Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Инородные артисты: кто заменит уехавших на Запад звезд, оказавшихся предателями Родины

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Инородные артисты: кто заменит уехавших на Запад звезд, оказавшихся предателями Родины
Певец Григорий Лепс во время выступления на стадионе «Волгоград Арена». Григорий стал одним из немногих известных артистов, которые поддерживают СВО / Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
В творческой элите России, похоже, назревает раскол. С одной стороны — «поуехавшие» иноагенты Галкин, Макаревич, Земфира, Слепаков. С другой — Лепс и Басков, пообещавшие заплатить нашим солдатам по миллиону рублей за уничтожение переданных Украине западных танков.

Это мировоззренческий конфликт или пиаригры? Когда в России появится творческая элита, разделяющая боль, надежду и чаяния собственного народа? Она уже формируется или до этого еще далеко?

С инициативой материально помочь российским военным выступил лидер группы «Земляне» Владимир Киселев. Лепс, Басков, телеведущая Юлия Барановская идею поддержали.

— Каждый подбитый завоеванный танк «Леопард» и «Абрамс» мы будем премировать совместно с Министерством обороны, — объявил Владимир Киселев.

— Мы будем помогать нашим бойцам до тех пор, пока держит нас земля, пока мы можем действительно погибнуть за Отечество, и это известно всем и каждому, кто побывал на Донбассе, и не раз, — добавил Григорий Лепс.

Николай Басков отметил:

— Так как мы люди творческие, мы стремимся поддерживать бойцов не только песней, не только гражданской позицией и не только отношением и болью от того, с чем столкнулись.

Надо отметить, что и Лепс, и Басков ездили на Донбасс не только с выступлениями, но и с гуманитарной помощью. Также артисты много раз выступали с поддержкой целей СВО и политики российских властей. Это тем более удивительно, если учесть, что целый ряд не менее известных артистов либо выступили против СВО, либо как минимум не высказались «за» и всячески скрывают свою позицию. То же касается многих известных актеров, режиссеров, театральных деятелей. Значит, мир шоу-бизнеса и творческой элиты все-таки раскололся?

Большинство всегда смотрело за рубеж

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает: — Говорить о реальном расколе пока рано. Ведь большая часть нашей творческой элиты выросла и сформировалась в период позднего СССР, когда все устали ото лжи, дефицита, серости и страстно хотели условной «свободы». А со свободой, джинсами, жвачкой для бедных, иномарками, коттеджами и заграничными путешествиями для более богатых прочно ассоциировался Запад. Неудивительно, что нынешний иноагент Макаревич* во время позднего СССР был открытым антисоветчиком и диссидентом. И, надо отдать должное, своей позиции не поменял — каким был, таким и остался.

Политолог Григорий Савельев добавляет:

— Наши музыканты долгие годы, даже десятилетия, духовно Западом окормлялись. Сейчас мало кто помнит, но нынешний иноагент БГ* в свое время фактически копировал и музыку, и тексты любимых групп, переводя стихи на русский. Поскольку и английский тогда мало кто знал, и пластинки тогдашних «монстров рока» были редкостью и стоили очень дорого, БГ* считался советской рок-звездой, хотя был фактически эпигоном. И даже подводил под это идеологическую базу, когда пел: «Я возьму свое там, где я увижу свое». Лишь много позже мы поняли настоящий смысл этих слов.

Дмитрий Журавлев считает, что дело не в музыке, а в общем принципе формирования элиты.

— Поскольку считалось, что все лучшее на Западе и мы у них всему хорошему учимся, значит, чем больше ты элита, тем ближе ты во всех смыслах к Западу. Поэтому раньше СССР был для тебя «совком», а теперь Россия стала «рашкой». Ну а что «эта страна» может сделать хорошего? Разумеется, ничего. В такой парадигме наша элита и жила, и здесь же брезгливо, хотя и сытно, кормилась.

И что? Неужели спецоперация это отношение изменила? Пусть и не для всех?

