Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Хрусталь

Хрусталь

Что подразумевается под шумом?

Что подразумевается под шумом?

Гагарин

Гагарин

Водолазка

Водолазка

Наводнение

Наводнение

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Какие профессии считались престижными в СССР?

Какие профессии считались престижными в СССР?

Ювелирные украшения из СССР

Ювелирные украшения из СССР

Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

«Запад уже несет убытки»: что ждет европейские лизинговые компании после отзыва самолетов из России

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Экономика
«Запад уже несет убытки»: что ждет европейские лизинговые компании после отзыва самолетов из России
Фото: Денис Гришкин / АГН Москва

Прекращение участия Airbus и Boeing, а также требование возврата самолетов европейскими лизингодателями к российским авиакомпаниям может привести к серьезному удару по всей авиационной отрасли, и так серьезно пострадавшей от пандемии. Такое мнение «Вечерней Москве» высказал главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Забрать хотят, но не могут

Фактически речь идет об обрушении рынка авиационных производителей и перевозчиков, говорит эксперт. Дело в том, что значительная часть российских гражданских самолетов находится в лизинге у иностранных фирм, но при этом собственники самолетов не могут перегнать борты в страну регистрации из-за закрытого воздушного пространства со странами Запада.

— Наши авиакомпании получают уведомления от владельцев об отзыве самолетов. Они заявляют, что до конца марта должны расторгнуть контракты, но самолеты перегнать к себе не можем, потому что Европа закрыла воздушное пространство. То есть за этим я вижу хитрое уклонение от исполнения решения ЕС. Получается, что вроде забирают, а забрать не могут, — констатировал Гусаров.

Пока из почти 500 гражданских самолетов иностранных лизингодателей, эксплуатирующихся в России, были возвращены собственникам всего несколько лайнеров.

Как быть с обслуживанием

Что будет дальше, пока никому неизвестно. Теоретически самолеты могут и не возвращать. Однако здесь возникают логичные вопросы поддержания летной годности и безопасности полетов. Ведь помимо того, что авиаконцерны прекратили сотрудничество с Россией, то же самое сделали и поставщики авиакомпонентов, включая производителя двигателей CFM.

Более того, действующие ограничения бьют и по лайнерам, производящимся в России. В их числе ближнемагистральный самолет «Сухой Суперджет 100», в котором доля иностранных комплектующих — 68 процентов.

— Нам это грозит в случае худшего сценария серьезным ударом по авиакомпаниям. И тут уже правительство будет решать, кому из них жить, а кому нет. Как при этом обслуживать лайнеры, включая «Сухой», неизвестно, — отметил Гусаров.

Теоретически, конечно, для российских самолетов можно будет наладить поставку оригинальных запчастей через фирмы-посредники в обход санкций, добавил он. А вот с Airbus и Boeing такие схемы будет провернуть через условную Турцию сложнее, поскольку у них каждая запчасть пронумерована и отслеживается.

Как летать будем?

Что касается перевозок внутри страны, то даже с учетом сложностей у авиакомпаний беспокоиться, скорее всего, не стоит. Во-первых, пока самолеты у нас, говорит Роман Гусаров, мы можем на них летать. А во-вторых, если даже их придется вернуть собственникам, можно привлечь к перевозкам иностранные авиакомпании, главным образом азиатские.

— Они с удовольствием нас отвезут и на курорты, и на Дальний Восток. Единственное — потери понесет наша авиационная отрасль, в которой занято огромное количество людей, — пояснил специалист.

Плюс сам «Запад уже несет убытки», прекратив полеты над Россией. По словам Гусарова, это огромный рынок как в плане пассажирских перевозок в Азию, так и по части доставки грузов. Вполне возможно, что уже в скором времени авиационные санкции будут смягчены, если не отменены вовсе.

Что спровоцирует кризис всей отрасли

Но если все-таки дойдет до возврата самолетов, страдать будет не только Россия. Если места для размещения нескольких сотен бортов на Западе еще найдут, то вот расходы на их содержание, консервацию и поддержание летной годности лягут бременем на собственников.

— Западные компании будут пытаться предложить их с дисконтом. Этот актив будет обесцениваться. Кроме того, обесцениваться будет и весь мировой вторичный рынок гражданской авиации, а дальше по цепочке упадет рынок новых самолетов. Ведь в наших авиакомпаниях они в основном молодые, — уточнил Роман Гусаров.

Так что от антироссийских санкций пострадают и Boeing, и Airbus, и весь мировой авиарынок. Потому что у авиаперевозчиков просто не будет смысла заказывать новые самолеты из-за наличия на базах хранения нескольких сотен новых машин, заключил эксперт.

В Росавиации, как сообщает издание «Подъем», о ситуации точно знают и, скорее всего, обязали перевозчиков предоставить информацию по каждому эксплуатирующемуся лайнеру и их лизингодателям, а также запросам компаний по возврату самолетов.

На сегодняшний день, согласно данным аналитической компании IBA, российский и украинский парк гражданской авиации, подвергшийся рискам из-за боевых действий и санкций, находится в лизинге у десяти компаний — шести российских и четырех иностранных. В долях это примерно 45 и 55 процентов в пользу западных фирм.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.