«Я против философии жирных деток». Откровения Игоря Сандлера
Заслуженный работник культуры РФ. Одновременно... Заслуженный работник промышленности Московской области. Известный музыкальный продюсер Игорь Сандлер - главный партнер совместного шоу-проекта «Площадь Согласия».
Наша беседа посвящена обратной стороне рок-музыки. Той, на которую многие современные «звезды» пытаются не заглядывать...
- Полгода назад стартовал шоу-проект «Площадь Согласия», который «Вечерка» проводит совместно с твоим продюсерским центром. Внешне все прилично. В студии - хорошие ребята. Смотришь и радуешься - они такие «позитивные», так искренне готовы чему-то учиться у «стариков». Вроде бы, и глазки у них горят. У тебя нет ощущения, что не у них, а в самой рок-музыке что-то пошло не так?
- Новички, приходящие в рок-музыку, должны отдавать себе отчет, что в современной рок-музыке нет «философии бабла». И когда я делал первые шаги на сцене, тоже нажива суперидеей не была. Я вот без рок-музыки реально жить не могу... Я себя считаю солдатом рок-н-ролла. Если мой близкий друг Бари Каримович Алибасов все-таки махнул на рок-н-ролл и сделал «На-На», значит ему уже было все равно. Для него как раз главное, как быть на пике популярности. Я устроен совершенно по-другому. Я никогда не уйду в попсу. Я лучше буду зарабатывать чем-то другим, но я не предам рок-н-ролл.
Почему? Потому что это музыка честная, открытая. Она, выражаясь языком подворотен, по роже сразу бьет. Она от природы социальная. Потому что на западе эта музыка родилась в бедных кварталах. Это потом «Роллинги» и «Битлз» стали мультимиллионерами и богатыми людьми... Но первоначально все из голодных семей вышли. Какой взрыв внутренний был! Какой прорыв души! Так же, как и настоящий блюз родился на негритянских плантациях... Так же, как частушки и причитания исполнялись в русских избах с земляным полом. В глубине. Где нищета... И взрыв души!
Вспоминаю одну встречу с Гариком Сукачевым. Все его, конечно, знают. Кто-то любит, кто-то нет, – не важно. Личность, бесспорно, яркая. И вот Гарик Сукачев года три назад ко мне приехал в гости. Встретились, поболтали... Записали что-то в студии. И я говорю: «Гарик, я много помогаю молодежи. Давай я тебя в жюри молодежного конкурса приглашу? В любом формате. Ты уважаемый человек». А он мне вопросом на вопрос: «Тебе это надо? Зачем ты помогаешь молодежи?».
Ну, я свою точку зрения рассказал, на что он говорит: «Вот смотри. «Бригада С»... Даже не «Бригада С». Гарик Сукачев! В 80-х я выходил на сцену любого красного уголка районного Дворца культуры. На первый концерт пришло десять человек. Моих друзей. На второй - уже двадцать. Это были друзья и друзья друзей. На третий – пятьдесят. Потом – сто. Мне же никто не помогал. Если человеку есть, что сказать, если из него реально рвется то, чем он хочет поделиться, - не надо ему помогать. Он сам будет настолько ярок и притягателен, что никакая помощь ему не нужна. Творчество, конкретно рок-музыка, это - или честно, ярко и открыто... Или крест! Тогда забудь - не выходи на сцену. Личность, яркая и харизматичная, с дерзкой мыслью и с правильным посылом, она по-любому пробьет все и встанет на то место, которое ей предопределено судьбой».
Я парирую: «Ну, а как же? Есть мега-талантливые исполнители. Они, поэты, композиторы, аранжировщики – не менее гениальные люди, чем лидеры групп. И лично им нет нужды заставлять реветь от восторга толпу на стадионе. Таким надо помочь «просто войти». Кто-то вот в одиночку пробился... Это моя позиция - помогать надо. А логика Гарика Сукачева – помогать не надо. Моя основана на истине, что бездарность, это не я сказал, - пробьется сама. А талантам надо помогать. Как и в нашем сегодняшнем проекте. Родина всегда была богата на таланты, самородки. Ведь Россия, абсолютно, безо всяких разговоров, впереди планеты всей, например, в классической музыке: Чайковский, Прокофьев, Шостакович, Стравинский... И сейчас тоже есть таланты. Им-то и надо помочь.
