Инородные артисты: кто заменит уехавших на Запад звезд, оказавшихся предателями Родины
Сюжет:
Эксклюзивы ВМЭто мировоззренческий конфликт или пиаригры? Когда в России появится творческая элита, разделяющая боль, надежду и чаяния собственного народа? Она уже формируется или до этого еще далеко?
С инициативой материально помочь российским военным выступил лидер группы «Земляне» Владимир Киселев. Лепс, Басков, телеведущая Юлия Барановская идею поддержали.
— Каждый подбитый завоеванный танк «Леопард» и «Абрамс» мы будем премировать совместно с Министерством обороны, — объявил Владимир Киселев.
— Мы будем помогать нашим бойцам до тех пор, пока держит нас земля, пока мы можем действительно погибнуть за Отечество, и это известно всем и каждому, кто побывал на Донбассе, и не раз, — добавил Григорий Лепс.
Николай Басков отметил:
— Так как мы люди творческие, мы стремимся поддерживать бойцов не только песней, не только гражданской позицией и не только отношением и болью от того, с чем столкнулись.
Надо отметить, что и Лепс, и Басков ездили на Донбасс не только с выступлениями, но и с гуманитарной помощью. Также артисты много раз выступали с поддержкой целей СВО и политики российских властей. Это тем более удивительно, если учесть, что целый ряд не менее известных артистов либо выступили против СВО, либо как минимум не высказались «за» и всячески скрывают свою позицию. То же касается многих известных актеров, режиссеров, театральных деятелей. Значит, мир шоу-бизнеса и творческой элиты все-таки раскололся?
Большинство всегда смотрело за рубеж
Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает: — Говорить о реальном расколе пока рано. Ведь большая часть нашей творческой элиты выросла и сформировалась в период позднего СССР, когда все устали ото лжи, дефицита, серости и страстно хотели условной «свободы». А со свободой, джинсами, жвачкой для бедных, иномарками, коттеджами и заграничными путешествиями для более богатых прочно ассоциировался Запад. Неудивительно, что нынешний иноагент Макаревич* во время позднего СССР был открытым антисоветчиком и диссидентом. И, надо отдать должное, своей позиции не поменял — каким был, таким и остался.
Политолог Григорий Савельев добавляет:
— Наши музыканты долгие годы, даже десятилетия, духовно Западом окормлялись. Сейчас мало кто помнит, но нынешний иноагент БГ* в свое время фактически копировал и музыку, и тексты любимых групп, переводя стихи на русский. Поскольку и английский тогда мало кто знал, и пластинки тогдашних «монстров рока» были редкостью и стоили очень дорого, БГ* считался советской рок-звездой, хотя был фактически эпигоном. И даже подводил под это идеологическую базу, когда пел: «Я возьму свое там, где я увижу свое». Лишь много позже мы поняли настоящий смысл этих слов.
Дмитрий Журавлев считает, что дело не в музыке, а в общем принципе формирования элиты.
— Поскольку считалось, что все лучшее на Западе и мы у них всему хорошему учимся, значит, чем больше ты элита, тем ближе ты во всех смыслах к Западу. Поэтому раньше СССР был для тебя «совком», а теперь Россия стала «рашкой». Ну а что «эта страна» может сделать хорошего? Разумеется, ничего. В такой парадигме наша элита и жила, и здесь же брезгливо, хотя и сытно, кормилась.
И что? Неужели спецоперация это отношение изменила? Пусть и не для всех?
Сначала съезди на Донбасс, а потом говори
— Мировоззрение редко меняется быстро. Для этого необходимы какие-то экстраординарные события. Как правило, связанные с угрозой жизни. Люди становятся «другими», попав в серьезную автоаварию и побывав на границе жизни и смерти. Практически все резко и быстро меняются на фронте, где, в частности, очень быстро испаряется атеизм, — рассуждает психолог-консультант Марина Колобнева. — Если у человека подвижная психика — а у творческих людей это норма, — то трансформация происходит быстрее.
Марина Михайловна привела в пример одного из своих любимых актеров — Евгения Миронова. Он, как известно, изначально выступил с критикой СВО. Но потом его убедили съездить в разбитый Мариуполь, и актер развернул свою позицию на 180 градусов.
— Творческие люди, как правило, очень импульсивные. Обычно реагируют моментально, сиюсекундно. Но когда ты приезжаешь сюда и видишь все своими глазами, это совсем другое дело, — сказал артист во время визита в город.
Он увидел детей в госпиталях, пострадавших во время обстрела ВСУ, пообщался с ними. Поговорил с врачами, приехавшими спасать людей со всей страны.
— Когда я своими глазами все увидел — у меня многие вопросы отпали, — сказал Миронов.
Григорий Савельев рассуждает:
— Думаю, уважаемый артист вполне искренен. Но у этой истории есть подоплека. Когда возникли проблемы с государственным финансированием Театра Наций, где он художественный руководитель, Евгений Витальевич стал пытаться ситуацию разрешить и пришел в большой кабинет. А ему сказали: «Ну зачем вы, дорогой друг, так себя ведете? Вы на Донбассе, случайно, не были? С людьми не разговаривали? Съездите, Евгений Витальевич, съездите.
