Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Московский бриз

Город
Московский бриз
Прохладная и дождливая погода вернется в столицу во вторник, 2 октября / Фото: Пилагия Замятина,«Вечерняя Москва»
Академик Российской экологической академии, доктор биологических наук, член экспертного совета Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, начальник мастерской «ГАУ Институт Генплана Москвы» Александр Минин рассказал «Вечерней Москве» об экологической ситуации в городе и о том, что может сделать каждый из нас уже сегодня, чтобы помочь природе.

— Расскажите о Москве как о мегаполисе в природном отношении? И об атмосферных процессах, которые происходят в городе?

— Москва — весьма примечательный и своеобразный в природном отношении мегаполис в сравнении с другими мировыми крупнейшими городами. В основном они располагаются на побережьях морей, океанов, берегах крупных рек. На стыке суши и воды формируются активные обменные процессы — бризы, которые «продувают» города и поддерживают в них благоприятную экологическую ситуацию.

Москва — крупнейший мегаполис планеты, располагающийся в центре огромной равнины, за тысячи километров от морей и гор, в области умеренно континентального климата. Здесь четко выражены четыре времени года, жаркое лето и суровая зима, преобладает западное направление ветров, но летом нередки и восточные.

Наш город развивался, как и любой природный объект в однородной среде (река Москва стала препятствием в развитии города лишь для Бульварного кольца, которое осталось незамкнутым), осваивая прилегающие территории по периметру круга, кольцами. Шаровидные, округлые формы в природе наиболее экономичны и эффективны с энергетических позиций; для древних городов на равнинах круговая планировка с последовательными рядами защитных сооружений была наиболее эффективна при обороне. Кроме того центрическая, радиально-кольцевая структура плана столичного города отвечала монархическому началу в государственном устройстве. Важно отметить также сохранение в Москве на протяжении истории больших по площади усадебных комплексов, которые также вносили вклад в экологическую стабильность территории по мере их поглощения городом.

Московский бриз Из пластиковых бутылок можно извлечь колоссальную пользу / Фото: Михаил Подобед, «Вечерняя Москва»

В старой Москве сформировался, подобный морскому бризу, свой механизм «очистки» атмосферы. Дело в том, что крупный город является мощным источником тепла (энергии) в атмосферу, разница в температурах между центром и окраинами Москвы могут достигать 5–10 градусов. В центральной части города, в районах крупномасштабной застройки, возникают сильные восходящие потоки воздуха. Этот процесс вызывает компенсирующее движение воздушных потоков в приземных слоях атмосферы с окраин города в центр. Это явление и называется городским бризом.

Коридорами для движения воздуха выступают речные долины, овражно-балочная сеть, радиальные транспортные и инженерные коммуникации (железнодорожные, автомобильные магистрали, линии ЛЭП — этому способствовала радиально-кольцевая структура города!). Зарождаются воздушные потоки за городом, в лесах Подмосковья. Именно поэтому градостроители долгие годы настаивали на формировании и сохранении лесопаркового защитного пояса вокруг Москвы, особенно в западном секторе, который бы обеспечивал поступление сравнительно чистого воздуха в город. Скорости потоков небольшие, но они устойчивые и обеспечивают «проветривание» города. Благодаря ему до последнего времени в Москве можно было нормально дышать даже в центре (за исключением периодов с неблагоприятной метеорологической обстановкой, когда блокируется бриз). Еще одна особенность Москвы состоит в том, что западная половина возвышенная по отношению к низинной восточной. Поэтому поверхностный и подземный сток также ориентирован на восток. В историческом развитии Москвы это находило отражение: на восточной половине развивались производства, особенно грязные (кузнечные, ткацкие, красильные и пр.), на западной — жилье, торговля и др.
 
— Расскажите о проектах озеленения города? Что происходит сегодня и как это влияет на наш город с климатической точки зрения?