- Ты же помнишь, как тебя заставляли учиться музыке? Ты сидел за инструментом дома, пока все пинали мячик во дворе. И делал дело. Работал, под маминым присмотром, на будущее. Сейчас же молодежь начинает быстро уставать от работы. Есть способности, которые надо развивать. А вдруг, талант? Надо пахать с утра до вечера. Только, похоже, мало кто настроен. Помнишь поколенческий код «бороться и искать, найти и не сдаваться»? Твое ощущение: этот код сейчас есть или его нет?
- Снова отвечу примером. Сет Риггс – лучший педагог в мире по вокалу. Сто тридцать его учеников стали лауреатами премии «Грэмми». Более тридцати лет он занимался вокалом с такими звездами, как Майкл Джексон, Барбара Стрейзанд, Тина Тернер, Мадонна, AС/DC. Однажды я пригласил его на трехдневный мастер-класс. Пришли все наши звезды. Я спрашиваю: «Дорогой Сет! Почему, к примеру, Швеция – это ABBA. Группа популярна как «дома», так и в мире. Германия - Scorpions и Rammstein. И так далее. А в России столько талантливых музыкантов, и ни одной мировой звезды нет?»
К тому моменту Риггс уже послушал, как многие наши пели. Круто пели - талант-то боженька все же дал. И ответил: «У меня одна ученица сейчас шесть часов в день занимается вокалом и шесть часов танцами. У вас кто занимается так?». Я перевел вопрос публике. В ответ - тишина. Ни один человек не занимается 12 часов в день. Я тогда поинтересовался у мастера: «А кто эта твоя ученица?». Он ответил: «Дженнифер Лопес. Вот поэтому она - и Дженнифер Лопес».
Они, западные, умеют и вынуждены работать. Там все очень жестко. Помню историю, как в Англии сын потерял работу, пришел к родителям с женой, детьми и попросился переночевать. А они ответили: «Нельзя». Восемнадцать лет исполнилось – все, до свидания.
Да, жестко! Но таков их менталитет.
Прогрессом движут единицы. Остальные – балласт или подпорка.
Я не занимаюсь ныне популярным мейнстримом: попсой, хип-хопом... Пусть их «пипл хавает». Там - «деньги в руки – будут звуки». Мне этот посыл не интересен.
- Можно бесконечно сетовать. Но эпоха Фейсбука и Инстаграма надиктовывает самородкам свои правила: сразу, во чтобы то ни стало стань медийным! Тогда будешь получать хорошие деньги и сытно жить. Туда, на подножку «медийности», пытаются вскочить не только новички. И многие «старики»! Хотя продолжают говорить: «Рок - это я». Сукачев в том разговоре , мне кажется, имел в виду именно это: нет, ребята, рок-музыка современная и прошлая – музыка разных идей. Время-то давно перевернулось.
- Есть расхожая фраза, что на западе играют рок, а мы - в рок. Что у нас рока как такового нет. Что мы давно и упорно пытаемся скопировать их, западных. Я же считаю, что многие уважаемые музыканты попросту не прошли три простые истины: огонь, воду и медные трубы. Слава накрыла. Люди вместо музыки начинают думать о гламуре, гонорарах, рекламе, пиаре и так далее. А та молодежь, которая приходит на «Площадь Согласия» и которой мы занимаемся, - она прекрасно понимает и отдает себе отчет, что большие деньги приносит попса и хип-хоп. Что весьма успешно банковские счета пополняют ди-джеи. Что сегодняшний отечественный рок уже не собирает стадионы, как было совсем недавно. А там, за «кордоном», собирает... Я каждый год бываю в гостях у моего друга, Энди Коппинга, основателя одного из крупнейших мировых рок-фестивалей Download. Специально езжу. Трачу свое время, деньги. Ради чего? Да чтобы понимать, куда ветер дует, чем занимается молодежь. Там выступают такие идолы, как Iron Maiden, Judas Priest и Metallica. И ничего, авангард молодых смотрится вполне себе...
