Тайна грота «Студента Иванова»
Сюжет:
Городские легендыВ моем детстве никакого забора здесь не было, и мы частенько с дворовыми друзьями гуляли по старому парку, обязательно заворачивая к старому гроту, стоящему немного в стороне, у Оленьего пруда. А еще любили посидеть в жару у фонтана или пройтись с девушкой в тени кипарисовой аллеи.
Теперь это, увы, невозможно. Академия огородила территорию усадьбы забором, и только зимой сюда можно пробраться, не исполняя акробатические трюки на металлической решетке между покрытой ряской рябью пруда и отвесным склоном – границей парка.
Почему же я так стремлюсь к этому полуразрушенному гроту? Не только из-за ностальгических воспоминаний детства.
Уже в зрелом возрасте я понял, в чем притягательность этого грота. Его мистическая составляющая, которая и сегодня манит тех, кто знает…
По едва протоптанной дорожке подхожу к гроту. На его вершине слышен веселый ребячий смех. И вот уже два мальчишки лет тринадцати скатываются на картонках по склону и наперегонки летят к колоннам грота. Останавливаю и спрашиваю одного из них:
- А ты знаешь историю этого парка и грота?
Мальчишка сначала отмахивается а потом выдает:
- Здесь бесы водятся и сатанисты собираются. Но это летом или поздно вечером. Но мы здесь допоздна не катаемся.
- Боитесь?
- Да нет, не очень. Но вечером здесь сторож появляется, вот он и охрану вызвать может…
И Андрей, как представился мальчишка, бежит за своим приятелем, который нетерпеливо топчется у грота.
А я обхожу грот вокруг, чтобы убедиться – за последние тридцать лет он почти не изменился.
Бесы
Так чем же знаменит этот грот, кроме того, что он один из немногих исторических гротов, сохранившихся в столице?
По легенде, именно здесь 3 декабря 1869 года члены тайной организации «Народная расправа» (народовольцы-нечаевцы) убили студента сельскохозяйственной академии Ивана Иванова.
В замысел Нечаева, обвинившего Иванова в предательстве и решившего заманить его в грот и задушить там шарфом, были посвящены два члена организации. Заманивал Иванова в грот самый старший – литератор Прыжов - автор «Историю кабаков России в связи с Историей русского народа». Там, в гроте, скрыт настоящий клад, с жаром убеждал Иванова литератор. Подпольная типография, зарытая то ли «ишутинцами», то ли «каракозовцами»: печатный станок, шрифты, типографские литеры. Откопаем и создадим тайную типографию, наладим печатание прокламаций, брошюр, журналов, будем печатать и распространять среди студентов академии...
Помешала теснота грота и отчаянное сопротивление самого Иванова, который, как доподлинно выяснилось на суде, не имел никаких связей с властями и был намеренно выбран в жертвы Нечаевым для примера другим единомышленникам. В итоге убийцы оглушили Иванова ударами кирпича, выпавшего из стены ветхого грота (шрамы от укусов останутся на руках революционера на всю жизнь, как боевые отметины, и вызовут отвращение у Бакунина, к которому сбежит убийца). Затем Нечаев добил Иванова выстрелом в голову из револьвера, труп завернули в пальто, привязали к нему кирпичи и спустили под лед, надеясь скрыть следы убийства как минимум до весны. Но случайный прохожий обнаружил их уже на третий день.
Крестьянин соседнего села Петровские Выселки Петр Калугин нашел у грота шапку, башлык и дубину. Цепочка прихваченных морозом кровавых следов, вела к ближайшему пруду, где подо льдом на глубине в полметра виднелось мертвое тело. Прибывшие на место преступления чины московской уездной полиции извлекли из пруда связанный труп Иванова с простреленной головой и с привязанными кирпичами. Его опознали сокурсники. Дело взял под личный контроль тогдашний шеф ГЖУ генерал-лейтенант Иван Львович Слезкин.
Эту историю описал в знаменитом романе «Бесы» Федор Михайлович Достоевский.
Сюда же после приходил и сам писатель в «глухую пору листопада», набираясь художественного дыхания для завершения главы «Многотрудная ночь», содержащей сцену убийства Шатова, случившуюся в этом гроте. Шатов – это художественное воплощение студента Иванова.
