Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Как строили московское метро в 1934 году

Сюжет: 

«Вечерке» — 100 лет
Общество
Как строили московское метро в 1934 году
Рабочие лесопильного завода №1 имени Ильича трудятся на субботнике по строительству Московского метрополитена в районе Волхонки / Фото: РИА Новости

Уже почти 100 лет газета «Вечерняя Москва» рассказывает читателям о том, как развивается столичный метрополитен. Накануне векового юбилея редакция вспоминает, как «Вечерка» освещала строительство и работу московской подземки на заре своего существования.

В среду, 11 апреля 1934 года, «Вечерняя Москва» рассказала читателям, сколько жителей столицы выходило на субботники с начала года на главную стройку эпохи.

Как следовало из небольшой заметки на первой полосе, с 23 января по 8 апреля в субботниках на Метрострое участвовали 500 тысяч челов ек, или каждый четвертый житель Москвы.

Помогали они не только физической силой, но и рублем. «В фонд «Вся Москва строит метро», в который перечислялись суммы, заработанные участниками субботников, поступило около миллиона рублей», — описывает газета щедрость и трудовой энтузиазм москвичей.

На 12 апреля 1934 года был назначен очередной «субботник», на который должны были выйти около 40 тысяч жителей. Начальство и партийная элита личным примером вдохновляли жителей.

«Вместе с рабочими и служащими Москвы завтра будут работать на метро сотрудники Коминтерна, Профинтерна, Совнаркома РСФСР, осоавиахимовцы, рабочие и колхозники Наро-Фоминского, Пушкинского и Лосино-Островского районов», — сообщала газета.

Заметкой на первой полосе дело не ограничилось. Газета сообщала, что начались работы по укреплению грунта под домом ВЦИК, что на углу улиц Моховой и Коминтерна (сегодня — Воздвиженка. — «МВ»).

«Из подвала дома в грунт, через систему трубок нагнетаются поочередно жидкое стекло и хлористый кальций. В результате реакции между этими растворами наступает почти мгновенное окаменение грунта», — писала «Вечерняя Москва» и не без гордости добавляла: «Способ химического закрепления песчаных грунтов разработан в СССР группой научных институтов». Однако были не только радостные известия. Попадались и тревожные сигналы.

«Заместитель начальника Метростроя т. Айнгорн страдает излишним оптимизмом. Руководя конторой метроснаб и конторой инертных материалов, он избегает острой пос тановки в опроса о прорывах в снабжении строительства.

«Гравий у нас есть! — уверяет т. Айнгорн. — Шахты гравием обеспечены». Однако при бетонировании одного лишь большого кессона и только за четыре дня (с 18 по 21 марта) накопилось 990 человеко-часов простоев (единица учета отработанного времени) из-за отсутствия гравия. Бывает, что шахты воруют гравий друг у друга», — сообщает газета.

Айнгорн Исер, над которым сгустились тучи, был арестован в 1938 году по обвинению в террористической деятельности. Получил срок, в 1944 году освободился, а в 1955-м был реабилитирован. Он стал одним из многих начальников строительства первой очереди Московского метрополитена, которые были репрессированы.

ЦИФРА

209 дней осталось до окончания строительства. Так полагали 11 апреля 1935 года. На деле — больше года.

КСТАТИ

Традицию субботников сохранили и по сегодняшний день. Правда, метро теперь строить не нужно. Жителей столицы 16 апреля пригласили поучаствовать в общегородском субботнике. Их в Москве из-за пандемии ковида не проводили в течение двух лет.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО

Герои популярного фильма «Добровольцы» (1958) режиссера Юрия Егорова как раз встречаются на строительстве первой очереди метрополитена, где собираются люди разных профессий и судеб.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.