Как искать работу, когда рекрутинговые платформы отсеивают соискателей за 30 секунд
Сюжет:
Эксклюзивы ВМПо данным независимых рекрутинговых агентств, после внедрения умных лент онлайн-платформами по поиску работы 95 процентов кандидатов отсеиваются на этапе отбора резюме. Бывает, что бот присылает шаблонный отказ в первые 30 секунд, но чаще соискатели просто не получают обратной связи и начинают сильно стрессовать, сомневаясь в своих компетенциях. Что происходит и как конкурировать на рынке труда в новых реалиях — рассуждают эксперты.
Внедренные крупными онлайн-платформами умные ленты по поиску работы стали наказанием для соискателей и рекрутеров. Сначала никто не понимал, что происходит... почему соискатели пачками получают отказы, а работодатель не может оперативно найти специалиста на нужную позицию. Как действовать, чтобы ваше резюме «зелетело» работодателю, мы разобрались с экспертами.
«Продвинутый» пролетает
— Отправляю резюме, опыт соответствует, последнее место работы престижное, возраст далеко не пенсионный, и сразу отказ, — недоумевали соискатели. Специалисты по рынку труда уже знали — дело во внедрении алгоритмов, которые «оптимизируют» кандидатов как бог на душу положит.
Как происходит «выбраковка»? Да очень просто — по ключевым словам. Например, алгоритм видит, что в теле вакансии указаны программы «Эксель», «1С» или требуется знание языка программирования «Питон», а соискатель работает на более продвинутом базисе и этих «скиллов» в своем резюме не указал.... Тем хуже для него, «продвинутый» пролетает.... По мнению эйчаров, алгоритмы — одна из самых непрозрачных и одновременно критически важных частей платформ, и обойти их довольно непросто.
Рекрутер Анна Попова считает, что соискателем не лишне знать о том, что умные ленты обслуживают интересы работодателей и помимо настройки по чисто механическим параметрам могут содержать «некрасивые», не соответствующие закону фильтры.
— Например, это могут быть ограничения по полу или по возрасту. Работодатель задает запрос: «Финансовый аналитик, женщина, не старше 40 лет», все, кто не проходит по этому критерию, сразу получают отказ от бота, — рассказала собеседница «Вечерней Москвы».
По ее мнению, сейчас в рекрутинге настал очень странный момент, ставящий под сомнение эффективность онлайн-поиска как такового.
Фильтры и цифровой имидж
— «Живое» резюме просто не может быть составлено так, как нравится этой машине, потому что человек описывает свой опыт, а не компетенции, модные в данный момент в том или ином сегменте, — считает Анна Попова. — Именно поэтому множество отличных кандидатов оказывается сейчас «за бортом». Разумеется, рекрутинговые агентства, в отличие от эйчаров, сидящих в отделе кадров, просматривают резюме вручную, не рассчитывая на искусственный интеллект, но дело в том, что благодаря роботам нам приходится делать двойную работу — не только подбирать кандидатов, но и отыскивать тех, кого они забраковали.
Помимо ключевых слов на рейтинг резюме влияют такие параметры, как дата последнего обновления, активность соискателя — к примеру, «Хеадхантер» отслеживает пользовательские действия: как часто вы заходите на сайт, как реагируете на ответы работодателей.
Но самый «забавный» фильтр — это зарплатные ожидания и опыт работы. Если в вашем отклике указана зарплата выше предложенной, то резюме будет опущено. Если ниже, то же самое. Казалось бы, проще совсем не указывать доход.... Но и тогда можно нарваться на фильтр «не показывать резюме без указания дохода».
Выход — ставить диапазон, близкий к рыночному. Еще веселее с опытом. Если его мало или нет совсем, все понятно. Ну а если опыта два или три десятка лет, а человек претендует на низкие и средние позиции, он не пройдет тем более, потому что он «оверквалифайд» (от англ. overqualified — «сверхквалифицированный». — «ВМ»). «Слишком знающий» сотрудник — стародавняя страшилка рынка.
Эксперты обращают внимание и на то, что в наше время имеет значение «цифровой имидж» — многие работодатели ищут дополнительную информацию о соискателе в соцсетях. Слишком откровенные фото, избыточные сведения о себе, своей семье и личной жизни работают в минус, так же как и профиль с невнятным аватаром, одним подписчиком и последним посещением аккаунта семь лет назад. Совсем уж удивительная история, которая может не понравиться сейчас в найме, — это опыт предпринимательства.... Логика отказа та же, что и со слишком квалифицированными сотрудниками, — работодателю кажется, что такой человек будет не слишком мотивирован ходить в офис и сидеть там от звонка до звонка….