В те годы студенты академии бредили революцией. Но вряд ли кто-то из них предполагал, чем закончится эта вольница. Этот грот долго служил объектом паломничества революционно настроенной молодежи. Студенты собирались на сходки в гроте, получившем название Ивановского, приносили цветы, пели песни, ежегодно в годовщину трагедии устраивались поминки.
По менее же легендарным сведениям, грот, что послужил местом преступления, - совсем иное сооружение, более древнее; располагался он в несколько ином месте и был разрушен по приказу начальства академии в 1890-х годах. Но про это стараются не вспоминать. Мистических мест в Москве не так уж и много, и поддержание легенды, дело сколь важное, столь и авантюрное.
История Петровско-Разумовского
В XVI веке здесь находилось село Семчино. Начиналась история этого уголка с небольшой пустоши на речке Жабенке, притоке Лихоборки, принадлежавшей князьям Шуйским, затем Прозоровским, а затем перешедшей в собственность Кирилла Нарышкина, деда Петра I. Известно, что Пётр тоже бывал в парке и лично посадил несколько лип, последняя из которых погибла от удара молнии в 1967 году. Петр I в сельце Астрадамове близ теперешней Соломенной сторожки намеревался устроить образцовое сельскохозяйственное заведение, «Амстердамскую ферму». Он, дабы улучшить местную породу молочного скота, выписал племенных быков из Голландии и устроил скотный двор, где завели коров, свиней и другую живность.
Бабка Петра Анна Леонтьевна пожертвовала в 1683 году десять четвертей земли под строительство храма во имя святых апостолов Петра и Павла, небесных покровителей будущего русского императора. Отсюда и пошло название Петровское. В царствование Анны Иоанновны село досталось в приданое двоюродной племяннице Петра Екатерине Ивановне, выданной замуж за графа Кирилла Григорьевича Разумовского. Так получилось Петровско-Разумовское.
При Разумовском крестьяне построили плотину на реке Жабне, и образовался живописный каскад прудов, известных сегодня под названием Академических или Больших Садовых.
На фундаменте более старого здания знаменитый зодчий – Николай Бенуа выстроил роскошное здание в стиле барокко. Официально оно числится сегодня десятым корпусом академии. Рассказывают, что в XVIII веке здесь спокойно разгуливали олени и лани, павлины и фазаны, а по серебристой воде прудов плавали белые лебеди.
В 1865 году, когда усадьбу купило государство, здесь обосновалась Петровская земледельческая и лесная академия. А организацией Лесной опытной дачи занялся известный лесовод Альфонс Варгас-де-Бедемара.
На левом здании бывших общежитий мемориальная доска напоминает о том, что здесь жил в годы учебы в академии знаменитый русский писатель Владимир Короленко.
На террасе возле усадьбы уже в наше время были установлены перенесенные из городской усадьбы Разумовских четыре аллегорические скульптуры «Времена года» – копия тех, что стояли в 18 веке. Грот тоже здесь стоит со времен Кирилла Разумовского. Говорят, что через него подземным ходом можно было выбраться из усадьбы в случае опасности.
Должен признаться, что еще в 80-е годы прошлого века я с друзьями пытался найти этот подземный ход. Но, увы, либо он очень хорошо замаскирован, либо давно уже осыпался…
Поверх грота когда находился павильон, из которого гости усадьбы любовались панорамой прудов и окрестностей.
Забираюсь на место павильона и я. Пейзаж за два столетия изменился до неузнаваемости. Но пруд, утки на нем, да и сама атмосфера наступившей зимы, несмотря на черную мистику этого места, и сегодня способны поднять настроение.
Начинает темнеть. Спускаюсь и иду к выходу. Навстречу мне не спеша идет старушка. Из тех, что называют коренными москвичками которых легко опознать по мягкому произношении «булошная». Приезжие так не говорят.
И вы ходили на грот смотреть, где, якобы, «бесы» были, - неожиданно спрашивает меня она, когда посторонившись я почти прохожу мимо.
Я здесь часто бываю. А почему, якобы, разве не здесь – в свою очередь удивляюсь я.
Наталья Александровна, как представляется мне собеседница улыбается одними уголками глаз, отчего от них разбегаются морщинки, и отрицательно качает головой.
- Конечно, нет. Тот грот разрушили. Он располагался слева от центральной аллеи парка, за главным зданием академии на Тимирязевской улице, у заболоченного Лилейного пруда. Но его давно разрушили. А этот построен в 1806 году архитектором Менеласом.
