Фото: Youtube / Страна для жизни

Почему координационный совет состоит из «русофобов» и чем он должен заниматься

В мире

Оппозиционный лидер Светлана Тихановская сформировала список координационного совета белорусской оппозиции. В него входят доверенное лицо Тихановской Ольга Ковалькова, ее соратница Мария Колесникова, юрист Максим Знак, а также ряд правозащитников, юристов, писателей, журналистов и экономистов. «Вечерняя Москва» спросила у экспертов, что ждет страну в случае, если эти люди станут во главе Белоруссии.

Смогут ли они возглавить страну?

Исполнительный директор CIS-EMO Станислав Бышок обращает внимание на то, что статус совета еще не определен.

— Для официального Минска эта организация — группа, заявляющая о своих правах на власть в стране и, следовательно, представляющая угрозу конституционному строю республики. Однако сами оппозиционные спикеры, включая Тихановскую, не называют КС оппозиции «правительством в изгнании», что было бы логично при попытке сформировать параллельные органы власти, — прокомментировал эксперт.

Тихановская видит этот орган как структуру для трансфера власти. Как будет осуществляться этот переход, пока не озвучивается.

— КС белорусской оппозиции весьма напоминает КС российской оппозиции эпохи «болотных» протестов: замах был чуть ли не на уровень правительства, но по факту этот орган оказался недееспособным и в лучшем случае остался дискуссионным клубом. Есть основания считать, что и КС оппозиции Белоруссии будет чем-то подобным, — сказал Бышок.

На его взгляд, должности, которые распределяются в рамках КС, принципиального значения не имеют. При этом нельзя не отметить значимость отдельных фигур.

— Сегодня оставшаяся в Белоруссии Колесникова по факту является не символическим, как Тихановская, но политическим организатором протестной активности. Она свободно говорит вживую и на камеру, явно чувствует себя комфортно в протестной среде. Колесникова пока не раскрывает личных политических амбиций, но нельзя исключать, что в ближайшей перспективе именно она станет восприниматься как лицо протеста, — отмечает Бышок.

Мария Колесникова начинала свою карьеру в качестве преподавателя игры на флейте. Училась в Высшей школе музыки в Штутгарте, работала в Германии и организовывала культурные программы там и в Белоруссии. В 2020 году она возглавила предвыборный штаб Виктора Бабарико, экс-главы «Белгазпромбанка» и кандидата в президенты, отстраненного от выборов. На него затем были заведены несколько уголовных дел, а сам Бабарико и его сын Эдуард — помещены под стражу.

— Такой карьерный прыжок в революционных условиях — не самое экзотическое явление, — подметил эксперт.

«Ставка на Бабарико»

Сопредседатель общественно-политического движения гражданской инициативы «Союз» Сергей Лущ напоминает, что совет провозгласил своей главной миссией трансферт власти. То есть он создан, прежде всего, не для управления Белоруссией, а для контроля над проведением повторных выборов.

— Вероятно, поэтому в президиуме Совета из семи человек трое — юристы. Остальные члены президиума имеют представительские функции, — говорит Лущ.

Эксперт считает, что в случае успеха оппозиции к власти может прийти Виктор Бабарико: «Мария Колесникова как глава штаба Бабарико соблюдает интересы своего босса, который, является главным претендентом на президентский пост в случае прихода к власти оппозиции и назначения новых досрочных выборов. Есть веские основания полагать, что Колесникова — главная фигура в Совете, хотя и не обладающая профессиональными качествами политика».

В Совет не попали другие кандидаты в президенты — Андрей Дмитриев и Сергей Черечень, супружеская чета Цепкало и «яркие представители классической белорусской оппозиции». Все это говорит о том, что «ставка сделана на Бабарико».

В Совете, безусловно, есть яркие и именитые личности, как лауреат Нобелевской премии Светлана Алексеевич. Она включена в президиум «для повышения авторитетности Совета в глазах международного сообщества», полагает Лущ. Председатель стачкома МАЗ Сергей Дилевский нужен как представитель трудового сегмента, который на данном этапе играет серьезную роль в протестных акциях, а бывший дипломат и замминистра внутренних дел Павел Латушко «привлекателен своей эрудицией».

Лущ уверен, что, хотя среди трех десятков членов Совета найдутся персоналии, обладающие управленческими компетенциями, взять власть в свои руки они не способны. Главное препятствие этому — отсутствие политического опыта.

— Исключение составляют отдельные персоналии, как экс-министр культуры и дипломат Латушко, или юристы Максим Знак, Ольга Ковалькова и Лилия Власова. Сомнительна и способность Совета вести переговоры, как в силу отсутствия равных Лукашенко личностей, так и совершенно разной повестки диалога, предлагаемой потенциальными переговорщиками, —заключил Лущ.

