Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Впереди — культурная революция: народный артист России Николай Бурляев — о капитализме, культуре, чайлдфри и вере

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Впереди — культурная революция: народный артист России Николай Бурляев — о капитализме, культуре, чайлдфри и вере
Фото: Пресс-служба Госдумы

В Москве прошла общероссийская премьера документального фильма режиссеров Николая Бурляева и Дмитрия Чернецова «Боже! Чувствую приближение Твое!» к 90-летию Андрея Тарковского. Эта работа стала первым крупным событием в деятельности «Культурного фронта России» — новой общественной организации, образованной по инициативе Николая Бурляева. Корреспондент «Вечерней Москвы» побеседовал с ним о планах по реформированию кино, вере и политической работе.

Настало время говорить в полный голос

— Николай Петрович, вы основатель и председатель Общероссийского движения «Культурный фронт России». Для чего нужна эта организация и какие у нее цели?

— «Культурный фронт России» создан в первую очередь для того, чтобы привести нашу культуру в порядок. Настало время говорить о проблемах в полный голос. К этой идее я шел 30 лет. Когда мы начали проводить кинофорум «Золотой Витязь», я увидел много проблем. Первая — при приеме заявок мы отсматривали много прекрасных киноработ, но их практически не брали для показа на телевидении. Они так и оставались неизвестными массовому зрителю. Вторая проблема — к работе в экспертном совете Министерства культуры РФ привлекали непрофессионалов. Половина совета — блогеры. То есть люди, далекие от кинематографа. Зато в экспертный совет не включили специалистов, работающих в киноиндустрии. Поэтому необходимо было создать организацию, которая поможет возрождению нашей культуры.

— Как участники профессионального сообщества отреагировали на появление «Культурного фронта России»?

— Когда мы объявили о создании организации, нам стали звонить многие люди из регионов, работающие в киноиндустрии, и все как один говорили: «Наконец-то». Самое приятное, что к нам примкнули многие ведущие деятели культуры России. Только в центральный штаб включены 50 именитых талантливых артистов, режиссеров, художников. Среди них — Валерий Гергиев, Андрей Кончаловский, Юрий Башмет, Юрий Соломин, Александр Шилов, Сергей Андрияка и многие другие. За весьма короткий срок мы создали 55 региональных отделений «Культурного фронта России». Планируем создавать экспертные советы, в которых будут работать настоящие профессионалы, достойные люди.

— Какие задачи стоят перед ними?

— Наши эксперты могут давать советы по распределению бюджетных средств: на какие фильмы их надо выдавать, а на какие нет, какое кино нужно сегодня снимать в России, какие направления культуры поддерживать и развивать. Наша основная цель — объединить все позитивные силы страны.

— Сейчас не очень много российских фильмов, которые могут сравниться с шедеврами, снятыми в советские годы. Не утеряна ли отечественная школа кинематографа?

— О том, что наша кинокультура не потеряна, свидетельствуют те прекрасные работы, которые в течение 30 лет поступали на «Золотой Витязь». К сожалению, их в итоге не показали в широком прокате, но все эти киноленты есть в нашем архиве. Как-то я обращался к Михаилу Швыдкому, он тогда еще работал на телеканале «Культура», с предложением показать все эти работы на канале. Мы могли обеспечить заполненность эфира на три года вперед, имея в архиве на тот момент около трех тысяч хороших фильмов. Швыдкой сказал, что вся эфирная сетка забита, но обещал вернуться к этому вопросу позже. Вскоре он стал министром культуры. Теперь я надеюсь, что благодаря работе «Культурного фронта России» фильмы участников «Золотого Витязя» все-таки покажут массовому зрителю. На данный момент у нас в архиве уже собрано около девяти тысяч картин.

— Будет ли «Культурный фронт России» заниматься цензурой? И как в целом вы относитесь к запрету на те или иные темы?

— О цензуре говорил еще Александр Пушкин. Он считал, что в христианском государстве должна быть цензура. Об этом же говорили многие деятели культуры. И я согласен. Сама по себе цензура — неплохое явление. В первую очередь она должна охранять нравственные принципы. Вот пример: после того как президент России Владимир Путин призвал пропагандировать только те произведения культуры, которые будут прививать патриотическое сознание, кинотеатр «Художественный» стал демонстрировать фильм «Антихрист» режиссера Ларса фон Триера. В нем рассказывается о мире, которым правит дьявол. Если у чиновников нет понимания противоестественности их деяний — нужна цензура. В прокат должны выходить только те фильмы, которые будут доносить до зрителя высокие духовные идеалы. Наш зритель, особенно молодежь, должен видеть кино, пробуждающее добрые чувства.

