Кухня

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Библиотеки

Великий пост

Тайна стволовых клеток

[b]Всегда считалось, что нервные клетки не восстанавливаются, тем более если речь идет о клетках спинного мозга. И верно, американские ученые пытались экспериментировать на мышах, но парализованные зверушки так и не обрели способности двигаться. И вот российские медики из клиники неврологии при Онкологическом научном центре им. Блохина объявили: искалеченные позвоночник и спинной мозг могут быть восстановлены. Что и было подтверждено: первые операции, проведенные в стенах клиники, закончились успехом.[/b]Женщина плачет, но теперь не от горя, а от радости. Ее 17-летний сын Павел, еще несколько месяцев назад прикованный к больничной койке, теперь сидит и самостоятельно ест из миски суп. После обеда он опять будет тренироваться: спускать еще не очень послушные ноги на пол и пытаться сделать первые шаги.– Летом он неудачно нырнул, повредил позвоночник, – вспоминает мать. – Его принесли товарищи на руках. Сначала мы думали, что это перелом, но потом выяснилось: поврежден спинной мозг. Врачи сказали, что восстанавливать его не умеют даже в самых лучших клиниках мира.Мальчик был парализован полностью, надеяться оставалось только на чудо… И вот оно произошло.[b]Генеральный директор клиники восстановительной неврологии и терапии Онкологического центра им. Н. Н. Блохина РАМН профессор Андрей БРЮХОВЕЦКИЙ [/b]решился на трансплантацию в поврежденный спинной мозг стволовых клеток после долгих раздумий и экспериментов. Успех превзошел все ожидания.Одна из его пациенток Оля шесть лет назад пострадала в автокатастрофе. Тогда ей было одиннадцать. С тех пор девочка лишилась возможности передвигаться. Читала книжки, смотрела телевизор, лежа в постели.Иногда, как сама признается, отчаивалась – неужели уже никогда не сможет жить полноценной жизнью? Только ее папа Олег Чмелев не сдавался: начинал каждое утро с просмотра мировых медицинских новостей в газетах и Интернете. Ведь наука не стоит на месте, должны придумать что-то и для Оли… Так он вышел на клинику восстановительной неврологии и терапии. Операция оказалась сложной и заняла несколько часов.Когда профессор Брюховецкий задумал сделать первую такую операцию, перед ним встал вопрос: где взять стволовые клетки для нервных тканей? Ответ пришел сам собой – в носу, на слизистой оболочке, где находится огромное количество нервных окончаний. А происходит все так. Берут небольшой фрагмент ткани, затем в специальном растворе выращивают клеточный препарат. В результате получаются стволовые клетки нервных тканей. В том числе и нейронов, необходимых для передачи всех реакций спинного мозга. Клетки вводят в биологический гель и набирают в специальный шприц. Этим составом заполняют поврежденную зону. Так восстанавливают позвонок за позвонком.– До нас никто в мире ничего подобного не делал, – говорит профессор. – Фактически мы движемся по целине. Начиная операции, я был в сильнейшем волнении. Ведь неизвестно, как организм отреагирует на трансплантацию тканей, как поведет себя мозг, не возникнет ли непредвиденных осложнений. Поэтому договорились с коллегами – пока не рассказывать об этом широкой общественности. Чтобы не сглазить… Врачи подчеркивают: это не были опыты на людях. Позади – многолетние эксперименты на животных и жесткая экспертиза Академии наук и Минздрава. Поэтому успеха можно было ожидать. Однако полной уверенности не было: человеческий организм уникален…Профессор Брюховецкий признается, что живет порой как в сказке: «Чем дальше, тем страшнее». Он ученый-экспериментатор, а не теоретик, и объяснить, как эти клетки восстанавливают поврежденный мозг, не может. «Все это – предмет серьезных исследований в будущем. Но это чертовски интересно!» – убежден доктор.Существование стволовых клеток в костном мозге доказал еще в начале 70-х советский ученый Александр Фриденштейн, а первая эмбриональная стволовая клетка была выделена из зародыша мыши в Великобритании в 1981 году. Сейчас науке известно главное качество этих телец – они не имеют специализации. То есть способны развиться в любой вид ткани: в кость, мышцу, нервные клетки, ткань печени, почек и т. д. Это означает почти неограниченные возможности их применения.– Аналитики журнала Science предсказывают, что самой широкой областью применения стволовых клеток в медицине уже через 3–5 лет станут сердечно-сосудистые заболевания, – говорит [b]директор Института экспериментальной кардиологии Кардиокомплекса Минздрава РФ Владимир СМИРНОВ[/b]. – От таких заболеваний в России умирают до 1,5 млн. человек в год. Это самый высокий показатель в мире.Лечение стволовыми клетками действительно может вывести кардиологию из тупика. По статистике примерно половина больных, перенесших инфаркт, умирает в течение пяти последующих лет. Современная лекарственная терапия достигла потолка своих возможностей. Но если в течение первых шести дней после приступа ввести стволовые клетки больному с инфарктом миокарда, сердечная мышца полностью заживает, не остается рубца. Однако пока мы не знаем, каким именно образом это происходит.[b]Кардиохирург Ренат АКЧУРИН [/b]во время операций по аортокоронарному шунтированию (такую операцию он делал в 1996 году Борису Ельцину) вводит в сердечную мышцу концентрат стволовых клеток самого пациента – так восстановление происходит намного быстрее.Второе место по числу потенциальных потребителей клеточной терапии занимают больные сахарным диабетом. Затем идут болезни суставов, рак, неврологические недуги. В будущем стволовые клетки предполагается использовать в качестве строительного материала при выращивании органов для трансплантации. Источники клеток разнообразны. У взрослого человека это подкожный жир, печень, скелетные мышцы, волосяные фолликулы кожи. Стволовые клетки получают и из эмбрионов, выращенных в пробирке или погибших в результате аборта.Ученые работают сейчас над созданием так называемой универсальной стволовой клетки, которую можно размножать в больших количествах и без риска отторжения использовать для лечения. Если это случится, препараты из стволовых клеток будут продаваться в любой аптеке. Пока такое, конечно, фантастика, но вполне научная.