Та же «Площадь Согласия». Здесь была группа «Стерео Квин» (Stereo Queen). Сумасшедшая команда. Но чаще на эфиры в студию приходили и «серенькие» группы. Которые мы, профессионалы, выражаясь по-путински, «мочим». Безжалостно и беспощадно. Ведь идущие на эфиры вслед за середнячками должны понимать, что легко опозориться, если плохо играешь. Мы (жюри) не стесняемся в выражениях. Если плохо – говорим: «Это плохо». Если хорошо – то хорошо. Даем шанс тем, кто играет профессионально. А тем, кто бездарен или не дорос, недвусмысленно намекаем: «Ребятки, не в свой огород вы лезете. Или будьте музыкантами, или идите, ищите себе другую профессию».
Рок-н-ролл никогда не умрет. Наверное, после состоявшегося взлета он просто уйдет в другую, «нишевую», историю. Встанет в ряд, где уже многие: и джаз, и блюз... Не умрет! Это всего лишь эмоции...
Когда человеку плохо, он начинает верить в Бога. Когда очень плохо, он начинает молиться. Когда совсем уже плохо - он встает на колени и ползет в церковь... А когда пришкварило так, что дальше – некуда, и ты понимаешь, что все, конец, - вот тогда и начинаешь петь. А что остается? Так появились, к примеру, блюзы... Когда ты понимаешь, что прочитана последняя молитва, остается только петь...
Это абсолютно очевидно. Потому что когда ты молишься, а тебя Бог не слышит, тебе все хуже... И когда ты уже начинаешь не молиться, не просить, а просто петь, это уже - крик души... Рок – это и есть крик души. С момента рождения. А потом это уже и «глэм» (гламур), и «бабки». На той волне, когда он взлетал, рождались гениальные композиции, диски, произведения... А сейчас? Радикально другое время. Но если на похоронах мы присутствуем - я не согласен, что там один «музыкальный» сценарий. Похоронную церемонию ведь можно и с классики начать: с Баха, например...Который первый в шоу-бизнесе был...Который стал первым продавать свои клавиры. На органе же сейчас мало кто играет так...Или джаз зарядить…
Мы знаем, что во всех направлениях музыки были взлеты и падения. Возьмем джаз. Помнишь же: «Кто сейчас играет джаз, завтра родину продаст»? Мой близкий друг - легенда джаза Алексей Семенович Козлов. Его московский клуб через полгода после открытия стал лучшим джазовым клубом России. Я стоял у истоков открытия этого клуба. Казалось бы, кому сейчас нужен джаз? Никому! Но клуб битком. В январе здесь было 75 концертов. В среднем, два с половиной концерта в день... На двух сценах. Площадка маленькая, камерная. Народу может вместить человек сто - сто пятьдесят максимум. Я повторяю: прогрессом движет меньшинство, единицы. Джаз – это прогресс. Вот и рок, который еще недавно собирал стадионы, когда-то также станет камерным.
- Бог с ним, с прогрессом. Но куда деться от агрессивной философии «попсы»? Тоже ведь музыка. Популярная. Да, со своим раскладом. Со своим уже рынком.
- Человек, который родился джазменом, тот же Алексей Козлов, или те талантливые пятнадцатилетние пацаны, которые приходят в мою студию, играют шикарные импровизации, - им плевать, что они будут на этом зарабатывать. Они не могут без этой музыки жить.
Очень давно, в 1968-м году, я услышал композиции «Битлз» «Yesterday» и «Girl». И меня заклинило. Тогда я и понял, что это мое. Сейчас, слава Богу, рождается молодежь, которой я помогаю. Которая выросла на Джимми Хендриксе, на The Doors. На той же старой музыке, на которой вырос и я. Это прекрасно, что нынешняя молодежь понимает - они на этом денег не срубят. Да, будущие рок-группы не будут собирать стадионы, потому что время стадионов ушло. Но ребята одержимы бешеной энергетикой этой музыки. И она их не отпускает!
