоже не стоит (амбивалентность от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила» — двойственность отношения к чему-либо. — «ВМ»). Тупик. Они просто молчаливо не согласны с тобой, и все. Если скажешь: «Я считаю, что это гадость» — рискуешь прослыть абьюзером. Чувствуешь себя мамонтом среди курфюрстского хрусталя.

— Работодатели и эйчар-менеджеры отмечают, что практически все молодые соискатели демонстрируют завышенную самооценку. Мне кажется, это неудивительно, ведь мы восприняли курс на индивидуализм...

— Не исключаю, что у них в их школах и лицеях были специальные уроки по политкорректности и толерантности, где усиленно вводилась терминология победившего феминизма. Они ориентируются на «продвинутых» учителей.

Так было и в Царскосельском лицее: лицеисты завороженно смотрели на Александра Петровича Куницына (А. П. Куницын читал логику, психологию, нравственность, различные отрасли права и так далее. — «ВМ»). Сейчас чаще смотрят на тех, у кого джинсики подвернуты, рюкзачочек за плечами — чтобы все было «поевропейски», потому что они — духовные дети Запада. Мужественность или женственность — под запретом, гендерность обязана быть нейтральной. Мне бы ходить в какой-нибудь матерчатой обуви на большой платформе, бусики себе на шею нацепить, разговаривать кошачьим голосом… А перед ними — басовитое нечто в берцах, виски забриты... Воплощенный запрет.

— Но одними запретами тоже обходиться нельзя, разве нет?

— Культура — это запрет. На безалаберность, небрежное отношение к своему делу. Это предъявление строжайших требований к стихосложению. В журналистике, например, нельзя просто так взять и левой ногой написать репортаж — нужно владеть приемами его написания. Не владеешь? Извини, тебе тут не место, иди пиши короткие новостные заметки — если сможешь быть лаконичным. Не можешь и этого — а что ты делаешь в журналистике? Легкая профессия? Ошибаешься: люди сходят с ума, получают инфаркты и инсульты. Чем стихотворец отличается от журналиста? Если ты рифмуешь «корова — здорова», путаешься в размерах, несешь малоумную и невыразительную дичь, не умеешь говорить афористично, слаб как интеллектуал, десятилетиями не можешь выбраться из-под какой-нибудь «великой тени», ты в поэзии никто. Поэт либо говорит свое слово, либо лишается звания. Это звучит немыслимо жестоко, но к двадцати годам пора знать правду. Поэтому учить надо жестко.

— Но всегда же не просто так считалось, что поэт — особое создание, с особой внутренней структурой, что он по определению — существо без кожи.

— Вы о тонкости восприятия? Можно сколько угодно утончаться, но если сути, соли на холеной коже стихотворения не проступит, пустые хлопоты. Тонкость не в том, чтобы быть «новым искренним» или «новым социальным», а в том, чтобы уловить в себе какие-то прежде не звучавшие интонации, призвать к себе словесных духов, которые еще не проступили на письме. Остальное — грубая работа с наследием, его перепевы.

— Можно глупый вопрос? Поэзией можно сегодня заработать?

— Печальный, а вовсе не глупый вопрос. «Положительных образцов заработка» сейчас можно наскрести немало, но все они сопряжены с особенной рыночной технологией, «поэт-проект». Эти люди, гастролирующие с обслугой, зарабатывают. В крупных городах поэтов-проектов десятки, просто стихи их — принципиально любительского качества, рассчитанного на невзыскательный слух таких же малообразованных людей. Стихи в основном про деньги или интимные отношения. Философии там не нужно, рифмы-размеры такие, что за голову схватишься, но, если громко и весело, монетизируется с полпинка.

— Но народ-то не Ермошка, как говорится. Разочарование наступит быстро, если это качество не то.

— Да людям совершенно не важно качество! Вкус исчез. Никто не вслушивается, нужно просто ритмически долбить по ушам. Стиль называется «слэм»: в ристалищах типа рэп-батлов побеждает поэт, удостоившийся самых громких оваций. А что их вызывает? Правильно: сквернословие.

Или запредельно цинический сюжетец. Молодые быстро усваивают законы спроса. Они будут свысока смотреть на тех, у кого нищенская зарплата. Выпускаемая ничтожным тиражом поэтическая книжонка им ничего не докажет.