Сохраним и западное искусство, и собственное

— Вы сняли документальный фильм о режиссере Андрее Тарковском. Насколько я знаю, вашу киноленту изначально не включили в план Министерства культуры РФ. Почему так вышло?

— Когда я подал заявку на господдержку этого фильма, я думал, что эта тема не вызовет никаких вопросов в Минкультуры. Кто как не человек, который знал гения лично, дружил и создавал с ним два фильма, может серьезно и со знанием говорить о нем с экрана? Но когда через несколько дней я просматривал списки работ, включенных в план, то не обнаружил там своей заявки. Она стояла на последнем месте в разделе «резерв». Я думаю, что так вышло потому, что в экспертный совет, как я уже говорил, включены люди, которые ничего не понимают в кинематографе. Руководство Министерства культуры вскоре исправило недоразумение, поняв, что все-таки фильм о Тарковском нужен. Поэтому мне дали «зеленый свет», и мы начали снимать. Фильм «Боже! Чувствую приближение Твое!» все же состоялся. Мы сняли его вместе с режиссером Дмитрием Чернецовым. В итоге получилась достойная документально-художественная картина. Конечно, такие слова из уст создателя фильма могут вызвать улыбку, мол, сам себя не похвалишь, никто не похвалит. О великом Тарковском сняты десятки фильмов, рассказывающих о драматических и трагических моментах его судьбы. Мы же впервые рассказываем о духовной, религиозной сути творчества Тарковского. Надеюсь, картину скоро увидят в прокате по всей стране. Этот фильм можно считать началом работы «Культурного фронта России» по возрождению нашего кинематографа.

— Вы внесены в санкционный список Евросоюза, США, Великобритании, Канады и других стран. Не жалеете, что не попадете в ближайшее время за границу?

На самом деле нет. Еще задолго до того, как я попал в санкционные списки, я понял одну вещь — на России лежит ответственность по сохранению не только собственной культуры, но и зарубежной. Раньше, когда я ездил по Европе и другим зарубежным странам, я видел, что культурный уровень у них сильно падает. Так же, как и нравственность. Так что теперь мы должны сохранить лучшие образцы произведений искусства всех стран. Мы в России не запрещаем чужой культуры, как, кстати, делают сейчас на Западе. Наоборот, мы сохраняем и приумножаем лучшие традиции литературы, кинематографа, театрального искусства разных стран. И это пойдет на пользу всем: и нам, и Западу, и всему остальному миру.

— Работаете ли вы с зарубежными артистами и режиссерами?

— Нет, потому что уровень наших режиссеров и артистов намного выше, чем зарубежных. Многие гении, конечно, уже ушли. Кто заменит Андрея Тарковского, Юрия Завадского, Сергея Бондарчука? Но есть, например, Никита Михалков, с которым я продолжаю работать в спектакле «12». Постановка покорила уже многие российские площадки Дальнего Востока, Сибири и Центральной России.

Проблемы надо решать

— Сейчас вы депутат Госдумы РФ. Как вам работается в политической сфере?

— Сегодня депутатский корпус сплочен, работает и думает в едином направлении. Мне нравится, что между представителями разных партий нет разногласий и склок. Это не может не радовать. Да, все мы видим разные недостатки в культурной сфере, но мы стараемся переформатировать Минкульт, превратившееся за годы духовного безвременья в министерство развлечений. Надеюсь, что нам это удастся.

— Вы один из соавторов законопроекта, запрещающего пропаганду «чайлдфри» и популяризацию нетрадиционных сексуальных отношений. Почему?

— По-моему, для каждого нормального русского человека понятно, что Господь создал мужчину и женщину для того, чтобы они воспроизводили потомство. Для этого и нужна семья. А это иностранное слово «чайлдфри» означает, что союз мужчины и женщины должен быть свободным от детей. Это уже противоестественно, против промысла Божьего, против человека. Поэтому я и выступил против этого явления. Я за сохранение традиционных ценностей.

— Над чем еще работаете в Госдуме?

— Сейчас буду пытаться продвигать закон об общественных советах на телевидении, в кино и театрах. Надо прекращать эпоху вседозволенности, безответственности, бескультурья и бездарности. Когда я работал в юности в Театре имени Моссовета, видел состав художественного совета. В него входили маститые деятели культуры: Мордвинова, Марецкая, Раневская, Плятт. Они действительно помогали, подсказывали. Еще буду пытаться добиваться надбавок к пенсии для актеров и режиссеров, имеющих звания. Нужно, чтобы уважение к заслуженным и народным артистам России было не только в столице, где мэр Москвы Сергей Собянин сделал им ощутимую прибавку. Пока во всей нашей стране актеры получают нищенскую пенсию. Я считаю недопустимым подобное отношение к людям, которые всю жизнь работали на благо Отечества. Еще я намерен упорно добиваться увеличения госбюджета на культуру.