Сначала съезди на Донбасс, а потом говори

— Мировоззрение редко меняется быстро. Для этого необходимы какие-то экстраординарные события. Как правило, связанные с угрозой жизни. Люди становятся «другими», попав в серьезную автоаварию и побывав на границе жизни и смерти. Практически все резко и быстро меняются на фронте, где, в частности, очень быстро испаряется атеизм, — рассуждает психолог-консультант Марина Колобнева. — Если у человека подвижная психика — а у творческих людей это норма, — то трансформация происходит быстрее.

Марина Михайловна привела в пример одного из своих любимых актеров — Евгения Миронова. Он, как известно, изначально выступил с критикой СВО. Но потом его убедили съездить в разбитый Мариуполь, и актер развернул свою позицию на 180 градусов.

— Творческие люди, как правило, очень импульсивные. Обычно реагируют моментально, сиюсекундно. Но когда ты приезжаешь сюда и видишь все своими глазами, это совсем другое дело, — сказал артист во время визита в город.

Он увидел детей в госпиталях, пострадавших во время обстрела ВСУ, пообщался с ними. Поговорил с врачами, приехавшими спасать людей со всей страны.

— Когда я своими глазами все увидел — у меня многие вопросы отпали, — сказал Миронов.

Григорий Савельев рассуждает:

— Думаю, уважаемый артист вполне искренен. Но у этой истории есть подоплека. Когда возникли проблемы с государственным финансированием Театра Наций, где он художественный руководитель, Евгений Витальевич стал пытаться ситуацию разрешить и пришел в большой кабинет. А ему сказали: «Ну зачем вы, дорогой друг, так себя ведете? Вы на Донбассе, случайно, не были? С людьми не разговаривали? Съездите, Евгений Витальевич, съездите.

Поверьте, много нового узнаете». И он съездил, узнал и вернулся, я думаю, другим человеком.

Кстати, вот вам пример правильной работы с творческой элитой. Ей нужно помочь открыть глаза, выйти за пределы представлений и штампов людей своего круга. Артисты ведь тоже люди и часто видят лишь со своей колокольни.

Глядят, где морковка толще

Дмитрий Журавлев считает, что «перековка» творческой элиты — скорее тактический ход.

— Они просто смотрят, где морковка толще. Если большая часть твоих заработков связана с государством или, скажем, госкорпорациями, то лучше быть патриотом, — пояснил эксперт.

Григорий Савельев добавляет:

— Совсем скоро, 10 сентября, в России единый день голосования. В 21 регионе выбирают губернаторов. Плюс в четырех регионах состоятся довыборы в Госдуму, а еще — выборы в некоторые местные парламенты. При этом избирательные кампании кандидатов у нас традиционно связаны с выступлениями артистов.

Классический пример — тур «Голосуй или проиграешь». Очевидно, что кандидаты будут приглашать артистов. Но сейчас кого попало не пригласишь, иначе возможен серьезный скандал с последствиями.

Эксперт привел в пример события годичной давности в Санкт-Петербурге. Группа «Би-2» выступила на матче за Суперкубок России.

И в свой адрес получила от болельщиков «Зенита» поток оскорблений. Соответствующие видео можно найти в Телеграме. «Долой!.. Уроды! Пошли вон, русофобы!..Уберите их отсюда», — кричал один из зрителей. Позже выяснилось, что «Би-2», чей солист Лева Би-2 (Егор Бортник, признан иноагентом. — «ВМ») был приглашен командой губернатора Александра Беглова. За 15-минутное выступление группа получила 50 тысяч евро. А Бортник между тем яростно критиковал СВО (к счастью, хотя бы не на этом концерте) и вообще плохо отзывался о русских.

— Скандал тогда был очень серьезный. Было даже голосование в соцсетях за суд над Бегловым, инициированное депутатом Госдумы Михаилом Делягиным: дескать, пригласил русофобов, да еще и денег заплатил. Это был серьезнейший удар по имиджу губернатора. И никто не хочет его повторения в своем регионе. Поэтому очевидно, что артистов будут приглашать только «правильных», четко и публично обозначивших актуальную гражданскую позицию. Те, кто хочет среди этих артистов быть — ее и заявляют. Потому что на выборах можно очень хорошо заработать. Добавим сюда корпоративы в госкомпаниях, выступления на юбилеях у чиновников и крупных бизнесменов, которые теперь тоже будут не всех приглашать.