— Среда сформировалась… Ну да, а как?

— «Я в поколенье друга не нашел» — писал покойный поэт Юрий Кузнецов… Но что-то я разошелся! Есть, конечно же, счастливые исключения. Их слушали бы, если бы издавали, как раньше. Но есть логика времени, и она жестока. Мне говорят: «Вы так трагичны, потому что выросли в культуре насилия». Представляете, оказывается, вся культура, в которой мы росли, была культурой насилия! А возможна какая-то иная, без насилия? Так вот в «дивном новом мире» человек будет сам, своим самосознанием сознавать свой вред и минимизировать его еще до того, как электронное устройство его запеленгует и подвергнет санкциям. Абсолютная самоцензура, осознание границ. Вот почему они такие тихие — они идут в этот мир, а мы остаемся здесь.

— Фу, кошмарные какие картины. А о чем же ваши мечты?

— Меня отучили мечтать еще тридцать лет назад: хорош грезить о коммунизме, вот настоящая жизнь, греби и выгребай. Трогая мозоли от весел, стою на перроне, с которого едет в счастливый западный Хогвартс* поколение юных интеллектуалов. Помните — «Я страна, я своих провожаю питомцев, сыновей, дочерей»?

Я мечтаю об искоренении не рабского, а вассального сознания, в котором наклейки «Мэйд ин Бритэн» или «Мэйд ин ЮЭсЭй» были предметом поклонения, а советский знак качества воспринимался с ухмылкой. Побеждены ширпотребом... В этом сознании воспитано несколько поколений.

Я бы хотел, чтобы была обнаружена, как говорят политологи, «точка национальной сборки». Общество пережило глубокий раскол, но плоть его еще не распалась. И единственное, во что я верю на земле, это русский язык. Преображающий, зовущий в грядущее.

За подъемом отвесным будет ли спуск пологий,
Не гадать никому безбашенным декабрем.
С нами ясно давно. Ошметки идеологий,
На инстинктах жили, и с ними же и помрем.

В основном-то здесь тихо.Рявкнет порой базука,
И до следующей в эфире одни ветра,
Не раскрученные ни на полслова, ни на ползвука,
Потому что молчанка, в общем-то, не игра.

Первый выстрел поблизости, первый прилет в окопчик.
Оберегами б стали, когда б не один затык:
Если твердь настоящая, ей и метаться в корчах,
Понемногу рожая демонов или святых.

Это вам не из Ремингтона в осенних уток,
А в невнятное шевеление по кустам
Так зачем же вы пишете «ДЕТИ» на жалких фурах,
Если ясли куда осмысленнее казарм?

С нами ясно давно. Потомство — статья иная,
Потому, явившись из омутов и стремнин,
Игнорируя членораздельные препинанья,
Бьет и бьет в их души скотских свобод стрихнин.

И за то, чтоб за ним не чалиться по саваннам,
А дорезать здесь, едва разменяв полста,
И за это, а проще, за то, чтобы спуск был плавным,
Стоит выпить, но фляга два дня как пустым пуста.

(Из недавних стихотворений Сергея Арутюнова)

* Хогвартс — школа чародейства и волшебства, международное учебное заведение волшебниковиз «Гарри Поттера» Дж. Роулинг

ДОСЬЕ

Сергей Сергеевич Арутюнов — российский поэт, публицист и критик. Родился 21 апреля 1972 года в Красноярске. Выпускник Литературного института имени Горького. Печатался в журналах «Новая юность», «Знамя», «Октябрь», «Вопросы литературы», «Дружба народов» и многих других. С 2005 года ведет творческий семинар в Литературном институте. Главный редактор портала «Правчтение.ру» Издательского совета РПЦ, научный сотрудник совета, главный редактор Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне» им. Ивана Шмелева, эксперт Патриаршей литературной премии и Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу».

Был удостоен многих наград в области литературы, в том числе Премии имени А. Ахматовой, награжден «Серебряным Витязем» форума «Золотой Витязь» за книгу духовной публицистики «Со Христом». Любимые поэты — Арсений Тарковский и Мэттью Арнольд.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.