Заместитель председателя белорусской Республиканской партии труда и справедливости (РПТС) по молодежной политике Эльвира Мирсалимова сомневается в управленческих способностях представителей оппозиции:

— Сегодня на ходу спросила дворника, готов ли тот стать лидером нации? Он ответил утвердительно, коротко и в хлестких выраженьицах обрисовал «предвыборную программу», объяснил, кого именно нужно отправить «на звезду», а кого желательно в «Красную армию». У нас каждая белорусская домохозяйка — эксперт радикальной политики, — говорит она.

Политолог, эксперт по вопросам евразийских исследований ИА «Аврора» Аслан Рубаев тоже ставит под вопрос профессиональные качества членов координационного совета.

— Они не способны управлять даже складом. У них нет никакого политического опыта. Нет программы. Они ничего не могут сделать, кроме как говорить «он нам не надоел». Они хотят «честных выборов», убрав как минимум 50 процентов людей, которые голосовали за Лукашенко. Эти люди обеспечат кровавый комок, — сказал он.

Риски для экономики и отношения с Россией

Оба эксперта отмечают, что оппозиционеры навредят белорусской экономике, если займут власть.

— Начнется приватизация, экономика уйдет в частные руки. Они начнут реформу, вырастет безработица, и социалка упадет ниже некуда. Белорусы будут ходить с протянутой рукой. У них у всех есть по второму гражданству. Они авантюристы. Белоруссия пойдет по пути развала, как Украина, — отмечает Рубаев.

Мирсалимова напомнила, что Тихановская и ее сторонники намерены прекратить членство Минска в евразийских структурах: «Теперь барышня требует разорвать все связи и договоры с Россией, выйти из всех договоренностей по Союзному государству, ОДКБ и ЕАЭС. Еще требуется выскрести всех, кто в Белоруссии выступает за союз с Россией. И «вишенка на торте» — в стране должен остаться только белорусский язык, на котором ныне с трудом разговаривает около пяти процентов белорусских граждан».

Разрыв связей с Россией и ЕАЭС ударит по благосостоянию граждан и повысит безработицу на заводах, где и так бастуют рабочие. Львиная доля белорусской продукции реализуется на российском рынке, поэтому евроинтеграция, о которой мечтают оппозиционеры, лишь навредит экономике, уверена белорусский политик.

— Перед новоиспеченными белорусскими управленцами великий опыт украинского «взлета»: Кременчугский автозавод, Львовский автобусный, Харьковский тракторный — нынешние мировые «лидеры» машиностроения. А добавьте сюда самолетостроение, судостроение, «Южмаш» и т. д. Всем ведь понятно, что указанные украинские отрасли «процветают», а рабочие сих предприятий могут запросто позволить себе купить не только виллу где-нибудь в Монако, но и остров на каком-нибудь тихоокеанском атолле, — иронизирует Мирсалимова.

Она считает, что перечисленный список оппозиционеров состоит из «отъявленных русофобов».

Рубаев тоже ожидает разворота Белоруссии на Запад в случае прихода к власти друзей Тихановской: «Если они придут, то забудут про Союзное государство, видоизменят ОДКБ. Милиция станет полицией. Структура станет меняться. Красно-зеленый флаг сменит польский. Начнется встраивание Белоруссии в Европу».

Выборы президента Белоруссии: протесты, задержания и уголовные дела

9 августа в Белоруссии состоялись выборы президента. 14 августа Центризбирком опубликовал окончательные итоги выборов президента в республике. По данным комиссии, за действующего лидера страны Александра Лукашенко проголосовали 80,1 процента избирателей, тогда как за оппозиционного кандидата Светлану Тихановскую — 10,12 процента.

Электоральные мероприятия к концу дня переросли в массовые протесты, которые пришлось подавлять силой. Согласно информации МВД на 10 августа, на митингах были задержаны около трех тысяч человек. Более 50 граждан и 39 сотрудников милиции пострадали, некоторым потребовалась госпитализация.

После протестов Следственный комитет Белоруссии завел уголовные дела о массовых беспорядках и насилии по отношению к милиции. Также было возбуждено уголовное дело в связи с умышленным блокированием гражданами автодорог в Минске во время протестных акций в понедельник, 10 августа.

11 августа в Министерстве здравоохранения Белоруссии сообщили, что более 200 человек находятся на лечении в стационарах в результате беспорядков. В частности, у граждан зафиксированы ушибы мягких тканей, черепно-мозговые и другие виды травм. Также известно о смерти одного человека. При этом, по данным на 11 августа, были задержаны еще около двух тысяч человек, в том числе причастных к организации и проведению массовых акций.

Президент страны Александр Лукашенко 16 августа заявил, что выборы в стране состоялись, фальсификации на них быть не могло. Также МВД Белоруссии сообщило, что митингующих финансируют из-за рубежа. Позже Александр Лукашенко допустил проведение повторных выборов в стране.

Читайте также: «Лукашенко остается один»: политологи рассказали о расколе элит в Белоруссии

amp-next-page separator