Более того, мы каждый год, а в этом году уже пятый будет, в конце мая – начале июня в Краснопресненском парке проводим «KidsRockFest» - детский рок-фестиваль. Уникальный. Там и мамаши, и беременные в пирсингах, наколках, с колясочками, - те самые, которые на панк-роке выросли. Рядом - дедушки по 70 лет, которые от Элвиса Пресли балдели. Это та ситуация, когда дедушка, папа и сын слушают одну музыку – рок-н-ролл. И они кайфуют! Им плевать, будут исполнители на этом бабки зарабатывать или нет. А чтобы заработать, некоторые крутятся, как белка в колесе. Я же зарабатываю деньги в бизнесе и вкладываю в свой продюсерский центр, в программы, в помощь молодым. Я «больной» человек. Но и по-хорошему «долбанутая» молодежь тоже есть. И пока я «долбанутым» говорю: «Ребятки, впереди огонь, вода и медные трубы. Как бы не было больно и обидно, вы должны пройти это испытание».
- Недавно Тимати в честь четырехлетия дочери Алисы снял Пушкинский музей. Рэпер обещал постараться, чтобы в жизни дочки «было все то, чего не видел даже я сам в 34». Этот посыл куда? И твой сын, придет время, возьмет, да скажет: «Папа поможет, нафиг мне рваться? Куда?».
- Давай вспомним Бориса Зосимова, который в России телеканал MTV запустил. Мега-проект. Сколько он денег вложил в дочку свою. Но если она не поет, можно все свои миллионы вложить, все медиа-ресурсы использовать. А ничего не будет. Ничего! Я вообще против «жирных» деток, которых балуют родители. Я не такой человек. Я себе могу позволить многое, но сам себя держу на коротком поводке. Не балую. Летаю эконом-классом. Не хочу жировать. Лучше эти деньги отдам на благотворительность.
- А как сломать тренд «жирных детей»?
- Не надо ломать. Пусть родители сами решают. Сами потом и расхлебывают. Я не собираюсь учить кого-то жить. Как нравится, так пусть и живут. Это их проблемы.
- Если начистоту, уже невооруженным глазом видно, - старики «от рока» сами уже надоели друг другу.
- Конечно, надоели. Рок-коллектив – это та же семья. Сколько в семьях разводов бывает? Мы на гастролях вместе: живем вместе, в ресторанах вместе, с фанатками вместе. Конечно, случается и ругань внутри. Надоели друг другу. «Роллинги» (The Rolling Stones), к примеру, на гастролях вообще в разных гостиницах селились, чтобы, ни дай Бог, в лифте не увидеть друг друга.
- Когда появляется усталость друг от друга в отношениях, в коллективе, в семье, нужно что-то поджигать. Как иначе? Вот ты, вот Алибасов, вот толпа вас, «гуру в годах». Вспомни, сначала виртуозная игра, взрыв, хиты. Проходит время, вы взрослеете. Матереете. Чертовски устаете друг от друга. И заканчиваются хиты, хотя самое время создавать вечное.
- Подожди, хиты – это удел молодых. У людей в возрасте уже не то восприятие жизни. Откуда рождаются хиты? Потому что мы молодые, нас многое не устраивает, - и мы взрываем мир вокруг себя энергией музыки и текстом. Когда я пожил, у меня притупились чувства, я уже не так остро воспринимаю свет солнца. Я все чаще щурюсь. Чем старше – тем глубже в ракушку заползаю... А рок... Это когда ты впитываешь в себя энергию воздуха, который вокруг тебя. Ветер твоей страны, будь то Англия, Америка, Россия!
Пятьдесят или двадцать лет? Абсолютно разное восприятие. Я уже подустал от жизни, я не могу без черных очков на солнце. Да, в основном, все хиты написаны до тридцати лет, редко - до сорока. А дальше мы уже повторяем сами себя. Самоплагиат...
- Хотя, казалось бы, все должно быть наоборот...
- Мы стареем. Клетки отмирают. Конец таланта...
- Лукавишь... Тебе же это не мешает сейчас, когда возраст не самый юный, двадцатилетних фанаток заставлять балдеть от музыки, которую исполняешь. Актерски ропщешь, дескать, мы уже вниз пошли, все позади... Сам даешь повод собственной энергетике скатываться туда, где рока никогда не было. Где холодно и сыро. А «огненная земля» - там, где ты можешь не бог весть как играть, у тебя может не быть консерваторского образования, не быть детской музыкальной школы, но ты вышел на сцену, дал по клавишам и тебя прорвало. Тогда девчонки шепчут: «Вот он, кумир, идол!».
