Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

По законам пафоса. Для чего и кому нужен этот инструмент спикеров и имитаторов бурной деятельности

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
По законам пафоса. Для чего и кому нужен этот инструмент спикеров и имитаторов бурной деятельности
Фото: Александр Казаков, «Вечерняя Москва»

По данным недавнего исследования ВЦИОМа, 81 процент россиян считают себя счастливыми, но полную уверенность в этом выражает даже не половина, а треть опрошенных — 31 процент. Эти цифры меняются год от года, а вот другие — нет: только 8 процентов человек в мире действительно знают, чего хотят и как этого достичь, а 34 процента людей ощущают себя крайне неуверенными в себе. О двух сторонах одной медали — неуверенности и пафосе — мы сегодня и поговорим.

Казалось бы, ну что плохого в пафосе? Мудрецы древности полагали, что без пафоса невозможно произнести ни одну речь — так, чтобы она «зажгла сердца». Да и в переводе с греческого «пафос» — страсть, страдание, выражение эмоций. За оратором, с пафосом зовущим в светлое будущее, грех не пойти. И у Гегеля этот термин используется достаточно широко — для передачи уже не трагического, а, скорее, торжественного настроения. Не уйти от него ни в литературе, ни в музыке по особым случаям, ни в фильмах… Все — так. Но современность внесла свои коррективы в это понятие. И появился на свет «пафосный человек», занял трон в гламурном сообществе и гламурном сленге, сделав «пафосным» и интерьеры, и одежду — вплоть до туфель. Смешно? Нет, просто реальность. Но дальше — больше. Пафос, поварившись в котле сегодняшних обстоятельств, приобрел отрицательное значение и ныне начал ассоциироваться со лживостью и напыщенностью, выпендрежем и вульгарностью, маскирующей порой абсолютную пустоту. Остались, правда, и его положительные свойства: пафосным назовут сегодня и уверенного в себе человека, правда, невольно сообщив ему при этом черты напыщенного индюка… Так что за странное место занял пафос в нашей жизни?

Как фиговый листок

— Увы и ах, но культ индивидуализма, пронизывающий нашу жизнь и диктующий свои условия, очень влияет на то, что можно назвать «самоподачей». Она была важна всегда, и всегда была разной, но наше время делает на этом особые акценты, — считает психолог Владимир Ковалев. — В советские времена культивировалась скромность, выскочки осуждались. И в этом был перебор, ведь что мы получили в результате? Массу неуверенных, не умеющих себя презентовать людей, зачастую в результате не развивших свои таланты и способности.

В советские времена пафос был в большей степени общественным, объясняет психолог, что определялось политической идеологией.

— На этом пафосе — призыва ли к строительству коммунизма, сбережению ли лесов, или покупке лучших консервов — строилось бытие, укрепляемое достаточно пафосным, хотя и не слишком искренним общественным сознанием. Если пафосность 1920-х годов и войны была искренней, то потом ее явно сделали просто рамкой для произнесения речей. Ведь мало кто, по большому счету, искренне верил в то, что произносилось с высоких трибун, — уверен Владимир Александрович. — Кто-то, безусловно, верил. Но далеко не абсолютно. Это породило внутренний дуализм у большинства людей: они знали, как нужно говорить, но думать могли совершенно иначе. Неуверенность в себе, непритязательность, умение довольствоваться малым и вера в большую значимость общественного, чем личного, — все это было характерным состоянием нашего базиса. Встречались, безусловно, и другие люди — напористые, желающие «жить красиво», иначе, не по-советски, одеваться. Их, конечно, пытались прижать к ногтю, но получалось это не всегда.

И кому-то дома было достаточно фанерного шифоньера или секретера, а кто-то был готов ночами стоять за импортной стенкой. В этом, подчеркивает психолог, не было ничего плохого, только стремление жить лучше. Может быть, что важно, лучше других, лучше соседей.

— Что же касается отсутствия навыков самопрезентации, то это, конечно, сыграло для страны в каком-то смысле губительную роль. Очень часто таланты мы не замечали или замечали слишком поздно, хотя в этом смысле кадровая политика была более агрессивной: вы наверняка знаете даже по своей профессии, что та же «Правда» или «Комсомолка» очень активно собирали лучшие «перья», выискивая их даже в самых маленьких, скромных изданиях, — добавляет Ковалев. — Но сам человек крайне редко мог заявить о себе так, как делается этой сейчас.

Что произошло за тридцать лет? Сначала изменения были скорее позитивными, рассуждает психолог. Когда стало ясно, что социальные лифты отключены и ты как человеческая единица действительно обладаешь голосом «тоньше писка», люди начали поднимать голову. На сопротивлении в первую очередь экономическим обстоятельствам люди начали постигать науку самопрезентации: они перестали стесняться заявлять о себе. Поскольку жизнь просто не оставила им иного выбора. Теперь не надо было делать карьеру по комсомольской или профсоюзной линии, нужно было выживать, используя все внутренние ресурсы. И кого-то 1990-е годы сгубили, а кого-то закалили и лишили ложных стеснений. В выигрыше оказались те, кто мог себя преподнести, чего-то добиться своим внутренним пафосом, браться за любую работу, уверенно заявляя, что она ему по плечу.

