Главное
Истории
Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Пианист Юрий Розум: Музыке нужен шторм

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Пианист Юрий Розум: Музыке нужен шторм
Фото: РИА Новости

В этом году выдающийся пианист, народный артист России Юрий Розум отмечает несколько юбилеев сразу. В феврале ему исполнилось 70 лет, 20 лет стукнет созданному им международному фонду, минуло 30 лет, как он сыграл первый благотворительный концерт, и 50 — как начал творческую деятельность. А недавно маэстро наградили орденом Почета. О жизни, судьбе и, конечно, музыке мы и поговорили со знаменитым музыкантом.

Собеседник Юрий Розум исключительный, говорить с ним — одно удовольствие.

— Юрий Александрович, я не путаю, вы москвич?

— Да, и родился в знаменитом роддоме Грауэрмана. Но москвич я лишь в первом поколении, поскольку отец (Александр Григорьевич Розум — баритон, педагог, народный артист РСФСР. — «ВМ») родился под Москвой, а мама (Галина Дмитриевна Рождественская — народная артистка России, дирижер-хормейстер Академического хора русской песни радио и телевидения СССР. — «ВМ») — под Тулой. Дед по маминой линии был из семьи священников (прапрадед мой — архимандрит Агафангел). Больше всех из родни я любил именно деда по маме, Дмитрия Николаевича Рождественского. Он в 32 года, молодой и здоровый, отбарабанил полгода в тюрьме. Будущий нарком внутренних дел Абакумов тогда был просто следователем, вел дело деда, садистски избивал его на допросах и страшно издевался. Дед вышел на волю инвалидом II группы, с выбитыми зубами.

— А что ему инкриминировали? Отца-священника?

— Нет, нечто вроде экономической диверсии, как это бывало. Знаете, что поразительно? Дед вышел инвалидом, задыхался, дышать нормально не мог, но для таких увечий прожил достаточно долго, до семидесяти!

А у папы линия была попроще, тянулась из Белоруссии, оттуда и наша фамилия. Деда по отцу я не видел, его расстреляли в 1937-м. Родом он был из-под Минска, работал там железнодорожным обходчиком и, переехав сюда, тоже устроился на железную дорогу. Он женился на подмосковной крестьянке, и у них было семеро сыновей. Отец был средним. Старший его брат, кстати, стал хорошим художником, архитектором — у меня висит папин портрет его кисти.

— Вот вам и «деревенская линия»…

— Да, это удивительно. Отец был невероятно одарен — и вокально, и эмоционально. Он не только потрясающе пел, но был мастером художественного слова и планировал стать именно чтецом. Очень много знал наизусть! А на путь вокала встал уже взрослым и почти случайно — подменил заболевшего артиста, благо всем было известно, что у него хороший голос, это выступление услышал солист Большого театра и посоветовал ему учиться, поскольку все данные для этого у него были налицо. Он пошел по этому пути, как по лесенке — выше, выше, попал в мамин хор, и у них случился роман. Мама, кстати, понимала, что папин голос не для хора, и потому всячески его оттуда выдавливала. Папа какое-то время работал на эстраде, выступал, например, в кинотеатре «Художественный» перед сеансами, а потом стал солистом Ансамбля советской оперы, который создали для того, чтобы представлять премьеры. Полностью пойти по оперному пути он не смог: в детстве, упав с печки, вдребезги разбил правый локоть, а для оперного действия артистам необходима возможность свободного жеста. Но у него был колоссальный репертуар!

— То есть на музыку вас «зарядили» родители?

— В большей степени бабушка. В девичестве она была Катариной фон Штраух, ее отец, прибалтийский немец, переехал в Тверскую область и стал землевладельцем. Бабка была лихой: по утрам скакала амазонкой по полям, а после чехвостила кухарку или конюха, ибо характер у нее был вреднейший — пока до слез не доведет, не успокоится. Жили они подо Ржевом, на Волге — эти места для меня дороги. После окончания питерской консерватории бабушка стала профессиональной пианисткой, относила себя к интеллигенции и зятя считала деревней. А он смеялся: все говорят, что мне памятник надо при жизни поставить за то, что я много лет жил вместе с тещей, да еще такой. Бабушка дважды в неделю преподавала в Горках Ленинских хоровое пение, давала уроки и присматривала за мной. Перед лицом вечности я ей благодарен: родителей постоянно не было дома, а она следила, чтобы я занимался. И дед следил, но он музыкантом не был, и если я хоть что-то бренчал, он кивал: «Конечно, Юра занимался!», за что я его обожал. А с бабкой мы часто ругались.