- Что касается меня лично, всплеском в моей жизни были «Интеграл», группа «Индекс-398», где пели Альберт Асадуллин и Гриша Лепс, которого я из ресторанного ансамбля вытащил. Который свои первые «большие» шаги на профессиональной сцене в моей группе делал. Потом, конечно, Red Rock, единственная англо-российская группа, с которой мы объехали с гастролями весь Альбион. А потом десять лет у меня было полное забвение, потому что я из Англии вернулся в Россию и понял, что здесь господство «Ласкового мая», «На-на» и так далее. Все ушло в коммерцию, в попсу. Что наш рок бродит то ли в бреду, то ли в беспамятстве. Где вместо рока появился «дерьморок», потому что новые звезды выучили три аккорда и с вымученными голосами псевдо-философские песни поют. Якобы они и есть новый русский рок! Я обсуждал эту тему со многими «стариками». Они тоже не понимают, что такое русский рок. Нет никакого русского рока!
Есть или рок, или ты гнусавишь под три аккорда для толпы, которая уровнем интеллекта - ниже плинтуса. Целых десять лет у меня был застой. Потом приехал из Америки Бари Алибасов, где у него все рухнуло... Я вытащил его из депрессухи, мы сделали Big Bang. Проект очень интересный. И только после я вернулся к року и сделал свое шоу. По-настоящему грандиозное. Последовал контракт с Джоном Квигли (John Quigley), который снял многие ранние клипы Eminem, 50 Cent, Кристины Агилеры, группы Limp Bizkit. Джон шесть раз прилетал в Москву. Предлагал везти шоу в Лас-Вегас. А мне – «полтинник»...
То был пик моего творчества. Извини, кажется сам себе противоречу. Хочу сказать, что это скорее «второе дыхание». Всплеск. Мой был в «нулевые». Точнее - в 2006 году, когда я сделал грандиозное шоу. Альтернативный рок. Игорь Ларионов, наша прославленная звезда хоккея, всех мега-игроков НХЛ на него привозил. И не только хоккеистов. Кид Рока (певец, актер, композитор. Муж Памелы Андерсон), например... У них челюсти отвисали, когда шоу смотрели. Звезды НХЛ в очередь выстраивались, чтобы у меня автограф взять. И многие спрашивали: «А почему ты не мега-мега звезда в России?».
Но по-настоящему моя мечта еще в группе «Индекс-398» сбылась. Пусть «на классику» учился (за плечами музыкальная школа, училище и консерватория), а душа моя в рок-н-ролле была. Когда собрался «Индекс», мы стали единственной в СССР классик-рок группой. Моцарт, Бах, Бетховен в современной аранжировке. Всегда хотелось просветительской деятельностью заняться. Во время концертов не просто играли Моцарта в аранжировках. Мы в специальных сценических шоу-костюмах выходили на сцену. Очень красиво было. Я превратил выступление «Индекса» в концерт-лекцию. Рассказывал о корнях классики, корнях рока. Как они пересекаются, дополняют друг друга и перерождаются в новый формат. Приводил в пример King Crimson и Emerson, Lake & Palmer, которые использовали классику в рок-музыке. Рика Уэйкмана (Rick Wakeman - композитор, клавишник рок-группы Yes), Джона Лорда (Jon Lord, британский композитор и клавишник, участник группы Deep Purple)... Кстати, их клавиши у меня в музее стоят. Это уникальное время было. Интересное.
