Главное
Карта городских событий
Смотреть карту

Топливный кошмар: почему методы США по сдерживанию цен на бензин не работают

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
В мире
Топливный кошмар: почему методы США по сдерживанию цен на бензин не работают
Фото: pixabay.com

На протяжении нескольких недель в США дорожает моторное топливо. Цены на бензин и дизель продолжают бить рекорды даже на фоне принимаемых правительством мер по стабилизации. Происходящее в стране уже назвали «самым тяжелым энергетическим кризисом за последние 50 лет». О том, почему топливо в США дорожает, а борьба с ростом цен неэффективна, «Вечерней Москве» рассказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.

Для того чтобы понять природу топливного кризиса в Штатах, необходимо обратить внимание на факторы, формирующие конечную цену на бензин и дизель. Этих факторов, по словам эксперта, четыре: стоимость сырой нефти, налоги, затраты на нефтепереработку и затраты на дистрибуцию (логистика, зарплаты сотрудникам АЗС и прочие расходы, связанные с доведением продукта до конечного потребителя — прим. «ВМ»).

— Если отталкиваться от этих составляющих, то мы увидим, что основную долю в структуре ценообразования бензина и дизельного топлива на американских АЗС занимает сырая нефть. По оценке Управления энергетической информации США, в марте 2022 года в процентном соотношении к конечной цене сырая нефть занимала 59 процентов в стоимости галлона бензина и 49 процентов — дизеля, — пояснил собеседник «ВМ».

Именно по этой причине правительство США пытается снизить цены на моторное топливо через воздействие на нефтяную составляющую в цене конечной продукции.

Топливный кошмар: почему методы США по сдерживанию цен на бензин не работают Структура ценообразования моторного топлива в США, март 2022 // Источник: U.S. Energy Information Administration

Основная мера, призванная дать желаемый результат, — использование нефтяных резервов. Идея заключается в следующем: вбрасывание резервов на рынок повысит предложение сырой нефти — нефтеперерабатывающие заводы используют ее для производства моторного топлива — увеличенное предложение конечного продукта снизит его цену.

Однако описанная выше мера не работает. По мнению Фролова, это объясняется двумя причинами. Первая — параллельный рост спроса на топливо как в США, так и в мире. А рост спроса подстегивает и рост цен. Вторая — нежелание производителей резко наращивать производство из-за того, что падение цен на бензин и дизель ударит по их бизнесу, как это уже было в 2018 году.

Кроме того, руководство США подает нефтеперерабатывающей отрасли противоречивые сигналы, что вводит производителей в замешательство, отмечает эксперт:

— С одной стороны, правительство продвигает зеленую повестку и кричит: «Нам не нужны нефть и газ, наносящие вред экологии!» С другой — пытается стимулировать увеличение производства.

Фролов полагает, что снизить цены на бензин и дизель в США можно через регулирование налогов. Однако ресурс такого воздействия сильно ограничен, так как доля налогов в конечной стоимости не превышает 12 процентов.

— Налоги — постоянная величина. Совсем отказаться от них Штаты не могут, но даже если попытаться их понизить или субсидировать отрасль, то цена за литр топлива на АЗС снизится максимум на 10–15 центов, — заключил собеседник «ВМ».

На этой неделе цена на бензин в США достигла очередного максимума — 4,483 доллара за галлон. Вместе с этим в стране повысилась стоимость газа до самого высокого показателя более чем за 10 лет. Это угрожает дальнейшим ростом инфляции и увеличением расходов простых американцев.

Подкасты