— А посадили вас за рояль года в три, наверное?

— В пять. И никаких способностей я не выказывал. Но любовь к музыке у меня была очевидна; видимо, она у меня появилась еще в мамином животе, она же постоянно репетировала с хором и со студентами.

— И в чем эта любовь выражалась?

— Я обожал, когда мама брала меня на занятия и репетиции. И не ложился спать, пока вся семья, выстроившись, не пела мне несколько моих любимых песен. При этом я сам, когда пел, не слышал, как воспроизводились звуки, и мама решила, что у меня нет ни слуха, ни способностей. Но когда мне исполнилось пять, ее концертмейстер обнаружила, что я легко воспроизвожу аккорды, которые она берет, не зная нот по названиям, но зная, как звучит каждая из них. Она и сказала маме, что у меня абсолютный слух, в чем потом мама убедилась. Мой первый педагог была профессиональна и холодна. Ее волновало одно: чтобы я в совершенстве сыграл пару этюдов. Заниматься я не хотел и выл со скуки: друзья гуляют, а я сижу! Мы жили на Пресне и местная шпана дневала-ночевала на улице. Все было по классике: игры, беготня, помню, как в зоопарке мы залезали в клетки к птицам, например за перышками...

— Хорошо не к тиграм за хвостами…

— Ну да. И в милицию попадали. А потом я начал сочинять и рассказывать страшные истории, фантазия была неукротимой, все собирались и слушали. Все это было интереснее, чем сидеть у рояля! И только когда меня отдали в ЦМШ (Центральная музыкальная школа при МГК им. П. И. Чайковского. — «ВМ»), у меня появилась настоящая учительница, Анна Артоболевская, в которую я влюбился на всю жизнь. Она вспоминала, кстати, что я был единственным из всех ее учеников, с кем ей не пришлось работать над постановкой руки, они от природы очень естественно располагались на клавиатуре. Аннушка гениально умела пробудить интерес к музыке, но не требовала никакого профессионализма: «Не получилось? Возьми что-то другое!» А я был жуткий лентяй и долгие годы самый слабый ученик. Разве что по слуху ко мне не было вопросов — диктанты я писал с первого раза. Но все и всегда делал в последний момент.

В общем, в восьмом классе у нас был переводной экзамен. Пришла комиссия из консерватории, а я умудрился запутаться от волнения в первых аккордах Второго концерта Рахманинова! Какую-то оценку, вроде четверки, я получил, но было принято решение: меня оставят учиться при условии, что поменяют педагога на консерваторского преподавателя. Так я попал в стальные объятия Евгения Васильевича Малинина, впоследствии — народного артиста СССР. Он набрал класс из шести человек и объяснил, что это — консерватория, и тут другие законы. «И тебя, Юра, никто заставлять что-то делать не будет. Но пока ты наизусть не знаешь произведений, в классе не появляйся, терпеть такую игру, как терпела Анна Даниловна, я не буду!» — подытожил он. И я почувствовал, что шутки плохи.

Вскоре, когда что-то стало получаться, я начал ощущать радость именно от занятий, быстро стал расти и из самого слабого ученика превратился в первого, и в консерваторию поступил с большим отрывом по баллам от всех остальных. На втором курсе меня отправили в Югославию, на международный фестиваль, а на третьем я с первого захода прошел на самый престижный и сложный конкурс того времени — конкурс королевы Елизаветы в Брюсселе, где огромная программа, три тура, причем третий — двойной. Помимо этого, каждому участнику надо было уже в Брюсселе выучить пьесу, специально написанную для конкурса, сыграть ее с оркестром и еще исполнить концерты для фортепиано с оркестром. А Советскому Союзу на конкурсе нужно было получить первую премию, ибо два предыдущих победителя конкурса к тому времени эмигрировали — это Катя Новицкая и Валера Афанасьев.

— Вас начали готовить как-то по-особенному?

— Во-первых, меня освободили от посещения лекций. Во-вторых, я интенсивно занимался с Евгением Малининым и его ассистентом.