— Какие проблемы вы видите в России и как предлагаете их решать?

— В стране много проблем. Их вижу не только я. Но мне кажется, что нужно провести референдум и спросить у народа, хочет ли он продолжать жить при капитализме. За 30 лет после распада СССР только олигархи нарастили свое состояние, а народ еле сводит концы с концами. Мне были бы очень интересны результаты такого опроса.

Сильная Россия

— Вы православный человек, член Патриаршего совета по культуре. Какую работу ведете по этому направлению и чего удалось добиться на данный момент?

— На протяжении 30 лет я настойчиво добиваюсь того, чтобы в России была четкая и неразрушающая культуру политика. После того как в 2014 году я поднял этот вопрос на совете, патриарх обратился с этим предложением к президенту, и уже к концу года Владимир Путин подписал указ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Это, быть может, главное достижение, которым я могу гордиться.

— Россия — многонациональная страна. Что, по вашему мнению, нужно делать, чтобы не было межнациональных столкновений?

— Например, мы на фестивалях и форумах в жюри по каждому направлению включаем представителей разных конфессий. И когда они вместе оценивают работы, это дает определенные плоды: у людей разных вероисповеданий появляется одна общая цель — сильная и развитая Россия. 32 года назад, когда зарождался наш кинофорум, он изначально назывался Международный кинофорум славянских и православных народов. Поэтому в жюри обязательно был православный священник. Как говорил великий русский философ Иван Ильин, «надо приучаться все мерить мерою Христа». В этом году кинофорум пройдет в мае в Чеченской Республике. И я принял решение ввести в жюри представителя ислама. Сейчас, на мой взгляд, это очень важная задача — соединение православия и ислама. Они уже объединились в борьбе с нацизмом. Я слышал, как один из командиров подразделения «Ахмат» говорил, что он воин Иисуса. А верховный муфтий России Талгат Таджуддин говорит, что он мусульманин святой Руси. И это правильно. В составе России — много народов. Но все мы русские. Ведь ныне определение «русский» дается не по крови, а по принадлежности к территории.

— Вы уже начали прием заявок на участие в новом сезоне кинофестиваля «Золотой Витязь». Несмотря на то что у вас нет денежных призовых, в участии в нем заинтересованы многие. Критики даже писали, что фестиваль стал элитарным. Как удалось достичь такого уровня?

Все потому, что на зарубежные престижные фестивали могут приехать один-два маститых режиссера, и организаторы счастливы. А на наш приезжает сразу много. Эти режиссеры говорили мне, что из нескольких предложений об участии в фестивалях они часто выбирают «Золотой Витязь». Один из таких людей — Александр Сокуров. Его фильм был в конкурсе на Каннском кинофестивале, а у нас его работа шла вне конкурса. Я сомневался, смогу ли я ему вручить приз, он в это же время должен был поехать в Канны. Но в итоге он не полетел во Францию. Александр Сокуров потом публично говорил в интервью, что Каннский фестиваль — это ярмарка тщеславия, а «Золотой Витязь» — достойный кинофестиваль.

СПРАВКА

«Культурный фронт России» — общественное движение, которое было учреждено 21 ноября 2022 года. Инициатор и председатель центрального штаба — Николай Бурляев. В состав центрального штаба вошли такие деятели культуры и искусства, как Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Петр Толстой, Карен Шахназаров. «Культурный фронт России» ориентирован на помощь защитникам Отечества и их семьям, поддержку патриотически ориентированных деятелей культуры, которые понимают необходимость приоритета традиционных духовно-нравственных ценностей в нашей стране над западным влиянием. В январе 2023 года состоялся учредительный съезд московского отделения «Культурного фронта России». Его сопредседателем избран кинорежиссер и сценарист, художник-постановщик, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат Государственной премии Казахской ССР Александр Адабашьян.

ДОСЬЕ

Николай Петрович Бурляев родился 3 августа 1946 года в Москве. В начале 1960-х годов дебютировал в качестве актера в дипломной работе Андрея Кончаловского «Мальчик и кино», после чего снялся у Андрея Тарковского в фильме «Иваново детство». В 1968 году окончил актерский факультет Театрального училища имени Б. Щукина, а в 1975 году — режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Михаила Ромма и Льва Кулиджанова. Работал в театрах имени Моссовета и имени Ленинского комсомола.

С 1992 года — генеральный директор киноцентра «Русский фильм». Президент Международного славянского форума «Золотой Витязь». С 2010 года — член Патриаршего совета по культуре. Народный артист России. Лауреат премии Ленинского комсомола. Член Союза писателей России. Депутат Государственной думы VIII созыва с 2021 года.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.