Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Историк Никита Аникин: Трагедия Донбасса никогда не была для нас чужой

Сюжеты: 

Эксклюзивы ВМ Спецоперация на Украине
Общество
Историк Никита Аникин
Историк Никита Аникин / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

В Музее современной истории России открылась выставка «Донбасс — Россия: история и современность». Член межмузейной рабочей группы Министерства культуры РФ по комплектованию экспонатов, связанных с вооруженной агрессией Украины против народа Донбасса и проведением специальной военной операции, кандидат исторических наук Никита Аникин рассказал «Вечерней Москве», как собираются свидетельства военных преступлений киевского режима.

Практически с первых дней специальной военной операции в командировки на новые территории нашей страны выезжают представители крупнейших федеральных музеев. Один из них — заместитель генерального директора по развитию и внешним коммуникациям Музея современной истории России Никита Аникин. Ему, начавшему еще в 2017 году собирать материалы, связанные с событиями в постсоветской Украине, уже тогда было понятно, что Донбасс станет частью современной общероссийской истории.

Правду надо знать

— Никита Владимирович, год назад директор Службы внешней разведки РФ и председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин объявил о создании специальной межмузейной группы. В чем ее главная задача?

Очевидно, что специальная военная операция, которая началась 24 февраля 2022 года, — ключевое событие в новейшей истории России. Оно должно быть отражено не просто на одной выставке, а в постоянных музейных экспозициях, на страницах учебников. Это точка бифуркации, определяющий момент. С конфликтом такого масштаба наша страна после Второй мировой войны не встречалась, и касается он всех слоев российского общества. Поэтому задача у нас национального масштаба: собрать свидетельства, документы и артефакты, рассказывающие о героизме участников спецоперации, страданиях мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий, о строительстве вопреки всему мирной жизни на новых российских территориях. Не менее важно изучить идеологию противника, чтобы понимать, с чем мы, собственно, столкнулись, с чем боремся. Мы не создаем пропагандистский опус, а рассказываем, как это было, на основе собранных материалов, предметов, историй людских судеб. История, как известно, никого не учит, но уроки из нее выносить следует. И выводы из печального опыта соседнего государства делать необходимо.

— Показываете все как есть?

Наша главная цель — историческое просвещение. Мы хотим донести до людей знания, чтобы они осознанно понимали: почему на Донбассе все это происходит, какие исторические закономерности тому предшествовали, что это за регион, почему он оказался в составе Украины, как он себя чувствовал в постсоветское время. Важно показать, почему люди в Донецке и Луганске взялись за оружие. Официальный Киев обвиняет Донбасс в сепаратизме, но в постсоветский период здесь не наблюдалось сколько-нибудь влиятельных политических сил, которые бы ставили своей задачей выход из состава Украины. Да, это пророссийский регион. И его народ не согласился жить в стране, в которой его считают «вторым сортом», без каких-либо прав, но с обязанностями разделять навязанные ему ценности.

— Работаете по горячим следам?

Едем на места событий, как только появляется возможность. Были в Попасной, Кременной, Рубежном, Северодонецке, Лисичанске Луганской области. В Мариуполе работали, когда на «Азовстали» еще шли бои. Непосредственно в зоне боевых действий мы не работаем, хотя сейчас, с учетом наличия у ВСУ дальнобойных средств, даже находясь не на передовой, риск есть всегда. В межмузейную группу входят исключительно добровольцы, понимающие, куда и зачем они едут.

— По какому принципу комплектуете собранные материалы?

Для историков и музейщиков важен не только предмет, но и связанная с ним история. Мы все-таки не лавка древностей: музей — образовательно-просветительское учреждение. Чтобы вызвать у людей интерес, ассоциации, эмоции, важно так называемое бытование экспоната. И мы стараемся собрать максимальную информацию. Например, в мае 2022 года мы приехали в Попасную сразу после штурма. Местные жители передали нам осколки шрапнели, которой ВСУ целенаправленно обстреливали жилые кварталы. Собираем мы и видеоаудиоматериалы, чтобы можно было увидеть своими глазами хронику, послушать рассказы очевидцев. Совсем другие артефакты — свидетельства натовской помощи Украине. Их для выставки тоже комплектовала межмузейная группа: противотанковые гранатометы в полном ассортименте — американские, немецкие, шведские, британские, финские. Боеприпасы с болгарскими и польскими маркировками. Флаг подразделения «Кракен»*, известного убийством военнопленных и расправами над мирными гражданами в Харьковской области. Неонацистские символы на касках, флагах, бронежилетах… Коллеги из станицы Луганской рассказывали, что офицеры и солдаты ВСУ, не скрывая тяги к культу нацизма, просили продать им находящиеся в фондах краеведческого музея предметы вермахта.

Одержимая пропаганда

Часто сталкивались со свидетельствами неофашистской идеологии?