В итоге я прошел на конкурс королевы Елизаветы. Но из-за своего свободомыслия (чтения Солженицына, регулярной исповеди в ТроицеСергиевой лавре, занятия йогой) был взят на заметку в КГБ. И буквально накануне поездки мне сказали, что паспорт мой не готов. Мне говорили: ничего страшного в этом нет, поедешь позже, успеешь сыграть в конце тура. Но родители сразу все поняли...

— Ничего себе… Это вам так «дали по носу»?

— Да. Причем меня предупреждали, что вести себя надо иначе. После истории с Брюсселем ректор открыто сказал: хорошо бы тебе, Юра, вступить в партию. Я отказался, и он попросил: «Ну хоть веди себя, по крайней мере, как нужно… Хочешь читать это — читай, но не делай всеобщим достоянием». А мне казалось, что если я на курсе фактически лидер, мне все позволено. В общем, система меня поломала серьезно.

— Но почему же случилась эта атака?

— Они считали, что я эмигрирую. У них же стандартное мышление. Ходит в церковь, читает Солженицына? Точно готовится бежать!

— Хочу уточнить: вы сказали «ходит в церковь»? В те времена это было нечасто. В вашей семье…

— В семье это поддерживалось, но на самом деле я и сам по себе лет с четырнадцати интересовался всякими духовными вопросами. Искал себя… Йогой серьезно занимался. Два года сидел на целибатстве — без мяса и рыбы, без чая и кофе, без алкоголя и девушек. Это в йоге делается для очищения и достижения «выравнивания сознания» — когда добиваются, чтобы оно стало как зеркальная гладь. Я полагал, что, войдя в это состояние, начну играть как-то иначе. А потом понял, что музыке нужны цунами, шквалы, шторма! Оказалось, я два года шел не туда и стал плохо играть. Полная каша была в голове, что, наверное, для молодого человека норма, но итог был печальным. Однажды Малинин сказал мне: «Когда ты поступал, тебя было интересно слушать, при всех профессиональных недочетах. А сейчас вроде все у тебя получается, все виртуозно, а слушать невозможно! Что с тобой происходит?» И я понял… Но возвращать внутренний огонь, без которого музыка невозможна, пришлось тоже не год.

— Итак, бежать вы не собирались.

— Никогда, клянусь. Тем горше было от того, что со мной вроде бы никто ни о чем не говорил и от участия в предварительных отборах меня никто не отстранял, но в последний момент меня аккуратно так, технично задвигали.

— Это известная технология. Спаслись от гнева спецслужб в новые времена?

— Вы знаете, нет. Спасла меня армия. Я со своим красным дипломом по окончании консерватории никаких рекомендаций никуда не получил и отправился в военный оркестр. Отслужил полтора года срочной службы, стал отличником боевой и политической подготовки. Там поняли, что я никуда не хочу сбегать и именно от лица моего армейского начальства я подал документы на конкурс королевы Софии в Мадриде. Они поручились за меня, и я их не подвел — стал лауреатом. Но играл я, в принципе, неважно.

— Сказалась армия? Вряд ли вы там часто играли.

— Нет, конечно, и мотивации не было. Но прошло полгода после Мадрида, и меня направили на конкурс в Барселону, и к этому времени пианистическую форму я уже восстановил, и мне единогласно дали первую премию. Тут же посыпались приглашения на гастроли от разных компаний. Но сопровождавшая меня дама из органов все отметала: он ничего не подписывает, все присылайте в Госконцерт, а Госконцерт отвечал — Розум занят, Розум болен, он где-то там… Постепенно предложения иссякли: кому интересно работать впустую. И на гастроли я поехал много позже, когда стал выездным, что немало удивило сотрудников Минкульта. За мной присматривали, но все-таки мои выезды были ограничены рамками соцлагеря.

— Представляю, как вам хотелось другого, особенно после триумфа в Монреале…

— Я хотел одного: живя в России, свободно разъезжать по миру и играть. Это получилось позже, благодаря Горбачеву, открывшему границы, то есть уже в новом времени, начиная с 1991– 1992 годов. Сначала я поехал в Турцию, там меня пригласили в Германию, а после частного концерта под Ульмом позвали на профессиональные концерты в залы по всей стране. Потом были Австрия, Америка, Австралия, Латинская Америка. В общем, если бы я получил ту первую премию в Брюсселе, которую мне предрекали, все началось бы раньше, а так, когда я начал гастролировать, успехи мои были подзабыты. Мне все пришлось начинать с нуля.

— Слава богу, не сломали жизнь, но навредили...