— Озеленение играют одну из ключевых функций в обеспечении благоприятной среды в городе. Каждое растение в силу биологических особенностей поглощает из почвы, воздуха различные вещества, воду и выделяет в атмосферу уже другие вещества, более пригодные для нас. Когда растения объединены в сообщества (парки, лесопарки и пр.), образуются круговороты вещества и энергии — основа благополучия окружающей нас среды. Поэтому каждое растение, даже во дворе, представляет для города и конкретного дома ценность значительно большую, чем отдельное растение где-нибудь в тайге. Все вместе растения образуют «зеленую сеть», которая пронизывает город и обеспечивает его экологически устойчивое развитие путем «оказания экосистемных услуг» — регулирования теплового и водного режима, газового состава нижних слоев атмосферы, поддержания биоразнообразия, создания позитивной визуальной среды и др.

А система озеленения очень важна для формирования благоприятного мезо- и микроклимата в городе. Это породный состав, устойчивость растений к городским условиям, ярусная структура и планировочная организация зеленых насаждений и многое другое. Все эти факторы необходимо изучать, оценивать их роль в городе, рекреационную емкость и потенциал озелененных территорий, их экономическую эффективность. Например, можно вырубить несколько гектаров леса, чтобы построить торговый центр, парковки и т.д. Наверно, какая-то выгода от этого будет. Но сколько будет стоить компенсация экосистемных услуг (регулирование температурного режима и влажности, ветровых нагрузок, выделение кислорода и фитонцидов, обеззараживающих воздух, поглощение СО2, рекреационные услуги и прочее) на этой территории современными техническими средствами? Сколько, например, нужно поставить кондиционеров и затратить энергии, чтобы на нескольких гектарах городской земли в летний зной поддерживать пониженную на 5–7 градусов температуру и повышенную влажность воздуха? А все эти факторы отражаются на качестве городской среды и здоровье человека.

Московский бриз За 1 год зеленые насаждения Москвы (старой) задерживают 2 320 000 тонн пыли, выделяют 580 000 тонн кислорода, поглощают 812 000 тонн углекислого газа / Фото: Наталия Нечаева «Вечерняя Москва»

Некоторые (всего лишь) практические аспекты экосистемных услуг.

За 1 год зеленые насаждения Москвы (старой) задерживают 2 320 000 тонн пыли, выделяют 580 000 тонн кислорода, поглощают 812 000 тонн углекислого газа, выделяют 17 400 тонн фитонцидов, снижают температуру воздуха в скверах и на бульварах на 1,5–3,0 °С, а в парках и лесопарках до 10 °С относительно открытых пространств в летнюю жару и, соответственно, повышают относительную влажность воздуха на 2–8% и 10–13%.

Много это или мало? Например, выделяемое количество кислорода за 1 год поглощают чуть более 1 900 000 человек или 318 000 автомобилей, а выделяют поглощаемое количество углекислого газа 11 600 000 человек или около 37 000 автомобилей.

Понятно, что оценки очень приблизительны, но в целом они отражают характер проблемы. Судя даже только по балансу кислорода и углекислого газа, существующие зеленые насаждения в старой Москве уже не могут обслужить город (только легковых автомобилей в Москве насчитывается более 5 млн, а постоянно проживает 12 млн жителей). Следовательно, Москва использует экосистемные услуги прилегающих территорий. На этом очевидном обстоятельстве, на наш взгляд, и должна строиться стратегия устойчивого развития Москвы, чтобы не повторить судьбу исчезнувших древних городов и цивилизаций. А повторить ее можно, как бы это ни казалось парадоксальным сейчас. Вспомним лето 2010 года в Москве: если бы теплый сезон в наших широтах был дольше, из-за лесных и торфяных пожаров в Москве давно уже было бы невозможно жить. Но с потеплением климата такая ситуация становится все более реальной. Зима 2013–2014 годов стала рекордно малоснежной, что в совокупности с огромным объемом пораженных типографом деревьев, сухостоя, валежника в лесах Подмосковья, осушенных торфяников делало повторение лета 2010 года в Москве более чем вероятным. Лишь экстренные меры по обводнению болот помогли снизить этот риск. Однако из-за малого запаса влаги в почве продолжится деградация ельников, очень чувствительных к засухе, которые не успел поразить типограф. Учитывая масштабы монокультурных еловых насаждений в Московском регионе (которые в послевоенные годы искусственно формировались на огромных площадях, поскольку расчет был на обеспечение региона быстро растущей древесиной), мы на многие годы вперед получили большую экологическую проблему для Москвы. Кстати, и типограф не получил бы такой свободы, если бы монокультуры ели не занимали такие площади.