Портить репутацию никто не хочет. Логика в целом у артистов простая: если мы хотим тут зарабатывать, нужно играть по правилам.

Инородные артисты: кто заменит уехавших на Запад звезд, оказавшихся предателями Родины Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва

Государству проще нанять либералов

Сергей Марков, директор Института политических исследований, категорически не согласен: — И Лепс, и Басков, и многие другие артисты либо сразу, либо в течение нескольких месяцев после начала СВО публично поддержали спецоперацию. Их реально очень много: джазмен с мировым именем Игорь Бутман, эстрадные певицы Юлия Чичерина и Полина Гагарина, рокеры Александр Ф. Скляр и Вадим Самойлов.

Даже Ольга Бузова в этой компании. Режиссеры Михалков, Шахназаров, Кеосаян... Счет на самом деле на десятки идет. Эти люди и на Донбасс постоянно выступать ездили и ездят. Проблема тут в другом. Государство эксплуатирует артистов-патриотов в хвост и в гриву. Но реально платит, и хорошо, либералам — чтобы они за деньги поддержали спецоперацию. Их в той или иной форме покупают.

Григорий Савельев считает, что так оно и есть.

— Я с удовольствием время от времени читаю откровения режиссера Константина Богомолова — мужа патентованной либералки Ксении Собчак. Недавно он набросился на нашу либеральную элиту. Дескать, зажрались, оплакивают свою прошлую сытую жизнь, а не гибель людей на Украине, — рассуждает политолог. — Я бы, возможно, и согласился, но, к сожалению, как-то побывал на спектакле маэстро «Норма» (премьера по одноименному роману Владимира Сорокина состоялась 6 ноября 2019 года. — «ВМ»). Там актеры ходят голыми, имитируют половой акт, ругаются матом, пукают и рассуждают о вкусе фекалий. Или посмотрите его «детище» — сериал «Содержанки» о продажном сексе с «папиками». Константин Богомолов — это такой же Кирилл Сере бренников с его «Нуреевым». И тоже, понятно, за государственные деньги. Но, когда надо, он начинает критиковать элиту, составляющую большую часть публики, на которую он своими постановками работает. И все понимающе улыбаются.

Сергей Марков уточняет:

— У артистов, которые являются искренними патриотами, после публичного объявления своей позиции появятся скорее не новые возможности, а проблемы. Посмотрите, кто руководит нашим шоу-бизнесом. Послушайте наши ФМ-радиостанции. Есть ли там песни про Донбасс, которых написаны уже десятки?

Действительно, политика музыкальных радиостанций в последние 1,5 года изменилась не особо. Да и стоит ли удивляться, если, например, «Наше радио» организовал Михаил Козырев — выпускник американского колледжа и патентованный русофоб. Он же — один из основателей знаменитых фестивалей «Максидром» и «Нашествие», а кроме того — бывший генеральный продюсер радиостанции «Максимум» и ныне действующий ведущий телеканала «Дождь» (признан иноагентом. — «ВМ»). Козырев поддержал майдан 2014 года и организовывал травлю рок-музыкантов-патриотов. Именно с ним связывают исчезновение таких исполнителей, как Чичерина, «Ва-Банкъ»и «Бахыт Компот», из ротаций наших рок-радиостанций.

— Этот парень — просто известная личность, потому что в свое время мелькал в кино и на телевидении. Он как бы видимая верхушка айсберга. Но среди продюсеров других станций и фестивалей таких козыревых — абсолютное большинство, — считает Григорий Савельев. — И должно пройти время, чтобы все изменилось.