— Но потом начался новый перекос. На смену этой уверенности пришел пафос, декорирующий пустоту. Это произошло в тот момент, когда жизнь более-менее утряслась и появилась возможность занимать в ней какое-то место, зачастую не имея на то должных оснований. Началась эпоха новой пафосности — декорирующей отсутствие глубины, материальные возможности, институт взращивания мажоров, — рассказывает Владимир Ковалев. — У пафосного человека в натуре «зашита» склонность к преувеличению своих заслуг, своих талантов. Но поскольку пафос всегда ярок, он начал слепить глаза окружающим, и мы долго не могли понять, чего стоит на самом деле этот мишурный блеск.

— Поразительно, конечно, но некоторые люди являются своего рода заложниками особой работы их мозга, — добавляет психолог. — Недавно было опубликовано исследование американских ученых, которое доказывает, что уверенность как свойство личности, сутью которого является позитивная оценка человеком собственных навыков и способностей, формируется в результате особого алгоритма обработки... статистики в мозгу. Человеку только кажется, что он принимает те или иные решения интуитивно, на самом деле мозг принимает то или иное решение на основе ранее полученного и суммированного опыта. Так вот, не исключено, что самоподача человека формируется примерно так же, и если в ряде случаев некое возвеличивание себя удавалось, формируется внутренняя уверенность в правильности такого поведения.

Впрочем, добавляет эксперт, многие его коллеги полагают, что пафос часто остается за бортом взрослой жизни — это болезнь подростков. И когда пафосность демонстрирует человек взрослый, это явное следствие его скрытого инфантилизма. Оставляя слово «пафосный» в молодежном сленге, мы называем взрослых пафосных людей просто тщеславными, поскольку корни едины: это чрезмерное стремление выделиться каким угодно способом из ряда других людей, попытка подняться над всеми, причем любыми способами, показывая свою значимость. При этом демонстрируемые, «распиаренные» личные достоинства и завоевания оказываются в результате мнимыми.

— Как и у близкого ему по смыслу тщеславия, в глубинной основе пафоса лежит некий комплекс неполноценности, который и заставляет человека самоутверждаться любым способом, за счет других.

Дотянувшись даже до патриотизма

Порассуждать о пафосе мы попросили и известного писателя и драматурга Юрия Полякова. Получился монолог — не пафосный, но по-своему яростный, представленный на ваш суд без изменений.

— Действительно, по «пафосности» мы уже приближаемся к риторике позднего Советского Союза. Да и сами выражения: «пафос», «пафосный», имевшие во времена моей молодости вполне определенное словарное значение, теперь приобрели дополнительную семантику, и она рискует стать доминирующей. «Пафосное» — это теперь что-то вроде пыли в глаза, чрезмерное, броское, не соответствующее внутреннему содержанию. Недавно с огорчением услышал про Жванецкого: «Пафосно похоронили!» Вспомнилась почему-то давняя дискуссия в советской молодежной печати на тему «Быть или слыть?»

Гонки на «Бентли» вокруг Вечного огня молодых лоботрясов — это ведь так пафосно! А помните пафосных «капитанов большого бизнеса»? Они с ленивым презрением объясняли тягловому быдлу, что рыбой «нищебродов» никто кормить не собирается, в лучшем случае им могут дать кредит на покупку удочек. Но едва этих «бизнес-гениев» отлучали от госбюджета, едва гнали в шею из Кремля покровительствовавшего им чиновника, как они тут же сдувались, разорялись и смывались из «проклятой Рашки». И кто им теперь подает пальто в притонах Сан-Франциско, неведомо…

Через язык, через изменения значений слов можно понять многое из того, что происходит с обществом и людьми. В России, например, абсолютно нейтральные для европейцев слова «демократ» и «либерал» давно обрели отчетливо отрицательную, как сказал бы лингвист, коннотацию. Почему? Ответ прост: все на своей шкуре ощутили, что сотворили «либералы» со страной в девяностые годы, все видели, как «демократы» ради «нашей и вашей свободы» расстреливали из танков парламент, а потом назойливо призывали народ покаяться за Сталина. Напомню, ни за пальбу по парламенту, ни за «шоковые реформы», ни за преступное саморазоружение никто из них, насколько я помню, не покаялся.