— Вы входите в экспертный совет Премии Правительства Москвы Департамента природопользования и охраны окружающей среды. Расскажите об интересных проектах в сфере экологии города и как вообще сегодня эта отрасль развивается?

— Проекты (на конкурс по благоустройству) рассматривали почти год назад, конкретно не помню, но были неплохие: например, установка солнечных батарей на крышах остановок общественного транспорта с целью их автономного освещения; варианты крышного и вертикального озеленения.

— Может ли каждый обычный человек, житель нашего мегаполиса, как-то помочь нашей природе? Вот, например, одно время говорили, что использование аэрозолей увеличивает озоновые дыры… Что мы можем сделать, чтобы помочь нашей экологии? И как, на ваш взгляд, в целом изменилась экологическая обстановка в городе за последние пять лет?

— Каждый может помочь и должен, если хочет жить в нормальных условиях. Главное, вести себя «экологически»: минимизировать выброс мусора (не выбрасывать сразу пакеты, упаковку и пр., что может быть использовано неоднократно), в том числе не мусорить на улице, в парках, на природе; поддерживать направление на раздельный сбор мусора; минимизировать использование автомобиля; экономить воду и электроэнергию. Казалось бы, это простые вещи, но, к сожалению, даже они не всегда выполняются, а в условиях многомиллионного города последствия их несоблюдения весьма пагубны и масштабны. Важно понимать и ориентироваться на экологически устойчивое развитие города, требовать поддерживать реализацию экологоориентированных проектов и программ, поскольку можно прожить без машины, но без чистого воздуха и воды — пока ни у кого не получалось.

Московский бриз Из пластиковых бутылок можно извлечь колоссальную пользу / Фото: Михаил Подобед, «Вечерняя Москва»

Экологическая ситуация — понятие широкое. По загрязнению воздуха, вероятно, стало лучше благодаря обновляющемуся на более современный машинному парку с более экологичными двигателями и топливом (автомобили вносят основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха в городе). Но это ведь не только загрязнение воздуха. Несмотря на все разговоры об экологических приоритетах, возрастает в старой Москве (да и в новой тоже) плотность застройки. Транспортные коммуникации развиваются еще более стремительно. Увеличивается количество населения, и в целом пресс на природную среду города устойчиво возрастает. К тому же, чтобы оценивать изменения ситуации, необходимо иметь длительные ряды объективных сопоставимых данных о состоянии компонентов природной среды, с чем есть проблемы.

Поэтому некоторые общие направления стратегии устойчивого развития Москвы вытекают из сложившейся ситуации. Это максимальное сокращение производства, связанного с загрязнением природной среды, и развитие сферы услуг; жесткое регулирование и формирование системы стимулирующих и ограничивающих мер в сфере транспорта, направленных на повышение эффективности организации движения, экологических требований к транспортным средствам и топливам, развитие общественного транспорта и т.д.; жесткая миграционная политика и в идеале перенос столицы из Москвы (страна большая и надо давать стимулы развития другим регионам, да и Москву разгрузить от излишнего внимания); формирование эффективной и научно обоснованной системы природных и особо охраняемых природных территорий, озелененных территорий в городе (природно-экологического каркаса), повышение качества зеленых насаждений с целью максимально эффективного выполнения ими жизненно необходимых для города экосистемных функций.

СПРАВКА

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы вновь принимает заявки на лучшие проекты, связанные с экологическими решениями для города. Принять участие могут все желающие.

Конкурс проводится по двум направлениям: лучший проект комплексного благоустройства природных и озелененных территорий столицы и лучший проект в области охраны окружающей среды.

Конкурс призван повысить экологическую осознанность москвичей, поддерживать организации, студентов, аспирантов и преподавателей профильных вузов в создании инновационных проектов для восстановления и развития зеленых зон столицы, важных для всего городского сообщества, и привлечь внимание к проблемам охраны окружающей среды.

Проекты будет рассматривать экспертный совет при Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, который возглавляет Кульбачевский. Жюри будет обращать внимание на инновационность решений для теоретических проектов и на реальный вклад уже реализованных проектов в охрану окружающей среды, а также на их социальную значимость.

Подробнее прочитать о правилах конкурса можно здесь и здесь.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.