Робот с человеческим лицом
Руководитель пресс-службы платформы hh.ru Евгения Фомина с претензиями к онлайн-поисковикам не согласна, по ее мнению, задача технологических решений — «помочь пользователям и сделать процесс более простым и эффективным для всех участников, а не ломать его и безосновательно отсеивать резюме».
— В случае рекрутеров искусственный интеллект автоматизирует рутинные этапы найма: скрининг резюме, первичную коммуникацию, составление вакансий. Рекрутерам это дает рост скорости, экономию времени и ресурсов на качественное общение с кандидатом, и финальное решения о найме — ответственность человека. ИИ может быть помощником, но не судьей. В итоге получается гибридный подход: ИИ автоматизирует рутину, человек остается стратегом и «человеком в процессе». За рекрутером остаются все этапы, связанные с оценкой нестандартных резюме, мягких навыков, мотивации, совпадением культур кандидата и компании, нестандартных кандидатов и их потенциала, — утверждает Евгения Фомина.
С этой целью российская рекрутинговая платформа запустила в этом году AI-ассистент на базе большой языковой модели. Его задача — автоматизировать ключевые этапы найма. Сервис сейчас работает в бета-режиме на ограниченное количество пользователей. ИИ-помощник позволяет автоматизировать самые трудоемкие этапы поиска кандидата: создание вакансии, отправку приглашения, разбор откликов и ведение первичного общения.
Борьба за место
Что же касается соискателей, которым стало еще сложнее найти работу, онлайн-рекрутеры напоминают, что нужно учитывать конкуренцию за рабочие места, которая в этом году только усилилась.
— Мы измеряем уровень конкуренции через наш индекс — он показывает соотношение количества активных резюме к количеству активных вакансий на рынке в выбранной профобласти. Если год назад этот показатель был на уровне 4,8, то сейчас конкуренция за рабочие места выше — 8,6 резюме на одну вакансию, — продолжает Евгения Фомина.
Она подчеркивает, что в разрезе профобластей индекс отличается, в ряде направлений — особенно «беловоротничковых» — конкуренция за работу выше, чем в рабочих профессиях, ретейле, медицине.
— Например, если в сфере маркетинга сейчас приходится 27,2 резюме на одну вакансию, то в сфере розничной торговли всего 2,6 резюме на одну вакансию, в области рабочего персонала — 5,5, в медицине — 4,2. Соответственно, найти работу сварщика статистически проще, чем SMM-менеджера. Важно понимать, что рынок труда становится все более навыкоориентированным, и наши данные говорят, что главной причиной несостоявшегося трудоустройства в этом году стало несоответствие навыков и квалификации кандидатов требованиям вакансии (58 процентов отказов). Таким образом, основная проблема кандидатов, которые сталкиваются с отказами компаний, — это именно непопадание в ожидания работодателя, — заключает Евгения Фомина.
Устойчивость к отказам
Какая стратегия будет эффективной? По мнению рекрутеров, это анализ своих компетенций, обновление и актуализация профессиональных знаний. Это можно делать своими силами, изучая требования компаний к специалистам, или с помощью карьерных консультантов. Кроме того, сейчас платформы позволяют оценивать уровень целого ряда знаний и получить соответствующий сертификат, который будет для работодателя и «алгоритмов» дополнительным преимуществом при отборе кандидатов.
Дополнительным шагом может стать обращение в кадровое агентство, которых на рынке тоже довольно много.
Психолог-консультант, автор книг по практической психологии и самопомощи Илья Шабшин добавляет, что поиск работы в любом случае потребует душевной стойкости и оптимизма.
— Первое, чем необходимо запастись, если вы решились искать новую работу, — это сильная мотивация — у вас должен быть заготовлен четкий ответ на вопрос, ради чего я прохожу этот большой и трудный путь. Лучше, если мотивация будет разноплановой, то есть вас интересует не только финансовая сторона, но и профессиональная самореализация, карьерный рост, интересное окружение. Это особенно важно сейчас, когда нам приходится продираться сквозь роботов, автоответчики, нейросети, которые по мере развития рыночной экономики и общественного тренда на функциональное отношение к людям (человек человеку пока не волк, но уже не друг) занимают все больше места в нашей жизни, — говорит Илья Шабшин.