Историк Никита Аникин Историк Никита Аникин / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Давайте не будем забывать, что все-таки это гражданский конфликт. И на Донбассе, где правительство Украины довольно долго пробыло у власти, в обществе тоже есть определенный раскол. Одна женщина-историк мне сказала, что она, стопроцентная украинка, после сожжения людей в Одессе под украинскими знаменами психологически не может себя ассоциировать с этим государством. В Мариуполе были собраны целые комплексы, связанные с нацбатальоном «Азов»*. Культ скандинавского, немецкого неоязычества — массовое явление среди украинских силовиков, и это уже стало отдельной субкультурой, вышедшей за пределы исключительно боевой единицы. Конечно, это уже идеология правой ультранационалистической культуры, превосходства белой расы. Неонацизм — «привилегия» таких разросшихся групп, как «Правый центр»*, «Азов»*, «Айдар»*. Эти одиозные подразделения активно работали с молодежью. Кстати, в том же «Азове»* было много сторонников неонацизма из других стран мира, это такой неонацистский интернационал. Отдельное явление — футбольный ультрас. На Украине он как политическая сила проявил себя еще на Майдане. Были созданы готовые ячейки «пехоты» из молодых людей определенного мышления, со склонностью к насилию. Оттуда в первую очередь вербовались те, кто ехал на Донбасс убивать «сепаров», «москалей», «ватников»... Обработка молодого поколения осуществляется и героизацией украинских националистов, которые у нас известны под брендом

«бандеровцы». Это фашистского типа организация, возникшая между Первой и Второй мировыми войнами на Западной Украине. Она активно использовалась немцами для карательных действий, направленных против евреев, поляков, — та же печально известная Волынская резня, убийство коммунистов. Идеология нетерпимости, превосходства украинской нации сейчас героизируется и распространяется широко — в комиксах, книжках для детей это герои и образцы для подражания. Ведется очень агрессивная пропаганда.

— На выставке представлено много пропагандистской литературы, ее много на Донбассе?

Идея превосходства украинской нации, исключительных прав этнических украинцев насаждалась именно посредством псевдоисторической националистической литературы. Молодое поколение обрабатывалось в школах, вузах, неформальных объединениях. Это не специфическая литература для участников националистических организаций, а очень грамотная пропаганда, направленная на промывание мозгов представителей разных слоев общества. Тот, кто считает себя интеллектуалом, получает «историческую» книгу, для тех, кто подоверчивее, выпускалась литература с посылом «в лоб» — «бей москалей». В основном эти книги распространялись там, где национализм имел самые слабые позиции среди населения. В результате даже в русскоязычных регионах, где националистические идеи мельниковско-бандеровского разлива не были популярны, они все равно укрепились. Молодежь юго-восточных регионов тоже вступала в националистические батальоны.

— Тем не менее на Донбассе украинская пропаганда массово не сработала?

Любое самосознание при эффективном воздействии можно поменять. Но у Донбасса свой характер, свой норов. В командировках я общался с сотрудниками музеев, библиотек, домов культуры об этом. Ведь националистическую, профашистскую литературу в основном распространяли там. Надо понимать, что библиотека в небольшом поселке городского типа — это место, где молодежь получает базовую информацию, в том числе и идеологическую. Что они там увидят, так и будут мыслить. И если вы накачиваете молодое поколение ненавистью к своим же соотечественникам, рано или поздно это приведет к гражданской войне. Библиотекари это понимали и устраивали тихий саботаж: убирали нацистскую литературу подальше, чтобы молодежь ее не видела. Такое вот противостояние — мощнейшая пропагандистская система, с одной стороны, и библиотекари, музейщики — с другой. Тихий незаметный подвиг людей на местах, которые не могли выступать в открытую, но старались минимизировать воздействие на молодое поколение. Во многом благодаря их сопротивлению одурманить народ не удалось.

Подвиг сопротивления

Народное ополчение — люди особой закалки?

Кажется, ничто их не может сломить. Я бывал на Донбассе и до СВО. Конечно, на Россию там надеялись, ее помощи ждали. Потому что понимали — иначе с ними расправятся. Ведь с 2014 года конфликт там не прекращался. Продолжали обстреливать поселки, города Донецкой и Луганской областей. За восемь лет так называемого перемирия на этих территориях живого места не осталось. И народ Донбасса продолжает сражаться ради возвращения к мирной жизни на своей земле, в соответствии со своими представлениями о правде. Мне довелось встречаться с бойцами народного ополчения самого разного возраста. Многие из них взяли в руки оружие в 16–17 лет, они по сути ничего в жизни не видели, кроме войны. Мы рассказываем о подвиге батальонов «Восток», «Призрак», «Спарта» Луганской и Донецкой народных республик. Часть выставки посвящена добровольчеству — одному из самых ярких феноменов этой истории. В Башкирии, например, сформировалось сразу несколько добровольческих батальонов, воюющих сейчас на Донбассе. Свою папаху нам лично передал командир 6-го казачьего полка народной милиции Владимир Полуполтинных. Есть в коллекции вещи, переданные зампредом правительства Донецкой Республики Евгением Солнцевым, отвечающим за восстановление Мариуполя, а также личные вещи погибшего командира легендарного разведбатальона «Спарта» Владимира Жоги.

