Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Северный речной вокзал: как изменился один из главных символов столицы

Город
Северный речной вокзал: как изменился один из главных символов столицы
Фото: Андрей Никеричев / АГН Москва
Россия, Москва, Северный речной вокзал Карта всех событий

Одним из ярких событий 2020 года в Москве стало открытие обновленного здания Северного речного вокзала (СРВ). «Вечерняя Москва» узнала, как менялся один из символов столицы, какую роль он должен был выполнять изначально и какие перспективы ждут его в будущем.

«Сталинский ампир» и Дворец дожей в Венеции

Северный речной вокзал — уникальный памятник архитектуры, который был построен в 1937 году на Химкинском водохранилище по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского. Здание в стиле «сталинский ампир» является одним из главных сооружений канала имени Москвы, открытого в том же году для судоходства.

Внешне сооружение напоминает двухпалубный корабль. Но известно, что архитектор Алексей Рухлядев вдохновлялся образом Дворца дожей в Венеции. Вместе со шпилем, увенчанным пятиконечной звездой, высота строения составляет 75 метров, а его длина по фасаду — 150 метров.

Здание украшают центральные трехарочные лоджии-порталы с 24 круглыми полихромными керамическими медальонами и картушами, четырехгранные и круглые колонны, балюстрады галерей, лепной декор, междуэтажные тяги, софитные карнизы.

Стены облицованы мрамором, а центральные порталы — натуральным камнем. На настенных панно внутри здания изображены государственные гербы советских республик, снаружи — различные картины, показывающие довоенную Москву. В ходе реставрации все это было восстановлено.

Также благоустроили и территорию вокруг вокзала. Там разбили парк, обустроили места для отдыха и благоустроили детские площадки. На его территории также разбросаны несколько кафе и ресторанов. Можно перекусить, взять кофе с собой. Главной особенностью парка стал ручей — модель канала имени Москвы с уменьшенными копиями шлюзов и других зданий. На берегу ручья посетители могут приятно провести время, например, запуская кораблики.

Как рассказала «ВМ» историк Наталья Самовер, с учетом долгого запустения работы по реставрации были выполнены образцово:

— Эта реставрация научная, очень высокого качества, на которую нужно ориентироваться и радоваться ей. Мы имеем речной вокзал абсолютно в том виде, в котором он был задуман его автором.

Она также отметила, что Северный речной вокзал был одним из самых знаковых произведений советской архитектуры 1930-х годов.

— Это очень удачная постройка, которая воплощала в своем образе идею радостного, солнечного, летнего круизного настроения. Очень долго работа замечательного советского зодчего Алексея Рухлядева находилась в запущенном состоянии. Чтобы понять, что это такое, достаточно посмотреть на станции первой линии Московского метрополитена. Они все созданы в дворцовом стиле. По сути, все эти сооружения — дворцы транспорта, подземного и речного в данном случае, — отметила специалист.

При этом и Самовер, и руководитель аналитического отдела Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Ольга Грицан подчеркнули, что этот объект значим не только в архитектуре.

— Ансамбль Северного речного вокзала — это своеобразный памятник трагической истории создания гидротехнической системы, коренным образом изменившей водно-транспортный потенциал столицы СССР, — объяснила Ольга Грицан.

В обновленном здании вокзала располагаются ресторан, музейная экспозиция с изображением старой карты Москвы и моделью гидросамолета S-43. Последнее — напоминание о том, что некоторое время в акватории Химкинского водохранилища акватории взлетали и садились на воду самолеты (прямо напротив СРВ располагались гидроаэродром Захарково и база полярной авиации, которые закрыли в конце 1950-х годов). Кроме ресторана и музейной части, в здании вокзала работают офисы круизных компаний.

После реконструкции для посетителей открыты два яруса вокзала и крыша, где располагается башня с 27-метровым шпилем. На самый верх доступ закрыт.

Северный речной вокзал: как изменился один из главных символов столицы Фото: Руслан Давлетшин, «Вечерняя Москва»

Перед началом реставрации концепцию поддержали 77 процентов участников «Активного гражданина». На днях в проекте «Активный гражданин» открылось новое голосование. Теперь москвичам предлагают оценить обновленный парк и здание Северного речного вокзала.