Почему играл классик-рок? Просто на классические концерты ходят продвинутые люди, которые в музыке, простите, «шарят». Когда две музыки объединяешь, люди пусть часто и не понимали, что это такое - классик-рок, и я им объяснял связь. После этого мне письма пачками приходили, подтверждая предположение - любители рока начинали слушать и открывать для себя Моцарта, Рахманинова, Чайковского. Им же становилось интересно, как мой классик-рок прозвучит в «оригинале», с оркестром. Это мне очень льстило. Было приятно, что я делаю хорошую, правильную работу. Людям открываю глаза и на классику, и на рок, и на джаз, и на панк-рок. Я люблю абсолютно любую музыку. Для меня нет плохих направлений и хороших. Существуют плохие музыканты и хорошие. И в классике. И в роке. Поэтому, вернемся к тому, что ты говоришь. Что к пятидесяти-шестидесяти годам «глаз ослеп», нюх пропал... Типа ты уже старенький. Да, мы стареем и умираем. И тело, и душа дряблыми становятся. И рок-музыка, к сожалению, не исключение. Наши любимые кумиры стареют. Они не могут уже создавать хиты, шлягеры...
- Есть простой рецепт. Может, подсесть к молодым, сказать: "Ребят, мне так нужно, чтобы вы мой аккумулятор подзарядили..." Да и врезать по клавишам!
- Повторю, когда мне было 50 лет, я сделал грандиозное шоу. Sandler Show. Не Киркоров, не Басков, не попса... Это было мега-рок-шоу! Поверь, я уже достаточно в этой жизни сказал, кто я. Еще раз выходить на сцену, кому-то что-то доказывать? Мне это не нужно. Я самодостаточен. Но считаю, что время и энергию, которую господь дал еще на одно шоу, - лучше эту энергию отдам молодым. Подарю шанс. Помогу попробовать преодолеть ту планку, которую мне удалось взять.. Их сотни, молодых... Считаю, что энергию надо тратить туда, где она даст наиболее правильные ростки...
- Может, хватит ее уже тратить? Может быть, пора кайф получить? Побалдеть... Уже не делать из себя публичное лицо, этакого делового ветерана рок-движения. У которого проекты, конкурсы... Очень, согласись, внешне похоже на попсового продюсера. К которому без обиняков заходят статусные музыканты-любители в чине министра финансов РФ, или министра ЖКХ РФ. Сказать себе: давай, Игорь, заряди-ка на полную!
- Пока я еще дома был, с женой как раз обсуждали... Приводил ей примеры моих знакомых, которые стали мультимиллионерами. У которых газеты, корабли, пароходы... Дворцы по всему миру. Тех, что живут для себя, кайфуют с молоденькими девочками на яхтах. Внешне – ничего не скажешь, красивая жизнь. Мечта... Но лично мне такой поворот судьбы был бы скучен.
- Хорошо, гламурный вариант не подходит. Но рок гламур не подразумевает. Рок не течет в правильном направлении. В его стихии очень часто нужно грести «против волны», выпадать из благости.
- Мне плевать, завтра сверху кирпич на голову упадет, или, не дай Бог, случится это через двадцать лет. У меня есть энергия на сегодняшний момент, и я не думаю, что будет через два десятилетия. Я делаю то, что я должен. Будет ли новый поворот или нет – я не знаю. Я верю в судьбу. Верю, что нам предопределена определенная дорога. И я иду своей дорогой. Если появится шанс, я его обязательно использую...
СПРАВКА
5 Топовых проектов Игоря Сандлера
- Англо-российская группа Red Rock
- Конкурс одаренных детей «Золотая нота»
- Первый детский рок-фестиваль KidsRockFest
- Первый российский фестиваль гитарной музыки в Плесе
- Вечера памяти ушедших музыкантов
Фильмы
- «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982)
- «Рецепт её молодости» (1983)
- «Живая Душа». Продюсер фильма (2013).
- «Life is Rock». Главный герой и продюсер фильма (2013).
- «Good Монин». Фильм посвященный памяти Александра Монина. - Продюсер фильма. (2013)
Книги
2004 — «Евреи, Кто они?» (в соавторстве с Борисом Сандлером)
2009 — «Парк Советского Периода» (в соавторстве с Борисом Сандлером)
2011 — «Список Сандлера». Два тома (в соавторстве с Борисом Сандлером)
2014 — «Гиганты Шоу-Бизнеса». Два тома (в соавторстве с Валерием Кучеренко)
2017 - Люди, изменившие музыку. Первый том семитомника в соавторстве с Валерием Кучеренко.