— Что сложнее всего дается в командировках?

Поездки туда меняют людей. Нам доводилось всякое повидать, особенно когда въезжаешь в город сразу после того, как закончился штурм. Кварталы разрушенных многоэтажек, провалившиеся этажи, сгоревший камень. Летом были в Донецке, тогда в очередной раз обстреляли центр города, и на детской площадке от взрыва погибла девочка. Гибель детей — особая тема, с ней невозможно смириться. Я с 2014 года не выключался из информационного потока о том, что там происходит. Трагедия Донбасса никогда не была для меня чужой. А люди там особой закалки. Они не умеют страдать на камеру. Нет заламывания рук, истерик. Рассказывают о том, что они пережили, даже если со слезами на глазах, но без надрыва. В Попасной, например, в основном не эвакуировались люди пожилые. Мы — в касках, бронежилетах, а они — в тапочках и домашних халатах! Где-то грохочет артиллерия. Постоянно дергаешься, приседаешь. А они говорят: «Не волнуйся, сынок, это же наши». Научились отличать звуки «Града» от гаубиц, входящие-исходящие. Мы отдавали старикам все что было — воду, сигареты… Мы всегда берем с собой гуманитарку, но это тот самый момент, когда без всякого пафоса хотелось снять последнюю рубашку, если это может хоть как-то помочь. И было невероятно неловко понимать, что ты сейчас посмотришь на все это и вернешься в Москву, в безопасность. Для тебя это эпизод, а для них — жизнь. Люди могли бы уехать еще в 2014-м, но остаются в родных домах, добровольно рискуют жизнью, получают ранения и погибают в бою не просто так. После всего увиденного и услышанного делать выставку отстраненно, конечно, невозможно. И я не претендую на объективность — это и мои личные переживания. Обожженную куклу на выставке видели? Мы нашли ее в развалинах жилого дома. Жизнь, в один момент превратившаяся в ад.

Никита Аникин показывает один из экспонатов выставки — знамя легендарного взвода «медведевцев» батальона ополчения Донбасса «Восток» с автографами участников боя за высоту Саур-Могила Никита Аникин показывает один из экспонатов выставки — знамя легендарного взвода «медведевцев» батальона ополчения Донбасса «Восток» с автографами участников боя за высоту Саур-Могила / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

— Но духом не падают?

Наоборот! Знаете, что потрясло в Донецке? Обстреливают весь город, там нет безопасных мест. Никто не знает, куда попадет следующая ракета. Но стоит обстрелу закончиться, как тут же на место взрывов приезжают коммунальщики и сразу начинают восстанавливать коммуникации. Желание быстро отстроить заново, починить, убрать с глаз следы войны вызывает бесконечное уважение. Нет там такого: вот война закончится, начнем все восстанавливать. Люди думают о мирной жизни, о возрождении. В Мариуполе и его окрестностях радовались, что дорогу сделали, в Донецке обсуждают проблемы с водой. Исторически этот горнопромышленный регион возник как созидательный. Люди приходили сюда, чтобы работать. И в них совсем нет иждивенчества типа: мол, пусть придут и нам все восстановят. Естественно, им сейчас помогают. Но Донбасс трудится, жизнь продолжается. В Мариуполе, в Луганске на улицах много молодежи. Дети ходят в школу. Налаживается деятельность социальной сферы. Все это сейчас, наверное, самое главное.

— Все, о чем вы рассказываете, включено в экспозицию?

Конечно, одной выставки мало. За год командировок наша межмузейная группа собрала уже более 10 тысяч самых разных материалов. То, что мы привозим, подтверждает официальную позицию: Россия не позволила миру закрыть глаза на то, что происходит на Донбассе. Собирая исторические источники, свидетельства, артефакты, мы сохраняем здравый смысл и объективность. Выставка — это только начало очень серьезного разговора. О том, что самый страшный конфликт тот, который происходит между близкими людьми. Может, больше усилий нужно, чтобы его разжечь, но и излечивается он гораздо сложнее. А еще это повод задуматься, как важно не утратить человеческий облик. На примере украинской трагедии можно убедиться, что и в наш прогрессивный век грань, отличающая человека от зверя, очень тонка. А заканчивается наша выставка рисунками детей Донбасса. В них нет ненависти, лишь желание мира, восстановления и выздоровления, надежда, что бойцы вернутся живыми. И смысл фразы «лишь бы не было войны» становится понятен каждому. Надеюсь, выставка заставит все это осмыслить. Жить надо с открытыми глазами и смотреть правде в глаза.

*— Организации признаны экстремистскими и запрещены в России.

ДОСЬЕ

Аникин Никита Владимирович — заместитель генерального директора по развитию и внешним коммуникациям Государственного центрального музея современной истории России. В 2006 году окончил кафедру этнологии исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Кандидат исторических наук. С апреля 2022 года — член межмузейной группы, организованной Министерством культуры РФ, по комплектованию экспонатов, связанных с вооруженной агрессией Украины против народа Донбасса и проведением специальной военной операции.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.