Проект для онлайн-голосований по вопросам городского развития «Активный гражданин» был запущен в 2014 году. За это время к нему присоединились более 4,7 миллиона человек. Благодаря проекту москвичи могут сами решить, какие улицы и парки в столице необходимо благоустроить, внести предложения по работе городских поликлиник и библиотек, а также выбрать мероприятия и темы для фестивалей и праздников. С момента запуска проекта москвичи приняли участие более чем в 4,7 тысячи голосований.

Объект культурно-инфраструктурного значения

Значительную часть своей истории СРВ использовался по прямому назначению — как объект транспортной инфраструктуры. Сначала это было непосредственно пассажирское сообщение, а уже после Великой Отечественной войны к нему добавилось и туристическое. Однако в конце 1980-х отрасль начала приходить в упадок. С начала 1990-х новые суда не строили, а старые отошли частным лицам.

В 2010-м здание закрыли на реставрацию, а вновь открыли для посетителей в День города, 5 сентября 2020 года. Тогда же на территории СРВ состоялась и первая свадьба.

Чуть позже к причалам Северного речного порта впервые за десятки лет подошел новый круизный лайнер — «Мустай Карим». Он является единственным крупным пассажирским судном, построенным за последние 60 лет в России. По словам Самовер, в России десятилетиями медленно умирал речной транспорт, и фактически вместе с отреставрированным речным вокзалом начала преображаться вся отрасль.

— Мы — великая речная держава. Всегда ею были и, надеюсь, ею останемся. Речной туризм и речной транспорт — это будущее. И сейчас, стоя в начальной точке этого будущего, мы видим, куда надо идти. То, что теперь теплоходы получили возможность приставать к сказочному, абсолютно необыкновенному речному вокзалу, — замечательно. Раньше они принимали и высаживали пассажиров в довольно непривлекательных местах, а теперь это потрясающая финальная и начальная точка круиза, которая должна сама по себе привлекать туристов, — заявила историк.

Северный речной вокзал: как изменился один из главных символов столицы Фото: Руслан Давлетшин, «Вечерняя Москва»

Будущие перспективы

Независимо от навигации, парк и здание пассажирского порта можно бесплатно посещать круглый год с утра до вечера. С момента открытия Северный речной вокзал уже стал одним из востребованных мест притяжения горожан. По нему можно прогуляться и с аудиогидом, а для тех, кто не может выйти из дома по тем или иным причинам, существует вариант виртуальной экскурсии.

По мнению Натальи Самовер, скорее всего, с учетом российского климата вокзал по прямому назначению будет использоваться только в период навигации, и основная его жизнь, как и задумывалось, станет проходить в летнее время. Но ресторан и само здание в любом случае открыты всегда.

Ольга Грицан отметила, что после завершения реставрации здания Северного речного вокзала и благоустройства прилегающего парка восприятие территории изменилось, поэтому значение ее как туристического аттрактора со временем будет возрастать, повысится интенсивность движения круизных и экскурсионных теплоходов, возможно, и внутригородского речного транспорта.

— Несмотря на то что роль Северного речного вокзала как центрального объекта транспортной инфраструктуры в прежнем объеме не восстановится, можно ожидать имиджевого развития его ансамбля благодаря архитектурному своеобразию, исторической значимости, туристскому и рекреационному потенциалу, — подытожила специалист.

Преобразится СРВ и к Новому году. Территорию вокруг него украсят елью высотой в 12 метров. Также там установят световой шар, светящиеся цифры «2021» и декоративные праздничные конструкции. Завершить монтаж конструкции планируется к 14 декабря.

Кроме того, к 2023 году станции метро «Речной вокзал» и «Сходненская» планируется соединить канатной дорогой над Химкинским водохранилищем. Пассажиропоток на ней должен составить 19 тысяч человек в сутки.

Добраться до Северного речного вокзала можно на метро по «зеленой» Замоскворецкой линии до станции «Речной вокзал», пройдя через парк «Дружбы» и Ленинградское шоссе, либо на автобусах от станций «Войковская» и «Водный стадион» до остановки «Северной речной вокзал», а далее перейти по подземному переходу Ленинградское шоссе.

Читайте также: Уникальное здание спасли благодаря реконструкции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.