Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Бандиты, измены и (не)сломленные женщины: главные тренды и споры «Кинотавра»

Развлечения
Так понравившийся большинству кинокритиков фильм «Давай разведемся!» нельзя назвать примером феминистического кино по ряду причин
Так понравившийся большинству кинокритиков фильм «Давай разведемся!» нельзя назвать примером феминистического кино по ряду причин / Кадр из фильма «Давай разведемся!»

16 июня в Сочи завершился юбилейный, 30-й «Кинотавр». Главный приз смотра получила дебютная лента Бориса Акопова «Бык». Решение жюри вызвало много споров среди кинокритиков, лидером у которых стал фильм «Верность» Нигины Сайфуллаевой. О главных трендах фестиваля и вопросах, которые после него остались, рассуждает корреспондент «Вечерней Москвы».

Бандитские 90-е

Немалое количество фильмов, презентованных на «Кинотавре» в этом году, вдохновлены закатом ХХ века. Это и личные воспоминания режиссеров, и фантазии, навеянные ностальгией по 90-м, и демонстрация настоящего, являющегося наследием, оставшимся нам после перестройки.

Если короткометражные ленты «Он везет свой грузовик» и «Он мой» оставляют после себя ощущение погружения в личную историю, детство автора, то картина «Большая поэзия» Александра Лунгина, завоевавшая призы в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший актер», является примером того наследия, что осталось нам после лихих 90-х.

Так называемое потерянное поколение все пытается применять себя к современной реальности, понять, как в ней существовать. Что из этого выходит и где зарыт корень проблем, при помощи рефлексии пытается выяснить автор.

Основанная на реальных событиях картина «Бык» погружает зрителя в знакомое россиянам до боли время — период незадолго до отставки Ельцина. Преступные группировки, попытки уехать из страны, мечты о стабильности и выживание — это реперные точки картины Бориса Акопова.

В центре сюжета «Большой поэзии» два инкассатора — Виктор и Леха В центре сюжета «Большой поэзии» два инкассатора — Виктор и Леха / Кадр из фильма «Большая поэзия»

Феминизм

Вторая лежащая на поверхности тема в повестке фестиваля. Так или иначе почти в каждой ленте поднимался вопрос о роли женщины в обществе и той ноше, которую она тащит на себе. Вообще, ярких женских персонажей в фильмах было гораздо больше, чем мужских.

Начиная с «Одессы» — фильма-открытия, где сразу несколько героинь пытаются растормошить своих мужей, заставить их стремиться к большему, забывая в некоторой степени о себе, заканчивая «Французом», в котором независимая и гордая балерина из Москвы попадает в зависимость от собственных чувств к иностранцу.

На мой взгляд, самым феминистическим кино фестиваля стал короткий метр «Кальмар». В нем главная героиня находится на перепутье, пытаясь выбрать для себя, куда двигаться дальше. Долгое время она встречается с женатым мужчиной, но череда событий заставляет ее задуматься о том, кого она любит больше — себя или его?

Так понравившийся большинству кинокритиков фильм «Давай разведемся!» нельзя назвать примером феминистического кино по ряду причин. Во-первых, большую часть ленты мы наблюдаем бесконечную игру стереотипов: жена, которая любит своего мужа больше, чем детей, и единственное, что ее страшит, — его уход из семьи. Все диалоги, хоть и написанные с самоиронией, тем не менее заставляют зрителя снисходительно смеяться над главной героиней в исполнении Анны Михалковой.

Бык тащит мать, сестру и брата. Не жалуется, но родным желает иной жизни Бык тащит мать, сестру и брата. Не жалуется, но родным желает иной жизни / Кадр из фильма «Бык»

Кто-то скажет, что в фильме есть отступление от канонов: она работает врачом-гинекологом, тащит на себе семью, а он занимается детьми и домом. Но давайте задумаемся, насколько много женщин в России тащат на себе семью? Сколько из них получает зарплату большую, чем муж? Сколько одиноких матерей воспитывают детей без чьей-либо помощи? Так в чем же тут тогда смена парадигмы?

История очень банальная: она покупает мужу абонемент в фитнес-клуб, а он находит себе там любовницу и уходит из семьи. Она, конечно же, корит себя, а потом понимает, что может жить без него. Ну надо же, кто бы мог подумать, что так бывает! Большую часть картины мы будем наблюдать за тем, как у Михалковой ничего не получается, а муж счастливо проводит время с молодой подкачанной блондинкой. Спрашивается, где тут о феминизме? Вроде в жизни все так и случается зачастую.

Во-вторых, что самое главное, бесконечный сарказм по поводу происходящего заставлял зрителей в зале относиться к сюжету с юмором, поверхностно вникая в тяжелую драму, с которой каждый может столкнуться в реальности. И ладно бы автор оправдывал героиню, заставляя смотрящего безоговорочно встать на ее сторону. Нет, здесь все вокруг будут придерживаться позиции: «Ну, как-то так вот вышло. Ну, дома не убрано, дети не чесаны, борщ не приготовлен. Ну, сама виновата». Никакой критики мужа при этом в картине нет от слова совсем.