Поверьте, много нового узнаете». И он съездил, узнал и вернулся, я думаю, другим человеком.
Кстати, вот вам пример правильной работы с творческой элитой. Ей нужно помочь открыть глаза, выйти за пределы представлений и штампов людей своего круга. Артисты ведь тоже люди и часто видят лишь со своей колокольни.
Глядят, где морковка толще
Дмитрий Журавлев считает, что «перековка» творческой элиты — скорее тактический ход.
— Они просто смотрят, где морковка толще. Если большая часть твоих заработков связана с государством или, скажем, госкорпорациями, то лучше быть патриотом, — пояснил эксперт.
Григорий Савельев добавляет:
— Совсем скоро, 10 сентября, в России единый день голосования. В 21 регионе выбирают губернаторов. Плюс в четырех регионах состоятся довыборы в Госдуму, а еще — выборы в некоторые местные парламенты. При этом избирательные кампании кандидатов у нас традиционно связаны с выступлениями артистов.
Классический пример — тур «Голосуй или проиграешь». Очевидно, что кандидаты будут приглашать артистов. Но сейчас кого попало не пригласишь, иначе возможен серьезный скандал с последствиями.
Эксперт привел в пример события годичной давности в Санкт-Петербурге. Группа «Би-2» выступила на матче за Суперкубок России.
И в свой адрес получила от болельщиков «Зенита» поток оскорблений. Соответствующие видео можно найти в Телеграме. «Долой!.. Уроды! Пошли вон, русофобы!..Уберите их отсюда», — кричал один из зрителей. Позже выяснилось, что «Би-2», чей солист Лева Би-2 (Егор Бортник, признан иноагентом. — «ВМ») был приглашен командой губернатора Александра Беглова. За 15-минутное выступление группа получила 50 тысяч евро. А Бортник между тем яростно критиковал СВО (к счастью, хотя бы не на этом концерте) и вообще плохо отзывался о русских.
— Скандал тогда был очень серьезный. Было даже голосование в соцсетях за суд над Бегловым, инициированное депутатом Госдумы Михаилом Делягиным: дескать, пригласил русофобов, да еще и денег заплатил. Это был серьезнейший удар по имиджу губернатора. И никто не хочет его повторения в своем регионе. Поэтому очевидно, что артистов будут приглашать только «правильных», четко и публично обозначивших актуальную гражданскую позицию. Те, кто хочет среди этих артистов быть — ее и заявляют. Потому что на выборах можно очень хорошо заработать. Добавим сюда корпоративы в госкомпаниях, выступления на юбилеях у чиновников и крупных бизнесменов, которые теперь тоже будут не всех приглашать.
Портить репутацию никто не хочет. Логика в целом у артистов простая: если мы хотим тут зарабатывать, нужно играть по правилам.
Государству проще нанять либералов
Сергей Марков, директор Института политических исследований, категорически не согласен: — И Лепс, и Басков, и многие другие артисты либо сразу, либо в течение нескольких месяцев после начала СВО публично поддержали спецоперацию. Их реально очень много: джазмен с мировым именем Игорь Бутман, эстрадные певицы Юлия Чичерина и Полина Гагарина, рокеры Александр Ф. Скляр и Вадим Самойлов.
Даже Ольга Бузова в этой компании. Режиссеры Михалков, Шахназаров, Кеосаян... Счет на самом деле на десятки идет. Эти люди и на Донбасс постоянно выступать ездили и ездят. Проблема тут в другом. Государство эксплуатирует артистов-патриотов в хвост и в гриву. Но реально платит, и хорошо, либералам — чтобы они за деньги поддержали спецоперацию. Их в той или иной форме покупают.
Григорий Савельев считает, что так оно и есть.
— Я с удовольствием время от времени читаю откровения режиссера Константина Богомолова — мужа патентованной либералки Ксении Собчак. Недавно он набросился на нашу либеральную элиту. Дескать, зажрались, оплакивают свою прошлую сытую жизнь, а не гибель людей на Украине, — рассуждает политолог. — Я бы, возможно, и согласился, но, к сожалению, как-то побывал на спектакле маэстро «Норма» (премьера по одноименному роману Владимира Сорокина состоялась 6 ноября 2019 года. — «ВМ»). Там актеры ходят голыми, имитируют половой акт, ругаются матом, пукают и рассуждают о вкусе фекалий. Или посмотрите его «детище» — сериал «Содержанки» о продажном сексе с «папиками». Константин Богомолов — это такой же Кирилл Сере бренников с его «Нуреевым». И тоже, понятно, за государственные деньги. Но, когда надо, он начинает критиковать элиту, составляющую большую часть публики, на которую он своими постановками работает. И все понимающе улыбаются.
Сергей Марков уточняет:
— У артистов, которые являются искренними патриотами, после публичного объявления своей позиции появятся скорее не новые возможности, а проблемы. Посмотрите, кто руководит нашим шоу-бизнесом. Послушайте наши ФМ-радиостанции. Есть ли там песни про Донбасс, которых написаны уже десятки?