- Откуда вы все это знаете?
- Моя мама жила в профессорском общежитии академии в 50-е годы. А мы, девчонки бегали в грот, клад искать. Не нашли, конечно. Но кто знает, может быть, сегодня кому-то повезет...
Судьба убийц Иванова
Суд над членами «Народной расправы» из Москвы перенесли в Судебную палату столичного тогда Санкт-Петербурга. В ходе суда с 1 по 15 июля 1871 года подсудимых защищали лучшие питерские адвокаты, а отчеты заседаний печатал официальный «Правительственный вестник». Вина подсудимых была доказана собранными следствием уликами и признательными показаниями самих убийц. Успенский был приговорен к 15 годам каторги, Прыжов – к 12-ти, Кузнецов – к 10-ти, а Николаев – к 7,5 годам каторжных работ. Из них до конца срока дожил один Алексей Кузнецов, обладавший отменным здоровьем и умерший в 1928 году в возрасте 80 лет.
Что касается лидера «Народной расправы» Сергея Нечаева, то сразу после убийства Иванова он бежал в Швейцарию, где создал новый подпольный кружок в российской студенческой общине в Цюрихе. Попутно Нечаев пытался добыть деньги на свою работу у Герцена и его семьи, которые к тому времени находились под плотным наблюдением заграничной агентуры царской политической полиции. Вскоре ее сотрудники установили местонахождение Нечаева и добились у швейцарских властей его ареста и выдачи в Россию как уголовного преступника.
2 августа 1872 года Нечаев был арестован, а через два месяца его этапировали в Москву, где до суда, состоявшегося 8 января 1873 года, убийца находился под стражей в особой камере Сущевской полицейской части (ныне в ее полностью сохранившемся здании под № 11 на Селезневской улице расположен Центральный музей МВД России).
Суд приговорил Нечаева к 20 годам каторжных работ в руднике. Однако Александр II лично распорядился поместить Нечаева как безымянного «номерного» узника в одиночную камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Проведя там восемь лет, Нечаев сумел привлечь на свою сторону нижних чинов караульной команды равелина. С их помощью в конце 1870-х гг. он наладил связь со своими преемниками из террористической организации «Народная воля». Нечаев предложил им дерзкий план: дождаться традиционного визита царя с семьей на молебен в Петропавловский собор крепости и взять их в заложники силой распропагандированных караульных солдат Петропавловки.
Но план сорвался. О его замысле узнал сидевший в соседней камере народоволец Леон Мирский, приговоренный к смерти за участие в покушении на шефа жандармов Дрентельна. 20-летний студент Медико-хирургической академии Мирский очень хотел жить – и выдал властям Нечаева в обмен на личное помилование. В итоге Мирского приговорили к пожизненной каторге, все 44 тюремщика, распропагандированные Нечаевым, были сосланы в Сибирь либо в Архангельскую губернию на срок от 2 до 4 лет, а режим содержания Нечаева был до крайности ужесточен. Проведя в равелине почти 10 лет, Сергей Нечаев скончался в своей камере от паралича сердца 21 ноября 1882 г. и был похоронен в безымянной могиле. Ему было 35 лет.
ЦИТАТА
«Мы подошли в это время к ивановскому гроту... Теперь это была только развалина. Вершина холма обрушила потолок, и часть грота засыпало. Место было глухое, в стороне от больших аллей. Поблизости сочился ручеек и шумели деревья. Каждый раз, когда я заходил сюда, меня охватывало чувство какой-то особенной тоски. Под шорох деревьев и тихое журчанье ручья я старался угадать значение мрачной драмы. При этом личность погибшего Иванова будила во мне странную симпатию. Может быть, он изверился, как и я...»
Владимир Короленко «История моего современника»
КСТАТИ
В декабре 1997 года 20-летний гомосексуалист убил своего друга-ровесника за отказ участвовать в «голубых» оргиях. Убийца нанял 18-летнего киллера, которому за убийство товарища пообещал заплатить 2000 долларов. Подельники в одном из подвалов приковали жертву наручниками к отопительной трубе. Связали ноги, залепили пластырем рот. Поочередно изнасиловали пленника, затем младший задушил его удавкой. Тело убиенного преступники запаковали в коробку из-под телевизора и утопили в одном из водоемов Тимирязевского лесопарка.