«Керосин» Юсупа Разыкова, напротив, заставляет сопереживать главной героине — пожилой бабушке, всю жизнь положившей на то, чтобы исполнять прихоти и заповеди мужа. Воцерковленный ею, он с фото на стене смотрит на нее каждое утро, день и ночь. Даже после его смерти он является ей во снах, направляя ее по жизни. История настолько же утрированная, насколько и реалистичная. И всех женских персонажей в ней сильно обижают представители сильного пола. Вот уж действительно заставляет стряхнуть с себя оковы патриархата.

Самый крепкий женский образ создала Юлия Высоцкая в ленте Валерии Гай Германики «Мысленный волк». Вот уж тут уважением к главной героине пропитано все.

Александр Паль и Евгения Громова не просто сыграли, они прожили этот интим, разделили его друг с другом Александр Паль и Евгения Громова не просто сыграли, они прожили этот интим, разделили его друг с другом / Кадр из фильма «Верность»

Сексуальная свобода

Самый обсуждаемый вопрос кинофестиваля «Кинотавр» — стали или не стали наконец в России снимать кино, которое не стесняется показывать на экране всеобъемлющую страсть. СССР вроде как давно распался, а подлинного интима (не порнографии, а именно трепета близости) у нас в кинематографе до сих пор нет. Есть, конечно, разные попытки, но с примерами мирового кинематографа не сравнить. С мощью «Последнего танго в Париже», например.

В связи с этим победителем «Кинотавра» многие желали видеть картину Нигины Сайфуллаевой «Верность». Тут надо отметить, что и режиссер, и ее съемочная группа — удивительно мудрые и тонко чувствующие как кино, так и жизнь люди. Это действительно хороший фильм, демонстрирующий, что мы сами — худшие свои враги. Что наш разум постоянно ведет борьбу с нами, и выигрываем довольно часто не мы. Наш «темный попутчик» всегда найдет за что зацепиться в настоящем, увидит знаки там, где их нет, и приведет нас не туда, где мы хотим оказаться. Если говорить просто — мы слишком много думаем. И додумываем.

В ленте Нигины есть замечательная по своей правдоподобности интимная сцена. Александр Паль и Евгения Громова не просто сыграли, они прожили этот момент и разделили его на двоих, будто присутствующей вокруг съемочной группы вовсе не было.

Однако, помимо этого прекрасного кинематографического артефакта, картине не хватает содержания. Здесь нет новой идеи/интересного воплощения старой, нет драматургии «на разрыв аорты». Это не «Аритмия» (фильм-победитель 28-го «Кинотавра») Бориса Хлебникова, при всем желании. О том, что женщина может изменять своему мужчине, а он — любить ее в ответ, еще в 2015 году, качественно пробирая до каждой клетки тела, рассказал нам Вадим Перельман в сериале «Измены». Героиня Елены Лядовой — вот и феминизм, и сексуальная свобода в одном флаконе, да такая, с которой еще долго никто на кинополотне не сможет посоревноваться.

Кстати, многие критики вообще считают, что в этом году программа слабая. Нет таких фильмов, которые могли бы стать бесспорными лидерами, как, например, прошлогодняя «Война Анны» Алексея Федорченко. К слову, в рамках новой программы Work in Progress представили 10-минутный ролик из его нового проекта «Последняя Милая Болгария». Это своеобразное обращение к Эйзенштейну, художественный эксперимент.

Проект многообещающий, ни на что не похожий. Ну, разве что скрестить друг с другом самые странные постановки Мариинки/«Гоголь-центра», не менее виртуозные фильмы Ренаты Литвиновой, «Андрея Рублева» Тарковского, «Догвилль» Триера… Шизофреническая поэзия. Что-то невероятное, остается только томно ждать. Снят по повести Михаила Зощенко.

В ленте Нигины есть замечательная по своей правдоподобности интимная сцена В ленте Нигины есть замечательная по своей правдоподобности интимная сцена / Кадр из фильма «Верность»

Ну что тут непонятного?

Анализируя итоги юбилейного, 30-го «Кинотавра», долго пыталась найти ответ на вопрос о том, почему лучшей короткометражной работой признали «Топливо» Михаила Архипова.

Этот фильм-метаморфоза показался мне неубедительной попыткой воспроизвести тарковщину. У «Топлива» есть харизма, но нет внутренней философии. Переусложненный язык повествования, пытающийся скрыть отсутствие гениальности под псевдоинтеллектуальной оболочкой, превращает красивый спектакль в пустую буффонаду. Сюжета как такового нет, молодой человек попадает в сарай алхимика, где пытается добыть топливо при помощи чудо-машины с зарисовок а-ля Леонардо да Винчи. Неясным образом ближе к финалу в картину врывается политика.

Тут бытует мнение, что это советский авангард. Кто-то любит, кто-то нет. Визуально впечатляет, спорить не буду. И не то чтобы я не понимала современное искусство или не смогла оценить ту же саунд-поэзию. Идеи о том, что форма может господствовать над смыслом, и наоборот мне доступны. Да, работа колоритная, да, мало кто сумеет так сделать. Кроме того, по-настоящему хороших, качественных, трогающих, запоминающихся короткометражек в смотре куда больше, чем тех же примеров из конкурсной программы полного метра. Так что и этот выбор жюри легко объясним.

Подробнее о том, что из себя представляла программа основного конкурса короткого метра, сообщалось ранее.

Читайте также: Александр Лунгин: Кино, в котором мы находимся, должно быть осмысленным

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.