К сожалению, нечто подобное сегодня происходит со словом «патриот». Еще недавно оно воспринималось как очевидная похвала, как признание того, что человек противостоит разрушению страны, готов жертвовать ради нее собой. Но в последнее время в связи с тем, что появилась уйма «бюджетных патриотов», осваивающих немалые казенные средства, выделяемые на укрепление в обществе идейного отчизнолюбия, это слово стало приобретать отчетливо иронический оттенок. И это не удивительно: среди рьяных патриотов, в том числе телевизионных, я, к своему удивлению, обнаружил немало прежних хулителей нашей страны, даже русофобов. Странно? Вовсе нет. Просто теперь платят за другое. Вот они и сменили пластинку. Будет выгодно — снова сменят. Опираясь на них, доверяя им важные посты в СМИ, культуре, управленческой сфере, продвигая в политику, в законодательные органы, власть совершает серьезную ошибку, возможно, гибельную ошибку. Мы уже имели в истории при Политбюро ЦК КПСС группу консультантов, оказавшихся идейными антисоветчиками.

По моим наблюдениям, ложный пафос появляется от внутренней нечуткости, простодушия, граничащего с глупостью, но чаще все-таки от неискренности, от неверия в то, за что сдельно ратуешь и агитируешь. Внутренняя пустота восполняется внешней страстью, страдальческой гримасой, выспренностью и агрессивным плетением словес. На нашем телевидении есть несколько «говорящих голов», которые своей велеречивой лживостью приводят меня в бешенство — и я тут же переключаю программу.

Но чаще ложный пафос вызывает усмешку недоверия. К примеру, Николай Сванидзе вещает о советской эпохе так, словно ему выдан мандат на приведение приговора в исполнение. Кем выдан? Почему люди, относящиеся к советской эпохе совсем иначе (а их большинство), обязаны слушать эти маниакальные инвективы в эфире центрального канала? Почему назойливый антисоветский пафос поддерживается в нашем информационном пространстве за казенный счет? Газпрому больше некуда деньги потратить?

Надо признать, поначалу возвращение патриотического пафоса нормальные люди восприняли с удовлетворением. Так и хотелось запеть: «Родина моя, хочу, чтоб услыхала ты еще одно признание в любви!» Это понятно, ведь полномасштабное возвращение государственной риторики произошло у нас после того, как в девяностые в стране безраздельно царила тотальная ирония по поводу всего, что касалось державной проблематики. Любой пафос, даже оправданный высокой темой, объявлялся недостойным интеллигентного человека. Неслучайно с Новым, 1992-м, годом народ поздравлял не глава государства, а блестящий сатирик Михаил Задорнов. Спасибо, что не Хазанов.

Любить Родину вслух считалось верхом неприличия. При этом те же самые люди буквально млели перед «цивилизованным сообществом» и так называемыми общечеловеческими ценностями. Но оказалось, государство без пафоса — это то же самое, как любовь без нежных слов. Постепенно в информационной и культурной сферах места иронистов заняли пафосники. Начала формироваться выспренная мифология «новой России», например, легенды о «работе с документами» и «сильном рукопожатии президента», чуть не доведшего страну до развала. Кстати, настоящим капищем ложного пафоса является «Ельцин-центр» в Екатеринбурге. Сходите — не пожалеете. Циклопическая и безумно дорогая комната смеха…

Для любой, даже самой сильной и стабильной власти очень опасно, когда ее апологетикой занимаются «пафосники», невольно, по дури, но чаще вполне сознательно эту простодушную власть окарикатуривающие. Знаете, я трижды был доверенным лицом на выборах нашего нынешнего президента, но я просто не могу смотреть передачу «Москва. Кремль. Путин». Такое ощущение, что меня заставляют горстями есть химический продукт, который раз в сто слаще сахара… Неужели этого никто не понимает? Уважение к власти и грубая лесть — вещи разные!

Эпилог. Декорация реальности Подведем итог.

Поразительным образом пафос чуток ко всем происходящим событиям. Чуток и коварен. Он готов занять любое свободное место, любую нишу, дай лишь ему волю. Но охотнее всего он занимается декорированием чего бы то ни было: внутренней ли пустоты, отсутствия ли идей.

Он умело заменяет собой отсутствие глубоких мыслей, помогает, точнее, подыгрывает имитаторам бурной деятельности — при необходимости, и является, несомненно, орудием в руках тех, кто имеет талант обращения с ним. В зависимости от векторности он — истинный! — может повести за собой или отправить по сусанинским тропам. А вот ложный, скрывающий нечто неприглядное, обладает другим талантом: он сыплет пыль в глаза, искажает видение. Понять же, что перед тобой, — задача не только для интеллектуалов, но и для всех думающих людей.

ЦИТАТА

Когда пафос окружающих оказывается смешнее юмора, юморист впадает в депрессию. Но некоторые так любят пафос, что готовы закусывать им каждый тост!

Станислав Ежи Лец (1909-1966) — писатель

Читайте также: Колядуем, счастье наколдуем. Старый Новый год — время сбывающихся примет и гаданий

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.