Эксперт добавляет, что мотивацию имеет смысл прописать на бумаге, потому что «при стрессе или эмоциональном спаде, скорее всего, будет трудно вспомнить, зачем это все».
— Эту технику называют «Письмо себе на черный день», но можно придумать и более позитивное название, — говорит он.
Другая сторона психологической устойчивости — это знание своих сильных сторон.
— Все знают, для того, чтобы успешно пройти собеседование, необходимо уметь себя презентовать, но многие упускают, что в своих знаниях, опыте, навыках нужно быть абсолютно уверенным — пропишите, что у вас получается лучше всего, по вашему мнению, а что — по отзывам других людей, — продолжает Илья Шабшин.
Третий момент, о котором советует задуматься психолог, — это устойчивость к отказам.
— Дело в том, что история с поиском работы может затянуться, и человеку, скорее всего, предстоит пройти несколько этапов собеседований в разных компаниях, получить ряд отказов. Важно научиться правильно относиться к этой ситуации, извлекать из нее опыт, а не подтверждение личной неполноценности. Дело в том, что принимать отказ на свой счет — типичная ошибка восприятия, которая была исследована американским психологом, автором концепции «приобретенного оптимизма» Мартином Селигманом. Он изучал пессимистическое мышление и такой феномен, как «приобретенная беспомощность», при которой люди, подверженные «неконтролируемым» событиям, становились пассивными, готовыми к неудачам. В этом смысле нужно понимать, что помимо несоответствия ожиданиям работодателя на результат собеседования влияет масса других факторов, которые могут вообще не зависеть от соискателя. К примеру, много лет назад у меня была клиентка, которая прошла несколько предварительных собеседований в банк, но на завершающем этапе, уже после того, как ее кандидатуру одобрил шеф, ей позвонил кадровик и сказал, что отбой. Ей было очень обидно, она плакала у меня в кабинете. А спустя недели три она узнала, что на ее должность взяли дочку одного из акционеров, — заключает Илья Шабшин.
Угол зрения
Карьерный консультант Максим Ильяхов полагает, что безнадежных ситуаций не бывает, нужно просто поменять оптику.
— Мы видим мир исходя из своих целей — в нем слишком много всего, поэтому мозг фильтрует то, что нам в данный момент не нужно. А если мы чего-то не видим, для нас этого нет. Когда мы не голодны, мы не замечаем ближайшие кафе. А когда голодны, замечаем. Когда мы на диете и торта хочется особенно сильно, все они начинают ярко подсвечиваться в витринах кофеен, хотя раньше мы могли их просто не видеть, — напоминает он.
Максим Ильяхов рекомендует не только рассылать резюме , но и активно изучать свои ресурсы: читать статьи, обращать внимание на карьерные возможности, ходить на вебинары и офлайновые мероприятия, выходить на профессиональное окружение, написать о том, что вы ищете работу, в соцсетях.
Психолог Илья Шабшин соглашается, что поиск места через профессиональные знакомства — хорошая альтернатива платформам, особенно в эпоху засилья роботов и умных лент.
— Когда меня спрашивают, насколько уместно предлагать свою кандидатуру людям более высокого положения, я обычно сравниваю это с романтическими знакомствами. Прилично ли предложить девушке сходить в кино? Важно понимать грань между навязчивостью и настойчивостью — это разные вещи. Если человек уже получил отказ и продолжает обращаться с какими-то просьбами, это навязчивость.
Но если он грамотно рассказывает о себе, выражает заинтересованность в деле, способен доказать свою компетентность, этот называется активная жизненная позиция.
Рекрутер Анна Попова напоминает, что помимо платформ существуют профильные каналы в соцсетях, профессиональные выставки, конференции, мероприятия в игровом формате — и всем этим тоже нужно пользоваться.
ЦИФРА
27 человек на одну вакансию в маркетинге — такова статистика рынка труда за прошлый год, около 4–6 человек получают приглашение на собеседование. Учитывая, что на просмотр резюме отводится 6–7 секунд, шансы невелики.
В ТЕМУ
Вакансии про молодой, дружный коллектив, бесплатные печеньки и апельсинки, так же как откровенные «ищу девушку», «ищу юношу», должны насторожить. «Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника», — гласит статья 3 Трудового кодекса РФ, напрямую запрещающая дискриминации в сфере труда.