— Тормознули меня крепко. Но Бог не посылает непосильных испытаний. Значит, мне надо было через это пройти. Это дало опыт. Где я только не играл! Солисту Московской областной филармонии, которым я успел поработать, концертных залов не давали — играли мы в клубах, школах, детсадах и профилакториях, а иной раз в таких дырах, что вспоминать страшно. И это была грандиозная школа жизни! Но и там бывали светлые моменты, уверяю вас.

— В этом году, помимо вашего юбилея, отмечается юбилей организованного вами фонда. Вы много лет реально поддерживаете юные таланты. А как и когда зародилась мысль об этом?

— Когда начал гастролировать по Советскому Союзу. Иногда в захолустье я встречал удивительно одаренных ребят и говорил их педагогам — им нужно ехать учиться, потому что они все схватывают на ходу, чувствуют музыку! А потом возвращался через год-другой, а этот юный талант уже или спился, или лечится от наркомании, а то и в колонии сидит, поскольку вошел в какую-то группировку. Я всегда повторяю: талант сам по себе еще ничего не гарантирует.

— Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами, как сказал Лев Озеров.

— Да, поскольку бездарность несокрушима, не так ранима, как талант. Не поможешь таланту — темные силы утащат его на самое дно, он и там будет лидером. Понимая это, я и занялся фондом. Наши стипендиаты реально каждый месяц получают от 3000 до 10 000 рублей. Я очень благодарен всем меценатам, которые помогают фонду работать, и у меня болит, конечно, голова о том, как добыть денег, но итоги того стоят. Мы устраиваем концерты, и дети, которым помогал фонд, сами становятся благотворителями — помогают другим детям, растущим в трудных ситуациях. К тому же, когда ребенок играет и видит воздействие на сверстников, это меняет его отношение к музыке и жизни. Среди наших стипендиатов — Даниил Трифонов (номер один молодого поколения), уникальный слепой музыкант Олег Аккуратов, замечательная народная певица Елизавета Антонова и сотни и сотни других…

— Это ваша миссия?

— Да, мне кажется, даже более важная, чем преподавание. Честно вам сказать, я и не преподаю в традиционном смысле этого слова, я делюсь своим опытом со студентами, приоткрываю им подводные камни, помогаю раскрыть особые секреты фортепианного мастерства. Студенты мне понятны: многие балансируют между желанием творчества и непреодолимой ленью, тем более существует некий скос в сторону интернета и рассеянного сознания. Некоторые приходят зажатыми, не слышат, как живет мелодия, как она стремится к главной точке и как с нее нисходит, как взаимодействует мелодия с аккомпанементом и что нужно сделать, чтобы музыка начинала разговаривать и дышать… Многие не чувствуют смысла музыки, а увлечены только виртуозным моментом и внешней эффектностью. Я стараюсь провести их вглубь и одновременно к звездам. Поэтому, кстати, возникли фестивали, которые оказались невероятно востребованными — это «Звездный десант» и «Музыкальная мастерская Юрия Розума», которые мы организуем совместно с Российским фондом культуры и Газпромнефтью. На фестивали я привожу с собой команду замечательных педагогов, которые не только объясняют что-то, но и сами показывают, как и что играть. Это важно для молодых — такой опыт.

— Что планируете в ближайшее время?

— Завершив первое пятидесятилетие своей творческой деятельности, я вхожу во второе. Я очень надеюсь продолжить все направления своей музыкальной жизни, опираясь на приобретенный опыт и профессионализм, с еще большей любовью к музыке и России.

ДОСЬЕ

Юрий Александрович Розум родился 22 февраля 1954 года в Москве, народный артист России, лауреат международных конкурсов, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных и Московского государственного института музыки им. Шнитке. Лауреат международных конкурсов имени королевы Софии в Мадриде, имени Марии Канальс в Барселоне, в Монреале. Гастролировал в Европе, США, Аргентине. Записал около 20 компакт-дисков. В 2004 году его имя было присвоено Загорянской школе искусств, в 2013-м — музыкальной школе на базе Русской школы-пансиона на Мальте, в 2018-м — Детской школе искусств г. Сатка. В 2005 году основал Международный благотворительный фонд Юрия Розума, помогающий музыкально одаренным детям. Основатель международного фестиваля искусств «Звездный» и всероссийских музыкальных фестивалей «Звездный десант», «Музыкальная мастерская Юрия Розума» и «Где рождается искусство».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.