Когда пойдем по пути Шолохова

Ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН Игорь Кузнецов согласен, что должно пройти какое-то время:

— Ведь когда началась СВО, многие были уверены, что это на несколько недель. Максимум — месяцев. Поэтому кто-то по привычке начал демонстрировать оголтелый либерализм и ругать власть. А кто поумнее — занял выжидательную позицию. Ждали-ждали и наконец-то поняли, что и СВО, и противостояние с Западом — надолго. Что отсидеться в кустах — уже не выйдет. И свою позицию нужно как-то обозначать. Проблема в том, что шоубизнес, как и журналистика, — среда по определению либеральная. Сама профессия такая.

А вращаешься ты в основном среди своих, в своей тусовке. И артист становится перед дилеммой: если ты патриот, то идешь против своей среды. Если либерал — тебе труднее заработать. Можно вообще до статуса иноагента «долибералиться» и без работы остаться — прецедентов хватает. А жить на что-то нужно. Желательно — так же хорошо, как прежде.

И вот каждый делает свой выбор. Причем даже тот, кто всегда в душе был патриотом, но об этом громогласно не говорил и награду за танк не объявлял. Ну вот самые смелые этот публичный выбор и делают. Да, мы патриоты. Вот доказательство: делимся с армией главной либеральной ценностью -— деньгами.

Эксперт уверен: процесс «перековки» артистов будет долгим.

— Дело еще и в русском менталитете. Это на Западе живут коллективисты: тренд возник, и все тут же выстроились в колонну. Как в Германии в прошлом веке, чем Гитлер и воспользовался. А русский человек по своей природе индивидуалист. Он не станет делать «как все», потому что ему так сказали. Он скажет: «Сначала я сам для себя решу». Но если решит, что да, это путь — его, то пойдет до конца, — пояснил социолог. — На мой взгляд, очень важно, что среди тех, кто объявил себя патриотом, есть по-настоящему известные, популярные артисты. Ведь они тоже лидеры мнений в своей тусовке. И многие из среды шоу-бизнеса будут думать в ключе: ну вот, Лепс и Басков за спецоперацию. Да еще и за подбитые танки платят.

А я за кого? Сначала, конечно, броуновское движение в артистической среде усилится, но постепенно, я думаю, преобладающим трендом станет патриотизм. Но нескоро.

* — внесены в список иностранных агентов

В ТЕМУ

Первым всегда трудно. Уже 23 июня 1941 года писатель Михаил Шолохов перечислил свою Сталинскую премию — 100 тысяч рублей — за роман «Тихий Дон» в Фонд обороны страны. Современники вспоминают: в среде других известных лауреатов это вызвало волну тщательно скрываемого негатива. Поступок Шолохова предполагал, что и иные лауреаты должны поделиться. Как бы то ни было, но вскоре по 50 тысяч рублей внесли поэты Твардовский и Лебедев-Кумач. Личные сбережения в Фонд обороны передали композитор Арам Хачатурян и скрипач Давид Ойстрах.

Из США переводы на десятки тысяч долларов присылал композитор Сергей Рахманинов. Советскую власть он не признавал, но уже в 1941-м публично обозначил позицию: независимо от отношения к большевизму и к Сталину истинные патриоты России должны помогать своей Отчизне. Эти слова было бы хорошо вспомнить «поуехавшим».

СПРАВКА

Во время Великой Отечественной в среде творческой и научной элиты возник почин: строить на свои деньги танки. Так, в апреле 1942 года художники-сатирики Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов — знаменитые «Кукрыниксы» — вместе с поэтами Николаем Тихоновым, Виктором Гусевым, Сергеем Михалковым и Самуилом Маршаком перечислили полмиллиона рублей на строительство тяжелого танка КВ-1, которому дали имя «Беспощадный».

А группа академиков во главе с Владимиром Комаровым и Алексеем Абрикосовым выступила с инициативой отдавать гонорары от платных лекций на строительство танковой колонны «За передовую науку». Позже, в 1943 году, джазоркестр под управлением Леонида Утесова построил два самолета-истребителя Ла-5Ф «Веселые ребята» — так назывался знаменитый довоенный фильм с участием советских джазменов.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.