Действительно, политика музыкальных радиостанций в последние 1,5 года изменилась не особо. Да и стоит ли удивляться, если, например, «Наше радио» организовал Михаил Козырев — выпускник американского колледжа и патентованный русофоб. Он же — один из основателей знаменитых фестивалей «Максидром» и «Нашествие», а кроме того — бывший генеральный продюсер радиостанции «Максимум» и ныне действующий ведущий телеканала «Дождь» (признан иноагентом. — «ВМ»). Козырев поддержал майдан 2014 года и организовывал травлю рок-музыкантов-патриотов. Именно с ним связывают исчезновение таких исполнителей, как Чичерина, «Ва-Банкъ»и «Бахыт Компот», из ротаций наших рок-радиостанций.
— Этот парень — просто известная личность, потому что в свое время мелькал в кино и на телевидении. Он как бы видимая верхушка айсберга. Но среди продюсеров других станций и фестивалей таких козыревых — абсолютное большинство, — считает Григорий Савельев. — И должно пройти время, чтобы все изменилось.
Когда пойдем по пути Шолохова
Ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН Игорь Кузнецов согласен, что должно пройти какое-то время:
— Ведь когда началась СВО, многие были уверены, что это на несколько недель. Максимум — месяцев. Поэтому кто-то по привычке начал демонстрировать оголтелый либерализм и ругать власть. А кто поумнее — занял выжидательную позицию. Ждали-ждали и наконец-то поняли, что и СВО, и противостояние с Западом — надолго. Что отсидеться в кустах — уже не выйдет. И свою позицию нужно как-то обозначать. Проблема в том, что шоубизнес, как и журналистика, — среда по определению либеральная. Сама профессия такая.
А вращаешься ты в основном среди своих, в своей тусовке. И артист становится перед дилеммой: если ты патриот, то идешь против своей среды. Если либерал — тебе труднее заработать. Можно вообще до статуса иноагента «долибералиться» и без работы остаться — прецедентов хватает. А жить на что-то нужно. Желательно — так же хорошо, как прежде.
И вот каждый делает свой выбор. Причем даже тот, кто всегда в душе был патриотом, но об этом громогласно не говорил и награду за танк не объявлял. Ну вот самые смелые этот публичный выбор и делают. Да, мы патриоты. Вот доказательство: делимся с армией главной либеральной ценностью -— деньгами.
Эксперт уверен: процесс «перековки» артистов будет долгим.
— Дело еще и в русском менталитете. Это на Западе живут коллективисты: тренд возник, и все тут же выстроились в колонну. Как в Германии в прошлом веке, чем Гитлер и воспользовался. А русский человек по своей природе индивидуалист. Он не станет делать «как все», потому что ему так сказали. Он скажет: «Сначала я сам для себя решу». Но если решит, что да, это путь — его, то пойдет до конца, — пояснил социолог. — На мой взгляд, очень важно, что среди тех, кто объявил себя патриотом, есть по-настоящему известные, популярные артисты. Ведь они тоже лидеры мнений в своей тусовке. И многие из среды шоу-бизнеса будут думать в ключе: ну вот, Лепс и Басков за спецоперацию. Да еще и за подбитые танки платят.
А я за кого? Сначала, конечно, броуновское движение в артистической среде усилится, но постепенно, я думаю, преобладающим трендом станет патриотизм. Но нескоро.
* — внесены в список иностранных агентов
В ТЕМУ
Первым всегда трудно. Уже 23 июня 1941 года писатель Михаил Шолохов перечислил свою Сталинскую премию — 100 тысяч рублей — за роман «Тихий Дон» в Фонд обороны страны. Современники вспоминают: в среде других известных лауреатов это вызвало волну тщательно скрываемого негатива. Поступок Шолохова предполагал, что и иные лауреаты должны поделиться. Как бы то ни было, но вскоре по 50 тысяч рублей внесли поэты Твардовский и Лебедев-Кумач. Личные сбережения в Фонд обороны передали композитор Арам Хачатурян и скрипач Давид Ойстрах.
Из США переводы на десятки тысяч долларов присылал композитор Сергей Рахманинов. Советскую власть он не признавал, но уже в 1941-м публично обозначил позицию: независимо от отношения к большевизму и к Сталину истинные патриоты России должны помогать своей Отчизне. Эти слова было бы хорошо вспомнить «поуехавшим».
СПРАВКА
Во время Великой Отечественной в среде творческой и научной элиты возник почин: строить на свои деньги танки. Так, в апреле 1942 года художники-сатирики Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов — знаменитые «Кукрыниксы» — вместе с поэтами Николаем Тихоновым, Виктором Гусевым, Сергеем Михалковым и Самуилом Маршаком перечислили полмиллиона рублей на строительство тяжелого танка КВ-1, которому дали имя «Беспощадный».
А группа академиков во главе с Владимиром Комаровым и Алексеем Абрикосовым выступила с инициативой отдавать гонорары от платных лекций на строительство танковой колонны «За передовую науку». Позже, в 1943 году, джазоркестр под управлением Леонида Утесова построил два самолета-истребителя Ла-5Ф «Веселые ребята» — так назывался знаменитый довоенный фильм с участием советских джазменов.